Не совсем о "творческом развитии"

топ 100 блогов tatiana_gubina03.10.2013 Тут вот, в посте  ХочуМогуНадо, я начала было отвечать на давно заданный кем-то вопрос:

"Однажды меня спросили, что нужно, чтобы ребенок рос творческим. Как его так «раскрепостить», чтобы его творческое «я» не подавлялось излишними «надо» и прочей родительской волей, потому что – что же делать «бедному родителю», обязанностям-то ребенка все равно учить надо… Тогда я вопрос "пропустила", а сейчас, в свете вышеизложенного, хочу сказать вот что…"

На самом деле, совсем другое я хочу сказать…

Разумеется, мы исходим из предположения, что каждый родитель хочет сделать для своего ребенка лучшее из возможного. Ну, или из доступного… С одной стороны, развить надо бы все, что развивается. С другой стороны, и «построить» ведь тоже надо, а как без этого? Вопрос в том, что «развивать», а что «строить». Вообще это такой вопрос, на пять томов убористого текста. Я же хочу обратить внимание только на один маленький момент, который мне лично кажется не просто важным, а даже в чем-то драматичным.

Ну вот, например, самый обычный ребенок – маленький или уже не очень маленький, в меру креативный, придумывающий что-то, или ничего не придумывающий. Он просто рисует и лепит, как все дети, что-то сочиняет, что-то конструирует или, наоборот, разрушает – в основном чтобы «понять, как все устроено». Он талантлив так, как талантливы все дети, он готов «творить красоту» и считать красотой все, что уже сотворено. Ему нравится мешать краски и, возможно, петь, или двигаться под музыку – короче, любой родитель видит в своем ребенке этот потенциал, в большей или меньшей степени, но он есть в каждом. Родители водят ребенка в секции, кружки, или сами что-то делают с ним дома - глядишь, и что-то большее разовьется, чем просто «неплохо получается». Может, и настоящий талант откроется, думают некоторые родители. А некоторые ничего такого не думают, им просто хочется, чтобы ребенок развивался, как говорится, разносторонне.

А бывает так, что у ребенка действительно есть дар. Дар – это как любовь. Пока ее нет, мы думаем – а что же это такое, и как я узнаю, когда она придет? И, чувствуя некие «трепыхания» сердца, мы (обычно в юности) задаем себе вопрос – «уж не она ли это?». Некоторые задают себе этот вопрос всю жизнь, и так и не знают, была ли она… Но если любовь приходит, ее ни с чем не спутаешь. Так же и дар. Если ваш ребенок действительно, по-настоящему одарен, он просто с этим живет. И вы это заметите. И вот тут наступает самое трудное…

В первом случае, все гораздо проще. Под «творческим развитием», помимо научения ребенка всяческим навыкам рисования-лепки-выпиливания-моделирования и прочих художеств, имеют в виду обычно некую степень «раскрепощенности», полет фантазии, свободу мышления, в том числе свободу от стереотипов, и прочие «высвобождающие творческий потенциал» вещи. Фактически, речь идет о развитии правополушарной активности мозга, и привычку и умение этой самую правополушарную потенцию стимулировать и ею пользоваться. В нашей «левополушарной» культуре это действительно дает существенную «прибавку», расширяет возможности, увеличивает потенциалы, открывает пути…

Во втором случае, если ребенок по-настоящему одарен, и обладает ярко выраженным талантом, то «раскрепощать» ничего не надо. Оно само прет, как дрожжевое тесто, и прет так, что не всегда понятно, куда это все «девать». Человек просто не может не «выплескивать» из себя то, что упорно и неумолимо ищет выхода. И далеко не все, что выплеснулось, радует - ведь там, внутри, "замысел" был так прекрасен, ну почему же не всегда получается "рассказать" о нем тут, снаружи?

Родителю, который хочет помочь своему ребенку обрести себя, тут бывает очень нелегко. Что ж, тут можно посоветовать только одно. Как это ни парадоксально звучит, в этом случае нужно упорно учить ребенка выстраивать рамку, структуру, вырабатывать внутренние достаточно жесткие критерии, «которые потом, по крайности, послужат для тебя перилами». Если в первом случае мы все критерии и рамки сознательно «сносим», и летим, научаясь наслаждаться свободой, необычностью и «отвязанностью», то здесь мы их ищем, и «помечаем», и не учимся взлетать – этим умением одаренный ребенок владеет от природы – мы учимся рулить и, в случае необходимости, приземляться, не разбиваясь.

Если у ребенка действительно есть дар, его ждут весьма нелегкие периоды. Да, конечно, творчество – это наслаждение, особенно когда процесс «идет», и все движется, и часы пролетают незаметно. Но неизбежно наступает остановка… Иногда она бывает «временной передышкой», затишьем и даже отдыхом, а иногда… иногда корчит и расплющивает, и тот, кто днями и ночами творил и дерзал, вдруг скручивается в маленькое, ничтожное существо, которое самому себе таким кажется, и все пусто, и все ненужно, и нет ничего… Научите вашего ребенка вставать и идти. Научите его подниматься, сцепив зубы, и двигаться дальше не потому, что видишь цель – ее не видишь в мареве и приступе бессмысленности - двигаться потому, что надо двигаться, во что бы то ни стало. Двигаться, если никто не верит в тебя. Двигаться, если ты сам перестал верить в себя. Просто идти вперед.

Так что там про «ХочуМогуНадо»? Ну да… На «Могу» хорошо взлетать, но «Могу» может обломаться. На «Хочу» хорошо парИть и наслаждаться, но «Хочу» порой исчезает бесследно, оставляя кислый привкус. «Надо» порой кажется лишним грузом, но в критической ситуации оно оказывается парашютом. Или резервным двигателем. Как всему этому научить? Ну так как-то…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из переписки с другом... "...вчера приезжала доча с мужем и рассказывала,что у нас чурок везде "мочат не подеццки". я честно офигел,мол движение у нас "славяне" и в тихушку выдавливают чёрных. вроде успешно,пока.не знаю чем закончится..." Вы еще верите в ...
О преподы! Жестокие сердца! Что, что может вас разжалобить? За последние полчаса узнала о своем муже больше нового, чем за последние полгода. Он беседовал по телефону с куратором группы, отказываясь дать четверокурсникам ...
Знаете, что меня больше всего огорчает и удивляет в местном «бизнесе»? Даже не патологическая жадность, неэффективность, некомпетентность и пр. А какое-то патологическое нежелание учиться и перенимать передовой опыт. Благо сеть этому способствует на все 146%. Мир открыт, казалось бы, учис ...
Анонс фильма BBC о малайзийском Боинге, сбитом в 2014 году над Донбассом, произвел настоящий фуррор в британских таблоидах и российских медиа. Почему все хватали лишь фрагменты сюжета и не раскрывали сути самого фильма? Ответ прост. Цель BBC - не теории заговоров раскрывать, а рейтинги с ...
Если некритично слушать выступления гаранта наших прав -- Владимир Владимировича Путина, то может создаться впечатление, что он не президент, а самый настоящий Отец российского народа, только о его благе и думающий. А если же слушать критично и обращать внимание не на его слова и речи, ...