Немножко о разой технике.

топ 100 блогов poruchik_sr01.04.2017
Немножко о разой технике.      Коротенько хочу объяснить что происходит со SpaceX и в чем его отличие от Роскосмоса.
   Сейчас после очередного успеха Маска с повторным запуском спутника на уже летавшей и возвращенной ступени     поднялось       много вони по поводу того как Маск "доит" НАСА и морочит людям головы. Исходник мне понятен. Перед     глазами родной "Роскосмос", чье высокое начальство занимается исключительно попилом гос. бабла и вытягиванием     денег из НАСА и ЕКА.  Имея только российский опыт, совершенно естественно предполагать, что и все остальные в     Мире     действуют именно так.

     Давайте сначала разберемся, что дает возвращение и повторный запуск носителя?
     Сначала рассмотрим Шаттл, который совершенно неправомерно все время приводят в пример. Шаттл сама по себе была             очень дорогая машина. И если в начале эксплуатации выведение Шаттла обходилось в $250 млн., то выведение
      разового    носителя, скажем серии Союз, обходилос где-то в $30 млн. Деньги несравнимые. Хотя и машины совершенно             разные. Шаттл    выводил 20 тонн Полезной Нагрузки (ПН), а Союз только 8,25 тонн. Что делало Шаттл
     совершенно неконкурентоспособным с    разовыми кораблями, это стоимость после-полетной инспекции и подготовки его к        следующему полету. Цена выведения    последних Шаттлов после спуска и постановки снова на старт доходила до $450        млн.     Т.е. конечно ни о каком преимуществе    "многоразовости" говорить здесь не приходилось. В начале 2000-х цена       выведения     на разовом Протоне была около $90 млн.,    т.е. Протоны были в 5 раз дешевле Шаттлов.

Теперь посмотрим на повторное использование первой ступени "традиционного" носителя. Самое дорогое это построить эту самую ступень. Корпус, баки, двигатели, система управления движением, радиотелеметрические системы и т.д. Все это железо стоит бешенных денег ибо производство, грубо гворя, ручное, а не массовое, плюс сборка индивидуальная, а не конвейерная. До Маска все это взлетало один раз, а потом падало, у нас в тайгу, у них в океан. Маск задал себе два совершенно естественных вопроса: 1. Можно ли технически вернуть ступень на Землю? 2. Можно ли вернуть ее в таком виде, чтобы после проведения послеполетных проверок, замены поврежденного оборудования и подготовки к новому полету эта, ступень оказалась бы дешевле изготовления новой?
На первый вопрос ответ на сегодня получен. Возвращение возможно! Во что обошлись Маску проверки, замены и подготовка, на сегодня мы пока не знаем. Я знаю, что Маск изначально озвучивал цифру всех этих операций в 70% стоимости изготовления новой ступени. т.е. при повторном использовании ступени, Илон расчитывает снизить стоимости ракеты-носителя на 30%. В доллоровом исчеслении он озвучивал цифру $62 млн. Это миллионов на 30 дешвле наших Протонов, при сопоставимой грузоподъемности.

Ну и последний вопрос. Облапошивает ли SpaceX НАСА и клиентов? Увы, ребятки, нет. НАСА оплачивает Маску только выведение и доставку грузов на МКС. Оплачивает по вполне себе комерческим ценам, ни гроша цента больше. Спуск ступеней, дополнительное топливо на спуск, транспортировку ступени к себе на завод, послеполетную инспекцию, замену расходников Илон оплачивает из своего кармана. Чтобы было понятнее, объясню, если бы SpaceX не занимался всей перечисленной возней с вернувшейся ступенью, он оставлял бы у себя в кармане значительно больше денег, да еще бы и не имел дополнительного головняка в виде ремоната той баржи на которой часть этих ступеней взорвалась. Все эти деньги, которые сегодня SpaceX записывает себе в расходы, он мог бы записывать в прибыля! Такой вот расклад, если коротенько.

Вчера впервые компания Маска запустила комерческий спутник на вернувшейся и вновь подготовленной к пуску ступени. Это только первый опыт. Ступень снова вернули и уже снова начали ее проверку. Будем ждать результатов. Маск сказал, что хочет добиться такой надежности машины, чтобы ее можно было снова ставить на стартовый стол через 24 часа после приземления. Я лично хочу пожелать ему удачи.

P.S. Из твиттера Маска по поводу предстоящего теста Falcon Heavy в конце лета:
Elon Musk‏
Considering trying to bring upper stage back on Falcon Heavy demo flight for full reusability. Odds of success low, but maybe worth a shot.

Replying to @elonmusk
serious q: if it fails, what do you have to lose?

Elon Musk‏
Good point, odds go from 0% to >0% :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Немного предистории: Ситуация сегодня такова, что "свободная" республика днр, или в простанородье "дно" прикрываясь версией про карантин, не выпускает своих "граждан" на подконтрольную территорию Украины, а запускает только по спискам. То бишь, если вы хотите уехать из Донецка (Снежного, ...
Поскольку в ближайшее время тема белорусских замков будет на время в тренде, мы не будет отставать от моды и также покажем фотографии объектов такого типа. Правда, баянных мирских и несвижских снимков здесь не будет, поскольку речь пойдет о Любче, в окрестностях которой сохранились фр ...
Украинские выборы президента! ШОКИРУЮЩИЕ ПОДРОБНОСТИ!! ПРОДАЖА ГОЛОСОВ НА ...
Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в России допущены некоторые перегибы в области борьбы с коррупцией. По его мнению, президент и премьер-министр РФ «уже сами себя загнали в такие рамки, что разогнали публично эту тему  больше, чем она присутствует на самом ...
Вместе с колуминстом портала The Tomkins Times Полом Томкинсом мы попытаемся разобраться во всех нюансах полузащиты «Ливерпуля», рассмотрим команду с точки зрения баланса между атакой и защитой, а также проведем параллели с «Ливерпулем» ...