Немного матана по моторам.
world_of_kwg — 22.10.2012Из-за профессии меня
часто удивляли двигатели танков выдающих 1200 л.с. и весящих 750 кг
при этом.
А судя по фразам вроде:
«Хрен с ней с
мощностью, Вы на массу движков посмотрите, что же за дура там такая
весом аж полторы тонны, выдавливающая из себя целых 350 британских
скакунов?»
«Движитель Мауcа, выдавливает весит все те же 750 кг,
но выдает уже 1750 лошадей... Вопрос к кровавым, а Вы просто
так цифры пишете?»
«все это меркнет перед двигателем бч весом 2100кг
=)»
«новому прем пазику тоже повезло, досталась
"облегченка" 955кг, бггг.»
Цифры эти удивляли не только меня.
Попробуем разобраться.
Данных о двигателях
тогдашних танков у меня не было под рукой, а вот по современным
промышленным, одного известного производителя как раз
есть.
ДВС-кунов просьба не бросаться камнями слыша от меня
корявые термины из механики, образование у меня не это,
двигатели я осваивал не на русском языке, и то в тех объемах, чтобы
просто мог определить все ли нормально с
двигателем.
Так вот, открываем каталог по промышленным двигателям
одного известного американского производителя.
Для начала смотрим, сколько лошадей на рубеже двадцатого и двадцать первого веков им удается выжимать из 750 кг металла.
Ага, вот он, С9, 350
лошадиных сил.
Ладно. Теперь посмотрим из чего мы можем получить 1100-1200 л.с. Тут у нас два варианта.
С32(почти три
тонны)
и 3508(4300 к.г ).
При немного больших габаритах последнего(на практике 3508
более полно заполняет пространство ограниченное прямыми его
размеров).
Кто-то скажет, зачем
нам почти четыре с половиной тонны, если эту же мощность можно
выжать и из трех.
Открываем график проведения обслуживания, и видим, что
у более легкого двигателя, ремонт верхней части, или проще говоря
промежуточный капремонт (замена головок, турбин, масляного насоса и
т.д., но не поршневой) проводится уже после 7500 моточасов. Более
же тяжелый двигатель – при наработке 12000 моточасов. (кого цифры
не впечатляют, умножаем на 60 км, получаем сколько примерно
километров можно было бы проехать на этих двигателях(720 000
км за 12 000 часов), сравниваем с пробегами до капремонта
любых других двигателей, пусть и импортных и
удивляемся).
То есть отсюда вывод –
чем легче двигатель, тем короче время, которое он может выдавать
заявленную мощность.
Опять же в качестве примера в начале двухтысячных
двигатель Мерседес, для команды МакЛарен в королевских гонках, при
объеме то ли 3 то ли 3,5 литра, на стенде выдавал 805
л.с.
Смотрим режим работы Е(грубо говоря резервный) для С32
– он может вобще и 1500 л.с. Правда при условии что он почти все
время стоит, и используется только в аварийных
ситуациях.
И да, дизель который способен выдавать 1750 л.с. для
Мауса сейчас весит 7-8 тонн.
Но вернемся к танковым двигателям.
Подозреваю, что
танку длительный срок службы двигателя не очень и требуется. До
фронта его довезут на поезде, потом он проедет
максимум 400-500 км до того как его сожгут и мотор все равно
надо будет менять или ремонтировать.
То есть скорее всего танковые двигатели в то время хоть
и отставали по технологиям, но все равно минимум массы от них
требовали чаще чем полмиллиона км без капремонта.
Итак:
Двигатель Мауса, Е-100, Е-75, Е-50 скорее всего весили значительно
больше 750 кг, хоть и были бензиновыми (бензиновый двигатель
изначально легче из-за меньшей степени сжатия, то есть ему не так
нужны крепкий коленвал, шатуны и т.д.), тут однозначный
фейл.
Цифра скорее всего была взята с потолка из-за того, что
в начальный период проекта у разработчиков и так было чем заняться
кроме реальных циферок для двигателей.
Двигатель Батчата скорее всего весил как раз 2100, ну или около того. Скорее всего или время или люди уже были.
То же самое для ПЗ шмальтурм, бритов относительно таких же двигателей на лендлизовских танках и т.д.
Так что я бы не
стал торопиться, делать поспешные выводы, этот вопрос не
столь однозначен чтобы упрекать кого-то в технической
безграмотности и т.д.
ЗЫ прошу прощения если кому-то режут глаз большие картинки, мне
показалось, что так будет нагляднее.
|
</> |