Некоторые итоги и впечатления от года работы в образовании

топ 100 блогов nextstage12.07.2010 Сейчас наслаждаюсь отпуском, точнее работой над валом заказов :)

Внезапно пробежал еще один год, который я проработал в лицее, этого времени было достаточно, чтобы сориентироваться что к чему и общая картина системы образования сложилась весьма невеселая и во многом иррациональная. Во всяком случае человеку, привыкшему работать над решением конкретных задач технического характера в этой области тяжело.

Момент первый, кадровый.

Это скорее проблема конкретного заведения, но присутствует адская текучка, более общей является беда с компетентностью сотрудников. Во много она порождена очень специфичной системой оплаты труда, то есть микроскопическая базовая ставка на которую всеми правдами и неправдами накручен миллион надбавок, но не выше определенного предела. Как итог можно взять 2-3 специалиста на оклад 20-30 тыр, но при этом почти нереально взять одного на оклад 40-60. Стоит ли говорить что второй вариант будет иметь существенно большую отдачу, внимание и задачи будут меньше распылены по отдельным людям, а вероятность осмысленных самостоятельных телодвижений со стороны сотрудника резко возрастет. Но увы.

Момент второй. Компетентность кадров, образование.

Система рассчитана на людей с педагогическим образованием. Соответственно с компьютерами должны взаимодействовать информатики из педвузов или техникумов. Тут кроется основной подвох. Профессиональный преподаватель истории не является историком, преподаватель математики как правило никогда не работал математиком и сам не знает прикладной стороны ее применения и не сможет ответить школьнику на вопрос зачем она нужна, кроме как "сдачу в магазине посчитать".

Информатик не является специалистом ИТ области, он не знает области разработки ПО, не обладает навыками системного администрирования, он не является творческим человеком, использующим компьютер в работе. Он вроде как причастен к области которая сейчас является фактически взрывом человеческой мысли и творчества и сам ничего при этом не создал и создать не может. Он учит по книжке детей пользоваться тем, чем они и так пользуются каждый день. В поддержании ИТ инфраструктуры их навыки, как правило, и вовсе бесполезны.
Зато он знает структуру урока информатики, методики КИМ-ов по информатике, бездну педагогического птичьего сленга и так далее.

Я остаюсь при своем мнении, что если человек не является специалистом в области, которую он преподает, то как педагог он практически бесполезен, какие бы методолгизмы он при этом не городил если дети спят на уроке, не интересуются предметом и выходят оттуда пустыми это все не имеет значения.

Если у него техническое а не педагогическое образование картина в корне иная, но в любом образовательном заведении это люди второго сорта, как по ставкам, так и в плане карьерных возможностей.
Когда мне попробовали намекнуть, что полтора университетских образования с аспирантурой это как-то несерьезно и мне не помешало бы получить педагогическое я долго и невежливо смеялся.

Для школ создан особый рынок труда, с окладами в 2-3 раза ниже рыночных, и он насыщается специальными недоспециалистами с педагогическим образованием.

В системе школьного образования существует своя внутренняя система консалтинга - методцентры и методисты, именно они должны говорить что и как делать, чему и как учить, что проводить, на что и как реагировать. Стоит ли говорить, что в своем роде это имитация консалтинга. Возьмем тему, в которой я точно более или менее разбираюсь - информатика и создание ИТ инфраструктуры. Из методцентра может прийти распоряжение провести семинары по операционной системе Windows 10. Сталкивались о такой? Может быть слышали? Я нет. Методцентр при этом не будет волновать то, что семинары посвящены несуществующему продукту и тут выплывает еще одна сторона - полнейшая лояльность и оппортунизм. Сказали - сделаем, даже если тема семинара не существует в природе. И отчитаемся как мы все здорово провели. Это один из характерных примеров.

Момент третий, царство иллюзий.

Когда я читаю про политику информатизации образовательных учреждений, то мне знакомы слова, но абсолютно не понятны составленные из них конструкции. Любой педагогический журнал, доклад, выступление мне так же непонятны. Описания подходов, инноваций, все это малосодержательные наборы слов, мешанина канцеляризмов, имитация научно-исследовательской деятельности.

Имитация бурной деятельности приносит свои плоды. Можно ли вокруг трех моделек из лего, собранных по инструкции, раздуть тридцать три конференции, фестивали, форумы, семинары, выставки, новые структуры и отделы в системе образования? Да как нехрен делать, именно это искусство раздувательства ничего до вполне конкретных ресурсов и есть краеугольный камень успеха любого школьного администратора. Как вы думаете, какая разница между потом и кровью внедренной системой электронного документооборота и реальным наличием этой системы. Последнее хуже, потому что вместо того чтобы писать красивый отчет и напридумывать к нему дополнительных достижений, человек тратил время и ресурсы на презренные практические результаты.

Кстати, время и ресурсы это отдельная песня, ресурсов - это уж сколько дали и выскребли, а время никто не считает и не анализирует. Когда я начал анализировать сколько времени уходит на те или иные операции, особенно с информационными системами департамента образования, то на меня с подозрением стали смотреть как на еретика и идиота. Крайне плачевные выводы были полностью проигнорированы. Да, так дела не делаются. У учителя и сотрудника всегда найдутся лишние полчаса, час, сутки, неделя, год, чтобы выполнить пришедший сверху чих или слух, когда время сотрудника перестает оцениваться финансово, то никто не считает человекочасы. Человекочасы - это пульс любой организации, основной показатель идущих в ней процессов. Ни в одной регламентирующей деятельность образовательных учреждений, различных программ и прочего они не учитываются, оперируют на совершенно виртуальном уровне снятия и назначения ставок. Присутствуют планы и графики работ но упоминать в отчетах человекочасы это моветон.

Нет, есть педагогическая нагрузка, она измеряется вполне конкретными оплачиваемыми часами, которые на строжайшем учете и за которые педагоги грызут друг-другу глотки только так. Но часы нагрузки это слабое отражение нагрузки реальной. Вот, допустим, у преподавателя есть кабинет. Знаете сколько часов он должен потратить, чтобы держать в порядке такой документ, как паспорт кабинета? Благодаря неразберихе с его составом, обилием бумажек и прочей лабуды это где-то 30-40 часов в год. Это лишь капля в море внутришкольной канцелярии, мероприятий, участии во всяком разном, сопровождении детей и т.д. Допустим, в школе работает летний лагерь, педагоги с 9 утра до 6-7 вечера возятся с детьми, и продолжают нести суровую ответственность за их благополучие, здоровье и т.д. (сума и так верный спутник учителя, но при этом и от тюрьмы ему точно не стоит зарекаться). Это засчитывается и оплачивается как 10 педагогических часов в неделю.

Скажите, может ли управленец работать эффективно забыв про такую вот "мелочь" как учет человеко-часов, уходящих на выполнение задач и реализацию проектов? А если это по сути система массового обслуживания? В системе школьного образования легко.

При этом, ясное дело материальный ресурс всегда ценнее человеческого. Закупить новой техники - это ценно. Отправить сотрудников на хорошие платные курсы или пригласить для школьников специалиста повести что-то эдакое технически интересное - это неинтересно. Почему неинтересно? Результат должен лежать на поверхности. Вот компьютер - это конкретная материальная хрень, а производительность труда, человекочасы, реальные знания, зачем мучаться с этими тонкими и неоднозначными материями, которые красиво не подашь. Итог у этого в чем-то забавный, от техники все просто ломится, когда я в первый раз увидел серверную я непроизвольно выругался в хорошем смысле - черт, это неплохая база для небольшого хостинга или вычислительного кластера.

Как вы думаете, что такое информационные технологии? Компьютеры, переферия, сети? Да нет, это просто железки, приправа к ядру этой области, и этим ядром являются специалисты, их мозги, интеллект. Без них эти железные чудеса инженерной мысли бесполезны. Железки всегда дело наживное, не бывает так, чтобы компании разработчику ПО не хватает ресурсов на хорошие рабочие места или развитию успешного веб-проекта мешает слабое серверное железо? Любой ИТ-проект начинается со специалистов и ими же заканчивается, все остальное неважно.

Еще одна показательная мелочь. Однажды в подвале я нашел ящик с графическими планшетами и удивился что они не используются. Почему не используются? Девочка, которая вела курсы компьютерной графики, для которого это было закуплено, не справилась с установкой драйверов и про ящик с планшетами забыли.

Как же идет сам образовательный процесс?

Угадайте какая у нас система оценки знаний. Пятибальная? Не смешите. Двухбальная.

Если директор не идиот все в школе учатся на 4 и 5. Соотношение четверок и пятерок в табеле блеклый индикатор того, умный ребенок или идиот (может просто ленивый или нигилистически смотрит на окружающий мир). Так же заявляются планы выпуска медалистов, медалистов выпускают в соответствии с планами.

Какой у нас индикатор качества школьного образования? А вот эти вот оценки и медали. ЕГЭ? Опачки, тут небольшая нестыковка, пишущий ЕГЭ школьник учащимся не является. Один из основных документов отчетности школы по "качеству знаний" - это журнал, вносятся ли в школьные журналы результаты ЕГЭ? Нет. Влияют ли они на что либо? Нет.

Последние два года обучения детей старательно натаскивают на этот ЕГЭ. Как натаскивают? Решают раз за разом типовые тренировочные задачи, если задача хоть сколько ни будь изменилась - паника и натаскивание заново. Эти типовые задачи с небольшими вариациями (заменяем плюс на минус, а яблоки на груши) идут в конечном экзамене. Если задача меняется серьезнее - полная паника и неспособность решить.

Хотя как неспособность. В школе есть одна дисциплина, которой дети владеют в совершенстве - это списывание. Это на уровне инстинкта. Списывают повально все и все. Даже если детям предложить порешать задачи не на оценку или ответить на вопросы, они тоже будут списывать, подсматривать, подглядывать, пока только можно. Почти все результаты, которые тупо не нарисованы учителем являются результатом списывания.

Списывают ли на ЕГЭ? О! Да как никогда до этого, вовсю трещат мобильники по обе стороны, школьные педагоги сидят горячей линией и поточно решают приходящие им задачи, а от шпаргалок ломится все одежда. Как относятся к списыванию надзиратели от школы? Абсолютно лояльно, с элементами круговой поруки - эти ребятишки спишут, значит и нашим, где они сдают, дадут списать.

Подытоживая.

Писать можно долго, но общие моменты, полагаю, ясны.

Так помимо меня как учителем в этой школе работает мой хороший знакомый, мнению которого я могу доверять, мне есть с чем сопоставить свои впечатления и хотелось бы, чтобы сказанное было воспринято не только как мое субъективное мнение.

К тому же есть много хорошего.
Все равно, возможно вопреки этой системе дети есть дети, они чем-то интересуются, живут своей жизнью. Если дети отбираются психологами внезапно куда-то деваются конфликты, моббинг, травля. Я не заметил что дети как то особенно умнее или спокойнее, нежели, чем в той школе, в которой когда-то учился я, но при этом атмосфера их общения существенно лучше и, я бы сказал, человечней, чем та, которую я помню. Да, все эти якобы характерные проблемы подростковой психологии на практике оказываются проблемами разношерстного коллектива, который дети сами себе не выбирали. И буквально пара паршивых овец может полностью отравить детский коллектив. В одном классе есть девочка, крайне неразговорчивая и замкнутая, знаете как к ней относятся другие ребят? Нейтрально. Просто не трогают, не подкалывают, не издеваются, не мешают ей вести себя как она хочет, наблюдать это удивительно.

И, в целом, мне нравится наше новое поколение, 95-97 годов рождения, мне совсем не нравятся фразы вроде "потерянное поколение", ее очень любят применять к моему поколению кона 70-х начала 80-х, она отдает незнанием его представителей и старперством, я не знаю, как можно сравнивать одно поколение с другим. Но хорошее впечатление - это хорошее впечатление.

Чтобы я там не говорил про квалификацию, я не хочу сказать что либо плохое про самих людей.
Есть отличные и прекрасные учителя и просто хорошие люди. Наш отдел немного потрепало, но отношения в нем установились действительно дружеские, и мне очень жаль наблюдать как они быстро выветриваются текучкой, вместо того, чтобы накапливаться и формировать коллектив.

И я не хочу создать впечатления что я такой белый умный и пушистый на их фоне, у меня другое образование и другой профессиональный опыт, в процессе работы пришлось очень много вникать в новую необычную среду, без помощи коллег я был бы полностью дезориентированным. Но ощущение чего-то передового, эффективного, логичного и рационального от нашей школьной системы такое же, как и от речей Брежнева. И нельзя отделить людей, долгое время в ней работавшиъ и специально учившихся в ней функционировать, тех людей, которые ее составляют, от нее самой.

Сами школы очень разные, есть очень крутые учреждения, вроде царицынского образовательного центра, которые смогли огромным усилием вырваться из этой системы и действительно качественно шагнуть вперед. Есть ужасы "массовой школы" в рабочих районах вроде Бирюлево, за работу в которых, как пошутил один коллега, нужно сразу выдавать военные погоны.

Маячат сеющие среди работников образования панику реформы. Смогут ли они что-то изменить принципиально? На мой взгляд - нет. Слишком давно и надежно укоренилась система виртуальных отчетностей и имитации деятельности с ее результатами.

Вполне возможно, что и я по собственной воле в ближайшее время стану частью текучки по ряду описанных выше причин. Очень неприятно оставлять незавершенные долгосрочные дела, но основной принцип туриста я постарался соблюсти - оставь после себя лучше, чем было до тебя.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера, празднование Его Королевского Высочества Принца Кристиана началось в обед на Дворцовой Площади, где Принц появился на балконе Дворца Фредерика VIII вместе с семьей Кронринца и Ее Величеством Королевой Маргрете II. Гала-ужин будет отдельным постом, т.к. в один пост все не ...
У меня жена лежит в больнице... Так вот. После работы заехал в магазин. Купил еды. Приехал домой. Убрал за котом. Встретил дитё со школы. Помог сделать уроки. Приготовил пожрать. Накормил всех. Пробежался с пылесосом. Помыл посуду. Уложил мелочь спать. Накормил кота. Зарядил ...
...
Когда в субботу вечером за Афанасием пришла старая с косой он и не удивился: — Инфаркт? Цирроз? — Все будет иначе. — Понятно. – Мужчина постоял в задумчивости и закурил папиросу. Аккуратные кольца дыма поднимались к потолку. — Будешь? — Не откажусь. Надо расслабиться, работа, сам ...
Когда увидим молодого человека с черными каа смоль волосами,с орлиным взглядом,ворвавшегося в мировые новости как вихрь,как торнадо,как всепоглощающий чемпионский ураган,буквально неизвестный вчера,а на завтра транслируемый из всех утюгов и гаджетов,вобравший в себя и сексуальность ...