Неизвестный Борис Валеджио
— 09.02.2010
Я не люблю фэнтези, но этот художник мне нравится. Не
столько его стилевыми работами, сколько традиционными сюжетами,
которые менее известны. Поэтому я постаралась подобрать
малоизвестные факты из его жизни и менее известные его работы.
Борис Валеджио (в некоторых источниках Валеджо или
Вальехо) — настоящий индеец. Он родился 8 января 1941 года в Лиме,
Перу в семье адвоката.
Семь детских лет Борис осваивает мастерство игры на
скрипке. Но вскоре скрипку сменяет медицина, изучению которой он
посвящает два года своей жизни. Стоит отметить, что знание анатомии
в дальнейшем помогло ему в творчестве.
После того, как друзья Бориса обратили внимание на то,
как хорошо он рисует, он отдал себя живописи и в течение 5 лет
обучался в Национальной школе искусств в Лиме. В 16 лет он получает
грант на обучение во Флоренции, предел мечтаний для многих
начинающих художников. Но, к всеобщему изумлению, Борис
отказывается, и вместо этого – в 1964 году c 80 долларами в кармане
и портфолио своих работ эмигрирует в США.
"Вермеер, Рембрант, Леонардо – все детство я изучал работы
этих мастеров снова и снова. Но больше всего я люблю творчеству
двух испанских художников – Мурильо и Веласкес."
Борис начинает свое покорение Америки с должности
иллюстратора в рекламном отделе небольшой страховой компании, где
знакомится со своей первой женой Дорис (их дети Дориан и Майя тоже
занимаются изобразительным искусством).
Через 2 года, Валеджио бросает надоевшее ему рекламное
дело и уходит в «свободные художники» - занимается оформлением книг
(среди них «Тарзан», «Конан», комиксы «Тяжелый Металл» - всего
более 300 работ), обложек фильмов, дизайном мод. Он не отказывается
практически ни от чего, даже выполняет так называемую «грязную
работу» (под «грязной работой» он понимает рекламную графику,
рождественские открытки и другие проекты, созданные исключительно в
коммерческих целях). Этот опыт не только позволяет ему освоить
множество стилей, но и выработать свой собственный, а так же учит
его быстро и качественно делать коммерчески успешную работу, не
требующую вдохновения и новизны.
Так, новое издание приключенческой серии Джона Германа
в 1970-х годах пользовалось огромной популярностью благодаря
обложкам, созданным рукой Валеджио. Многие обладатели книг из
старой серии покупали вторые экземпляры, иллюстрированные
художником. Иллюстрации к серии книг о Тарзане (где Борис отказался
от привычного всем голубоглазого блондина-европейца в пользу
брутального и сексуального дикаря) были напечатаны отдельным
изданием и успешно распроданы.
Вскоре Борис Валеджио знакомится со стилем
фэнтези.
«Я всегда отличался особой любовью к совершенству строения
человеческого тела, а фэнтези позволило изображать мускулистые и
чувственные тела во всех вариациях во всех моих работах. И так как
я люблю человеческие тела, я всегда стараюсь рисовать их как можно
более красивыми и совершенными».
Один из наиболее типичных персонажей Валеджио – это
благородный варвар, смело шагающий навстречу опасностям и
побеждающий силы зла и тьмы. Критики считают, что в этом персонаже
художник запечатлевает себя.
Второй любимый персонаж Бориса – воплощенная
женственность, но при этом отважная героиня, в которой чаще всего
видят Дорис.
"Когда я встречаю на улице красивую женщину, мне нравится
смотреть на нее. Пытаюсь ли я представить себе, что я буду
чувствовать, если прикоснусь к ней? Или если займусь с ней любовью?
Нет, но частично эти ощущения находят отражения в моей живописи. А
в этот момент я просто наслаждаюсь тем, что вижу".
В 1994 году Борис вступает во второй брак с художницей
– Джулией Белл, которая младше его на 30 лет. Теперь натурщицей для
его амазонок выступает Джулия. А сам он нередко позирует для картин
своей жены.
«Дело в том, что я сам занимаюсь бодибилдингом с
шестнадцати лет. По-моему, нет ничего удивительного в том, что мне
интересно изображать людей с красивыми и сильными телами.
Обнаженное тело — это естественно. А если бы не было секса, то
никого из нас бы просто не существовало.»
Валеджио редко рисует с натуры, чтобы не заставлять
моделей подолгу стоять в выбранной им позе. Обычно перед тем, как
приступить к работе, Борис делает фотографии моделей в нужных
ракурсах. Затем он срисовывает фотографии и добавляет тени и
эффекты с помощью коричневого акрила, что создает эффект пластика,
и позволяет иллюстрации быстрее высохнуть и перейти к работе с
новыми цветами. Однако, Борис работает и в традиционной технике,
делая наброски маслом.
Фоны Борис рисует достаточно грубо, запечатлевая там
всего лишь несколько значимых деталей и мотивов. Его фоны –
полностью продукт воображения, тогда как персонажи наполнены
реализмом.
Большинство его работ композиционно выстроено по
единому принципу: верхняя часть практически пуста, так как там
обычно помещается название и автор книги. Поэтому основной
«сюжет» сосредоточен в нижних двух третях
изображения.
"В книжном магазине всегда множество книг, стоящих
вплотную друг к другу, и часто решение о том, стоит ли покупать
книгу или нет принимается по обложке. Успешная обложка притягивает
покупателей, как магнит." Зная это, Борис использует эротические
мотивы, играя на наших инстинктах, как на скрипке.
Помимо книг и комиксов, Борис оформляет музыкальные
диски. Например, обложку сингла Оззи Осборна Shot In
The Dark Борис оформлял еще будучи малоизвестным
художником. Серия сборников поп-музыки XX века
«Romantic Collection» оформлена его работами.
Но Валеджио не замыкается на чем-то одном. Так,
например, в своих юмористических набросках он пародирует и самого
себя и жанр в целом.
И еще несколько иллюстраций: