Неравный брак.
zina_korzina — 16.07.2010- Сегодня в качестве иллюстраций - свадебная мода. Журнал
'Siluett'. Весна. 1975 год.
1. «Неравный брак-1».
Надо сказать, что люди с различным уровнем интеллекта весьма редко создавали крепкую советскую семью. Разумеется, народ с умилением наблюдал за развитием любовной интриги в фильме «Весна на Заречной улице». Этакая вещь в духе Лопе де Вега (не меньше), только знатность новой Дианы де Бельфлёр заменило высшее образование и статус преподавательницы. Что ж, Советская Власть создала новую аристократию в лице интеллигенции, а учительница виделась чем-то, вроде рафинированной донны, воспитанной в монастыре кармелиток. Ах-ах. И если лопе-де-веговскому Теодоро надо было социально подняться к возлюбленой Диане, то пацану с Заречной улицы можно было ограничиться хорошей учёбой и тягой к прогрессивному инжинирингу.
Эту тему продолжила «Большая перемена», где Принцесса стыдится своего Ганжи: «Мой муж двоечник!!!» Из той же серии, по сути, роман Кати и Гоши из фильма про жизнь, которая начинается только после сорока... Она - Королева химпрома, он - гениальный Мастер, но пропасть между ними - бесконечна. Всё это имеет корни в сказках - там вечно Иван-крестьянский сын (необязательно - дурак!) берёт в жёны царевну. Никто никогда так и не узнал, о чём будут потом говорить эти супруги и, возможно, когда царевна в очередной раз завернёт что-нибудь про безнейтринный двойной бета-распад, Иванушка жахнет той царевне по кокошнику...
- Журнал 'Siluett'. Весна. 1975 год.
Как правило, люди с различным уровнем знаний имели различные же интересы, а различие в интересах влекло за собой различие в восприятии мира. Да, скрипачку могла на мгновение поразить брутальность сантехника, а его, в свою очередь, тонкость-звонкость (и очки) скрипачки. Но потом ей надоедали матюги, а ему - пиццикаты. «Я знаю, мы с Вами из разных социальных пластов, но ведь нас Судьба свела!» - кричала Раиса Захаровна, от которой смертельно устал Вася Кузякин. Раиса от него тоже устала, но ей так хотелось замуж! Сначала Васе было дико интересно узнавать про телекинез и про тарелочки - Надюха-то, поди, такого не расскажет, да ещё и поварёшкой успокоит. А потом как-то вот надоело жрать силос без хлеба и слушать Массне. Захотелось в родные пампасы, к привычным пенатам - с пивком, голубями и нажористым супом из рульки.
Повторюсь - в эпоху развитого социализма интересы у людей с различным образованием были предельно различны. Ибо чтение, получение знаний, слушание классики - были чем-то, вроде установления кастовых перегородок. Инженер, учитель, врач, а тем более - учёный принадлежали к некоей брахманской касте и могли уживаться только с супругами из той же среды. Наверное, были приятные исключения. Например, в фильме «День свадьбы придётся уточнить» показаны прелюбопытные отношения. Он - плакатный пролетарий из рабочей династии. Она - интеллигентная дамочка, да ещё и со шлейфом развода. Он привык к патриархальной благости семейных обедов, к домашней субординации, к простоте чувств и ощущений. Она вся соткана из фантазий и противоречий (как положено) и совсем не привыкла к послушанию. Она привыкла к иному типу мужчин - на неё нельзя прикрикивать, в её картине мира отсутствует такой вид отношений.
- Журнал 'Siluett'. Весна. 1975 год.
2. «Неравный брак-2».
Другим препятствием в воздании гармоничных отношений могло выступать различие в уровне доходов, хотя, официально считалось, что в Советском Союзе отсутствуют, как богатые, так и бедные. Конечно, быть очень богатым и очень бедным в СССР было никак не возможно - государство помогало и тем, и другим. Первых оно ограничивало в возможностях обогащения, вторых - пасло и пестовало, не давая соскользывать в нищету. В общем, ни майбаховладельцев, ни трясущихся старушонок, выводящих рулады возле Метро тогда не было. Но были просто хорошо обеспеченные люди, у которых дома могло стоять по два телевизора, иной раз даже импортных. Эту тему как-то старались не трогать - проблема была, но она рисовалась именно проблемой, а не пасторалью (как в случае с училкой и сталеваром). По настоящему об этом стали говорить только в Перестройку. Тому пример - фильм «Курьер». Речь не идёт о свадьбе, просто показан флирт «упакованной» дочки и паренька с раёна.
В этом случае противниками союза выступали родители «богатой» стороны. В фильме «Валентин и Валентина», снятом по одноимённой пьесе М.Рощина, были особым образом расставлены акценты. Девочка была показана не столько рафинированно-интеллигентной, сколько именно обеспеченной, тогда как её возлюбленный был не просто сыном проводницы, а именно - бедняком, лузером. Но наиболее остро эта тема Принцев и Золушек была поставлена в молодёжной драме «Соблазн», где старшеклассница из «простых» влюбилась в смазливенького мажора. Девочке, в конечном итоге, указали её место. Разумеется, такие союзы имели место, но были крайне редки. В СССР, как правило, наличие денег было следствием высокого положения семьи - это могли быть крупные учёные, военные, партийные руководители, главврачи клиник, директора заводов. Это были семьи не только с достатком, но и с определённым статусом. Не было принято брать к себе в клан с «улицы»...
- Журнал 'R?gas Modes'. Осень. 1987 год.
- В общем, как ни крути, как ни называй человека и общественный
строй, как ни разрушай сословные и кастовые предрассудки, всё
остаётся на своих местах - аристократ будет искать аристократку,
богач - богачку, даже если все понятия и названия отменены
Декретом.
|
</> |