Немного о Второй Мировой войне на Тихом океане. Авиация против флота

топ 100 блогов Сообщество «Военная История» — 20.06.2013

Этой статьёй я открываю новое сообщество, посвященное военной истории. На сайте очень много статей и заметок, множество обсуждений и даже яростной ругани по поводу военно-исторических взглядов, воззрений, фактов и их интерпретаций.

В этой статье я хочу коснуться темы мало известной в России и странах бывшего СССР.

Как-то так устоялось, что в сознании большинства людей на постсоветском пространстве, Вторая Мировая война свелась до войны на Европейском театре военных действий, а для многих - просто к ВОВ. Создается даже такое впечатление, что не ВОВ - часть 2МВ, а сама 2МВ - незначительный эпизод в рамках Великой Отечественной войны.

Уж извините, господа, это далеко не так. Вторая Мировая в разы больше по масштабам, географии, силам и средствам, чем ВОВ. Великая Отечественная - это примерно 70% от войны в Европе, но ведь были ещё и события ДО 22 июня 1941 года, и Битва за Англию, и Битва за Атлантику, и война в Северной Африке, и морские сражения в Атлантическом океане, и, конечно, гигантская война на Тихом океане, завершившаяся капитуляцией Японии.

Не хочу сейчас вдаваться в политические передряги оценочных мнений, но постараюсь показать и немного рассказать о войне на море и в воздухе на Тихоокеанском ТВД.

До Второй Мировой войны главной ударной силой флотов считались линейные корабли, линкоры. Самые большие, с самыми могучими двигателями, с самой сильной бронезащитой и невероятной огневой мощью, линкоры считались венцом военно-морского искусства.

Самыми большими и могучими линкорами в истории были японские монстры класса Ямато.

Полное водоизмещение 72 тысячи 810 тонн. Максимальная скорость - 27 узлов, максимальная дальность плавания на экономичном (16 узлов) ходу - 7200 морских миль. Бронирование по бортам толщиной 410 см, башни главного калибра - 650 мм, бронепалуба толщиной 230 мм. Главный калибр - 3 башни по 3 орудия калибром 460 мм с длиной ствола 20,7 метра. Вес бронебойного снаряда ГК 1460 кг. Максимальная дальность стрельбы 42 км. Кроме ГК была масса другой артиллерии, включая 12 двухорудийных башен зенитных пушек калибром 127 мм, 52 строенных 25-мм зенитных пулемета, 4 башни по 3 155-мм ствола длиной 9 метров.

Схема линкоров типа Ямато

На Ямато была даже своя эскадрилья из 7 гидросамолетов при 2 катапультах.

Японцы построили два таких монстра - Ямато и Мусаси.

Многие мои оппоненты недопонимают, что такое линкоры времен 2МВ. Если представить, что Ямато нес до 60 тысяч тонн броневой стали, а танк Тигр нес 45 тонн бронестали, то легко посчитать, что только по весу брони один Ямато равен примерно всем танкам Panzer VI Tiger, произведенным Германией за годы войны (1354 танка). Вес бронебойного залпа Ямато примерно 13,5 тонн. Вес бронебойного залпа всех Тигров разом 13,7 тонны. Ну а по сложности и дороговизне оборудования корабля, линкоры в разы опережают все танки вместе взятые.

Так что, победа над одним таким кораблем равнозначна одновременному уничтожению всех произведенных Германией танков Тигр. Вот такое сравнение...

Ещё в ходе и сразу после окончания Первой мировой войны, в США начались опыты по созданию палубной авиации и соответственно - авианосцев. К середине 30-х уже 5 стран обзавелись такими диковинками: США, Англия, Франция, Италия и Япония. Были планы на создание авианосцев и у кригсмарине, но им так никогда и не суждено было реализоваться. Но до начала 2МВ авианосцы считались вспомогательными силами, обеспечивающими главную ударну мощь флотов - линкоров.

Первый звоночек прозвенел 12 ноября 1940 года, когда всего 20 стареньких бипланов Swordfish

swordfish

двумя волнами (12 + 8) взлетели с британского авианосца Илластриес,

авианосец Illustrious

подошли под покровом ночи к базе итальянского флота в Тарантои отправили на покой все 3 итальянских линкора: Литторио и Дуилио (новейшие корабли итальянского флота - затонули, но были подняты и через 5-6 месяцев ремонта возвращены в состав флота), а также линкор Кавур (затонул и восстановлению не подлежал).

Второй звонок прозвенел 25 мая 1941 года, когда таким же Swordfish удалось серьёзно повредить германский суперлинкор Бисмарк, отчего корабль частично потерялход и управляемость, отчего и стал жертвой Королевского флота Метрополии.

Нападение японского императорского флота на американские корабли в Перл Харборе поставило окончательную точку в флотском вопросе "кто тут главный". Всем стало очевидно, что главной ударной силой флотов стали авианосцы.

По счастью, американские авианосцы Тихоокеанского флота в тот момент не находились на базе и не пострадали. В дальнейшем, пока американская промышленность строила новые боевые корабли, вся тяжесть войны в Тихом океане легла на плечи палуб 3 американских авианосцев: Йорктаун, Хорнет и легендарный Энтерпрайс. Авианосец USS Enterprise (CV-6) получил кличку "Big E", прошел всю войну на Тихом океане от начала и до конца, принимал участие во всех самых крупных сражениях и стал самым награжденным кораблем в истории американского флота.

Энтерпрайс

Первый атомный авианосец американцы назвали в честь этого корабля - Enterprise. И погонялово "Big E" cоответственно перешло к новому атомному кораблю. Вот тут они и воспользовались этим большим Е:

Big E=MC2

 

 Ну ладно, будем считать пролог завершенным.

А сейчас хочу предлжить вашему вниманию фильм о битвах флотов и морской авиации на Тихоокеанском ТВД во время 2МВ.

 

Вступайте в новое сообщество. Будем дружить или враждовать, но каждый сможет узнать много нового, а может даже и осмыслить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сначала люди копошатся, копошатся, копошатся,чтобы построить таких гигантов, потом снова копошатся, копошатся, копошатся, чтобы разобрать их. Недалеко от города Читтагонга (на востоке Бангладеша) находится гигантское кладбище кораблей. Это ...
Обл. бибилиотека витрина цветочного семейная пекарня #птицы_сибири , #дрозды ...
Это гравюра Антуана Ива Гоге ( Antoine-Yves Goguet , 1717-1758), историка, правоведа, подвижника науки, автора выдающегося для своего времени труда о происхождении законов, искусств и наук и их развитии у древних народов De l'origine des loix, des arts, et des sciences ; et de leurs ...
Читатель прислал весьма поучительные наблюдения о причинах, по которым одни игроки добиваются успеха, в то время как другие с грустной руганью опускаются на дно турнирных таблиц. Цитирую письмо: Здравствуйте, Олег. Как и многие люди, ищущие свой путь в жизни, я с большим интересом ...
Прочел брехню, а потом... в и-нете, понеслось гауно по трубам, растиражированная неправда, что народную артистку Анастасию Вознесенскую парализовало ...