Неаполитанский цикл Элены Ферранте
uborshizzza — 14.07.2018Неаполитанский цикл Элены Ферранте довольно популярен у читателей. При этом личность писательницы – загадка, хотя она написала не только 4 книги Неаполитанского цикла, но и другие книги. Видимо, это кто-то вроде итальянского Бориса Акунина: довольно известный человек скрывается за псевдонимом.
Жанр книг – смешанный: это и роман воспитания, и дамский роман и некоторого рода панорама послевоенной Италии.
Читая эти книги, я поняла, как мало в 70-е и 80-е годы обращала на события в Италии, а ведь там проходила самая настоящая гражданская война.
Вообще, я отвыкла от европейских книг. Даже не могу вспомнить, когда я в последний раз читала что-то про современную европейскую жизнь. Сегодня все магазинные полки заполнили английские и американские книги.
Там описывается совсем другая жизнь. У героев современных англоязычных книг не бывает проблем, связанных с социальным неравенством или материальным положением – их гнетут другие сложности. А вот европейцы еще помнят, что это такое: не иметь работы, бояться остаться голодным, хотя уже еле-еле.
Неаполитанский цикл включает в себя романы: «Моя гениальная подруга», «Перемена имени», «Те, кто уходят, остаются», «История о пропавшем ребенке». В них описывается судьба 2-х девочек, родившихся в одном из бедных неаполитанских кварталов в 1944 году.
События начинаются, когда девочкам 6 лет, и они идут в школу, и заканчиваются в 2010 году, когда им по 66 лет.
Далее я собираюсь подробно остановиться на содержании романов, так что нервных людей прошу не ходить под кат, чтобы они потом не возмущались спойлерами.
В прологе к романам заложена основная замануха: одна из подруг, Лила, пропала, а вторая – Лену, популярная писательница, описывает историю их жизни.
Лила исчезла не случайно, а потому, что она так решила. Жизнь ей давно надоела, но она не хотела умереть так, чтобы доставить хлопоты своему единственному сыну Рино. Поэтому она, видимо, разработала план полного исчезновения, причем, вместе с ней исчезли не только ее вещи, но все фотографии и документы – будто ее и не было никогда.
Лила почти всегда добивалась того, что хотела, потому что она была необыкновенной женщиной. Лила – гениальная и харизматичная. В молодости она была еще и красавицей. Все, кто соприкасался с ней, сразу понимали ее неординарность, долго ее помнили. Мужчины влюблялись в нее на всю жизнь.
Она возбуждала к себе как сильную любовь, так и ненависть.
Лила умела постоять за себя и за своих друзей. В 13 лет она носила с собой сапожный нож и однажды приставила его к горлу местного мафиози Солары, который хотел затащить в свою машину подругу Лилы.
Лиле умела так увлечься каким-то делом, что быстро достигала в нем совершенства, а потом ее увлечение пропадало. Но если она за что бралась, то делала это на высшем уровне.
В детстве она легко выучилась латинскому, греческому и английскому языкам; в 12 лет придумала новые модели мужской обуви, которые потом долго хорошо продавались; в зрелости разобралась в компьютерных языках, создала собственную компьютерную фирму, стала хакером.
Как-то летом она за один месяц научилась плавать на мастерском уровне.
Лила много читала в детстве. Она пользовалась библиотекой. Когда там решили наградить лучших читателей, то на первых пяти позициях стояли люди с ее фамилией – она брала книги на имя всех членов своей семьи (а они в жизни ни одной книжки не прочли).
Если она вдруг писала несколько строчек, то их с радостью готовы были печатать ведущие газеты.
К ее речам прислушивались в любом собрании люди, стоящие гораздо выше нее в обществе.
Она была хорошей матерью, много занималась с ребенком.
В детстве Лила была маленькая, хрупкая, похожая на мальчика. У нее на пару лет позже, чем у подруг, начались менструации. Но к 16 годам она стала такой красавицей, что дом ее отца-сапожника осаждали женихи. Когда портниха, сшившая Лиле свадебное платье, выставила ее фотографию в этом платье в витрине, к ней в ателье стали заходить известные люди и просить дать адрес невесты, в том числе, это был режиссер Витторио де Сика, искавший актрису на главную роль. Но портниха адрес не дала, и звездой стала Софи Лорен.
Вместе с тем, беременность и роды очень тяжело давались Лиле. А секс Лиле не нравился даже с мужчиной, в которого она была влюблена.
В 45 лет ей удалили матку из-за фибромы. Она тяжело переносила климакс.
К 50-ти годам Лила выглядела на 60, быстро состарилась. Она стала худой, беспокойной старухой, которая слишком много говорила и размахивала руками.
Лила блестяще владела литературным итальянским языком, но большей частью изъяснялась на неаполитанском диалекте.
Обычно Лила говорила тихо и неэмоционально. При этом Лила могла так говорить с образованными людьми, что они принимали ее, как равную. Но она легко выходила из себя и начинала ругаться на диалекте.
А ведь Лила училась в школе всего 5 лет. Дальше нужно было платить деньги, а ее родители денег не дали. За Лилу вступился ее брат Рино (в честь которого она потом назвала сына), но отец уперся. Отцу были свойственны гневные вспышки, и он выбросил дочь в окно. Вероятно, они жили не выше второго этажа, потому что Лила только сломала руку.
Лиле хотелось разбогатеть. В 10 лет она думала, что писатели получают хорошие деньги, и написала рассказ «Голубая фея». Девочка показала рассказ учительнице, но та на него никак не отреагировала. После этого желание писать у Лилы пропало.
В 12 лет она придумала новую модель для ботинок. Отец не хотел на них даже смотреть, а брат взялся воплотить замысел сестры.
С этими ботинками связана значительная часть первой книги. Вот что значит Италия: наши писатели не додумались бы до изготовления новой модели ботинок, чтобы подчеркнуть гениальность героини.
А у Ферранте девочка и ее брат много-много раз шили и перешивали ботинки, пока не получили приемлемый результат. Но все равно эта обувь быстро промокала.
Они отдали ботинки в обувной магазин, но там их никто не купил. Нужен был свой магазин.
Здесь мне придется немного рассказать о квартале, где жили героини тетралогии.
Это квартал вблизи церкови Сан-Джованни а Карбонара (San Giovanni a Carbonara).
Судя по описаниям, хуже места просто не бывает. Там темно, грязно, жители бедные, невежественные, но зато очень агрессивные. Регулярно кого-то убивают.
В квартале живут: семья сапожника, семья швейцара в муниципалитете (это семья Лену); семья торговца фруктами, который торгует с тележки с помощью осла. Глава семьи умер, а его место занял сын Энцо; семья сумасшедшей вдовы Мелины, которая в периоды просветления работала уборщицей, а дочь Ада ей помогала. Сын этой женщины, Антонио, был рабочим. Также там жил плотник-коммунист. Его сын Паскуале тоже стал коммунистом и рабочим.
Одно время в квартале жил железнодорожный кондуктор Сарраторе. Он писал стихи, а потом стал журналистом. Сарраторе переехали из квартала, но их сын Нино и дочь Мариза там иногда появлялись.
продолжение следует
https://uborshizzza.livejournal.com/4839350.html
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
|
</> |