Немного о причинах "очевидного-невероятного"

топ 100 блогов v_strannik16.02.2010

   Можете себе представить, каково в наши дни не уметь читать и писать?  Причем не где-нибудь в африканской Буркина-Фасо, а в Германии, стране «философов и поэтов»? Не знаю, как вы, а я – с трудом. Тем не менее даже по официальной статистике здесь четыре миллиона неграмотных.

Это тем более удивительно, что в Германии образование обязательно для всех. Есть даже закон об обязанности родителей отдавать детей в школу. Учить их дома, как это возможно во многих странах, нельзя. И всех детей отправляют в школу аж с шести лет.

 Именно в начальной школе решается  дальнейшая судьба ребенка. По

окончании четвертого класса он получает характеристику-направление, с которой будет продолжать учебу в других школах. Если характеристика хорошая - ему открыты все пути. Самые лучшие идут в гимназию, чтобы потом уж точно поступить в университет. Без университетского образования никакая приличная работа не светит, если ты не наследник торговой империи «Альди». А уж для того, чтобы стать  врачом или юристом, без университета и тем более никак не обойтись.

 Тех, кто немного послабее, ждет реальная школа. После нее можно поступить только в разного рода технические-экономические высшие школы, примерно равные всевозможным «институтам легкой (или тяжелой)  промышленности» в России.

Ну, а те, кто не блещет оценками, попадут только в обычную «среднюю» школу. Есть и приличные школы, но чаще это своего рода «отстойник», куда собирают тех, кому в будущем предстоит заниматься грязной или неквалифицированной работой. Поступить в университет после этой школы невозможно, нужно доучиваться и сдавать особый экзамен. 

Поэтому очень важно, в какую именно начальную школу попадет ребенок, и кто его будет учить. Окажись он в переполненном классе где-нибудь в «рабочих» и «эмигрантских» районах Берлина или, скажем, Мюнхена - его шансы на успешную учебу очень невысоки. Потому что половина класса будет говорить на самых разных языках. Можете представить, каково ребенку учиться с одноклассниками, которые пусть и не сильны в немецком, зато хорошо умеют постоять за себя? 

К примеру, одна моя знакомая рассказывала, что в в первые же дни учебы в первом! классе к ее сыну подошли два очень смуглых парнишки и на неважном немецком потребовали платить им каждую неделю одно евро, иначе будут бить Она была возмущена до глубины души и несколько раз жаловалась учительнице. Пока не поняла, что это бесполезно и разобралась с юными рэкетирами сама, пообещав утопить, как щенков, в канализации. Она женщина хоть и некрупная, но очень решительная, а уж «в ражу» так и вообще страшнее атомной войны. С неменьшей энергией ей приходилось бороться со вшами, которые ребенок время от времени приносил из школы. Кроме того, нужно было постоянно помогать ему учиться, сын у нее хоть и неглупый, но очень медлительный.

 Когда ребенок учится в таких условиях, помощь нужна не только медлительным. Даже многие "нормаьные" дети не успевают усваивать материал на уроках.  Но не все родители способны помочь, даже «настоящие» немцы. А некоторые так просто не хотят, особенно в тех семьях, где детей не слишком-то балуют заботой, а таких среди получателей социальной помощи хватает. Иной ребенок, наоборот, старается лишний раз к себе родительского внимания не привлекать, чтобы по шее не получить. Он же в таком возрасте не понимает, что потом ему без грамоты в жизни тяжко придется! Вот и получается, что иной школьник до четвертого класса читать  толком не научился, зато хорошо освоил искусство  самообороны.
          Конечно, можно сменить школу. Но у малоимущих таких шансов почти нет, они привязаны к своему социальному жилью. А в школы отдают по месту жительства, и исключения делают очень неохотно.

А вот люди со средствами могут либо выехать в домик «на лужайке» и отдать ребенка в местную сельскую школу, либо в частную, которых тут хватает. Пригородные и сельские школы в восточной Германии во многом куда лучше городских. Оборудованы  они точно также, даже порой лучше, а уж обстановка в них – не сравнить. Кроме того, все всех знают. Не дай Бог, какой-нибудь Гансик нашкодничает, а кто-то из односельчан увидит - мало того, что его отчитают на все корки прямо на месте преступления, так еще и обстоятельно доложат папе-маме. А в больших городах уже давно никто не обращает внимания на такие вещи, все стараются сделать вид, что воспитание чужих детей их не касается.

Даже учителя в школе, особенно в гимназии, да и не только, реальной и средней школ это касается даже в большей мере. Учителя считают, что главное – выдать знания по своему предмету, а там хоть трава не расти.

А все потому что где-то с семидесятых годов в западной Германии напрочь отказались от  принципов старой немецкой школы, где испытанными веками способами заботились не только об успеваемости, но и о поведении. И взяли на вооружение докрину «антиавторитарного» подхода к воспитанию: ни в коем случае нельзя принуждать детей к учебе и тем более наказывать. Дозволяется разве  вежливо отписать родителям: мол, приведите в чувство своего отпрыска. В крайних случаях – исключить из школы на пару недель, пусть подумает над своим поведением.

 Итоги такого прогрессивного подхода к ученикам налицо. Интерес к учебе и успеваемость в школах неуклонно падает. Часто родители, особенно не очень образованные, не в состоянии помочь своему ребенку освоить материал. Точно как в анекдоте:

-Мама, я сегдня опозорился в школе и не смог найти экватор!

-Сколько раз говорила тебе – внимательнее собирай свой портфель!

А уж при дисциплину и говорить не стоит, особенно в средних школах больших городов вроде Берлина, Мюнхена или того же Лейпцига. Во многих школах торгуют наркотиками, две трети учеников на уроках не столько учатся, сколько «отбывают номер». Какой смысл учиться, если они после школы все равно не найдут работы? Сейчас даже в Бундесвер норовят взять ребят после гимназии, с них куда больше толку.

 Зато ученики средних школ с юным задором предаются "молодецким забавам." К примеру, в Кельне совсем недавно несколько старшеклассников заперли учительницу в хозяйственном помещении на несколько часов. А она страдала диабетом, и у нее случился инстулиновый шок. Человек едва не умер из-за «невинной детской шалости».  А в одной из берлинских средних школ «детки» настолько распоясались, что ходили по школе с ножами и угрожали учителям. Директор вынужден был написать письмо в Бундестаг, после чего в школе обосновалась частная охранная фирма.

            Но не все так наплевательски относятся к образованию, особенно в гимназиях и частных школах.  О них я расскажу в следующем посте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет. Надо немного разбавить борододелов и прочую дичь в понятне. По этому случаю я вам принес свежее интервью со Славой Макаровым. Как мне кажется, довольно интересно. Так же, бонусом товарищи из WotNews подготовили тут инсайд из европейского офиса варгейминга. - 9.12 выйдет в ...
"В моем личном архиве сохранился номер газеты "Безбожник", официального органа Центрального совета Союза безбожников СССР, от 19 мая 12 года (имеется в виду 1929 год: новая эра отсчитывалась от октябрьской революции). Статья на первой полосе называется "Дети машиниста Гундяева". ...
...
Позвонил из Киева друг  детства. Хвастается: - А у меня дочка научилась говорить "фпррррру!" - Так ей же всего четыре месяца! - Ага. Представляешь, какая умница! - А ты чего не на работе? - А я в декретный отпуск ушел. - ТЫ?! С младенцем дома сидишь?! - Я ...
Ну что, соскучились по новым репортажам о строительстве загородного дома своими руками? Я тем временем интенсивно занимаюсь внутренними коммуникациями и планирую к весне полностью завершить все внутренние работы. Итак, сегодня у нас на повестке дня обсуждение возможности отапливать ...