Не могу сказать "прощай" / Борис Дуров / 1983

топ 100 блогов pol_ned17.06.2013 Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
«Не могу сказать «прощай» - образец чистого, ничем не замутненного дурновкусия, любовно перебравшего все штампы советской мелодрамы, но «в духе времени», т.е. в 1982 году он пытался казаться очень современным и продвинутым и в нем присутствует не только внебрачная связь , причем положительной героини, но и «рок музыка», явленная в лице Сергея Минаева в огромном кудрявом парике. Наши мамы ходили на этот фильм десятки раз и в обязательном порядке рыдали во всех ключевых эпизодах, к финалу ближе начиная биться в припадке падучей, но «таки в хорошем смысле», ведь кончалось-то все хорошо! Фильм вообще больше ориентирован на женскую аудиторию, что немудрено, ведь в центре сюжета история любви невзрачной, но славной девушки к красавцу-мужчине, который променял ее на яркую соперницу в модном платье (как там у Анны Герман – «черешней скороспелою любовь твоя была!»), но жизнь все расставляет по местам и соперница будет посрамлена, а славной девушке воздастся по заслугам за терпение и высокие моральные принципы!
В советском кино эпохи застоя были свои образцы изумительных мелодрам, некоторые из них без натяжки можно было бы назвать «Дугласом Сирком по-советски» (например, «Молодая жена» Леонида Менакера с молодой Анной Каменковой), там были и красота и стиль, а китч выступал формой повествования, а не признаком отсутствия вкуса. Так вот, «Не могу сказать «прощай» не имеет к этому никакого отношения, тут все жестче! Борис Дуров прекрасно знал чего жаждет публика, уставшая от идеологических поучений и статуса самой читающей страны в мире. Публика хочет драйва, публика хочет африканской страсти! В «Пиратах XX века» Дуров в полной мере удовлетворил тягу советского зрителя к западному боевику, в «Не могу сказать «прощай» - к мелодраме про любовь, не знающую преград! И не стоило бы об этом фильме даже вспоминать, но он удивительным образом вызывает приблизительно следующую реакцию: «Ну что за дура?! А он серьезно дебил, или прикидывается?! Не могу на ЭТО смотреть, глазам больно….НЕ ПЕРЕКЛЮЧАЙ КАНАЛ, Я Ж СМОТРЮ!!!».
Сама история очень простая: хорошая девушка Лида (Анастасия Иванова) водит грузовик и в свободное от работы время посещает лекции или парк культуры, где бывают танцы! Днем Лида ходит в клетчатой рубашке и немарких брючках (не все ли равно в чем за баранкой-то сидеть?), а по вечерам облачается в скромное платье с рукавчиками фонариком. Все как в песне группы «Колибри» - «платье не по росту, нету красоты, на меня такую не посмотришь ты». Сергей – передовик производства и Дон Жуан в одном флаконе, к тому же играет его молодой Сергей Варчук, которого не хотеть мог только очень ленивый или слепой, а Лида не ленива и уж тем более не слепая. Другое дело, что для Сергея она скорее «свой парень», чем девушка (собственно, их знакомство происходит все в том же парке культуры, где Лида участвует в задержании алкоголика, который возжелал свершить насилие над культурно отдыхающей гражданкой – первые несколько минут тянут на триллер: под громогласные «па-ма-ги-тее!» и бешеный галоп потенциальной жертвы камера стремительно скачет сквозь кусты) и проведенная с Лидой ночь для Сергея лишь средство от скуки, в то время как для нее – великий акт любви. Симптоматично, что за минуту до того как выключить свет (гаснущий свет в окне – вполне себе эквивалент эротической сцены) Лида тонким голоском спрашивает: «Ты меня любишь?», а Сергей хоть и отвечает «да», но тут же добавляет «ну что у вас у всех за привычка такая – любишь-не любишь?», что сигнализирует пытливому зрителю – блядун! – но Лида не смекнула… А потом все – свадьба, но не с Лидой, а с Мартой (Татьяна Паркина), которая мало того что профессию имеет не пролетарскую – бухгалтер! – еще и внешне являет тип советской модницы 80-х: платье с декольте, пергидрольная блондинка, туфли на каблуках! И если курносая Лида с широко распахнутыми глазками с первых кадров дает понять, что она скорее добрый мультик, чем человек, то узкое личико Марты за версту сообщает – сучка!

Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983

Во время свадьбы Сергея происходит эпохальное знакомство Лиды с другим главным мужчиной этого фильма, доблестным милиционером Василием (Александр Коршунов), который преследует грузовик за рулем которого Лида, возжелавшая мести за поруганную девичью честь и рухнувшие надежды, чуть было не переехала новобрачных на полном ходу, но в конце концов ограничилась тем, что пару раз окатила обоих грязью из под колес.
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983

Василий – анЬгел в мужском обличии с лицом грешника из пазолиниевских фильмов (и одновременно – суровых комсомольцев из советских фильмов более ранней эпохи. Вот такое противоречие!), влюблен в Лиду страстно и чисто, но безответно. Заметьте какой фантастический расклад для невзрачной девушки: сначала грехопадение с альфа-самцом, потом поклонение брутального милиционЭра, душевной тонкости которого хватает на то, что бы быть просто наперстником. Глядя на эдакое безобразие хочется кричать громко и противно: «Замуж, дура, за милиционера – он хороший!!!». Но она ж дура… То есть не дура, а просто очень верная своей любви девушка, с намеченного пути не собьешь, да и танками не сдвинешь.
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Тем временем у Сергея с Мартой не все так просто, хоть и отправились они жить в идиллическое селение где-то там в лесах, откуда Сергей родом (мимоходом нам продемонстрируют, что в современной советской деревне жить куда комфортнее и даже выгоднее, чем в городе). Началось с того, что прямо во время свадебного застолья на фоне деревенских пасторалей Марта вступила в флирт с бригадиром лесоповальной группы Михаилом, который сразу прибрал молодоженов к рукам: Сергея – лес валить, Марту – бухгалтерию вести. Изумительный эпизод, насквозь пропитанный вульгарной непристойностью при абсолютном внешнем целомудрии: Михаил просит жену угостить его яблоком, та протягивает ему зеленое, он надкусывает и, сморщившись, бросает за спину («кислятина!»). «А ну-ка, чем хозяюшка угостит?» - и Марта выбирает чванливому самцу-бригадиру красное яблочко, которое тот пожирает смачно и глядя молодой невесте прямо в глаза. «А профессия у тебя какая?» - «Ну, бухгалтер…». В этом «ну, бухгалтер» - ВСЕ: пока вокруг игра на гармошке и «платок узорчатый» на плечах у деревенских теток, сидит эдакая фифа «с городу» и щеголяет названием профессии, которая в колхозе «самый дефицит», хотя все ж понимают, что какая ж это работы – цифры складывать! Вот в поле или на лесоповале – это работа настоящая! И только Михаил вожделенно загорается, когда слышит кодовое слово «бухгалтер» - он ведь тоже не за идею и не от широты душевной в колхоз-то ломанулся, он тоже хочет и умеет считать деньги!
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Вопрос с деньгами – вообще интересный: пришел друг детства к Сергею сотню до получки перезанять, а Марта тут как ту: «Нет, ну что вы – у нас деньги на срочном вкладе!». Бухгалтер… чуть не сгубила настоящую мужскую дружбу! В общем, стоит ли удивляться, что эти двое – Михаил и Марта – довели дело до греха: в страшную непогоду заставили Сергея выйти на работу, где его и прибило вековой сосной, но не на смерть, а так – что б в лежачем состоянии, причем во всех смыслах. Или не во всех – Марта не поняла, если честно, и проверять не очень хотела, потому что любила – что и требовалось доказать! – не самого по себе человека с душой чистой и широкой, а молодого самца-добытчика! Душа как была так и осталась, а вот все остальное медным тазом – оно ей надо? В общем, Марта сбежала, а муж-калека во всю мощь легких на всю хату требовал, что бы мать мыла полы ключевой водой, как после покойника… (аплодисменты в зале рыдания в зале).
Вот тут и наступает звездный час Лиды! Потому что для нее «помочь другому человеку– как воды напиться!» (по словам милиционера Василия). Встреча двух соперниц происходит все в том же сакраментальном месте знакомств девушек с мужчинами – в парке культуры на тацплощадке! И это просто вакханалия, пир духа! Сергей Минаев в парике экстатично закатывает глаза и вопиет в микрофон «ты? – ты!» и помимо сомнительного бонуса в виде его трясущейся в непонятном танце толстоватой задницы, следует эффектный «монтаж аттракционов» - вот вам крупным планом лицо стервы Марты, а вот лицо олененка Лиды и так несколько раз! Марта, узнав Лиду, одарит ее неожиданным «ах это ты, ша-ла-я», но Лиду так просто не проймешь, она таки допытается почему Марта одна «хвостом на танцах трясет!».
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
И отправится выполнять священную миссию по спасению человека, который этому спасению сопротивлялся недолго и не очень убедительно. Очень повеселила история с лекарствами, которые доктор в огромных очках вручает Марте незадолго до ее бегства, со следующими напутствиями: «Эти лекарства дают обычно по особому рецепту с круглой печатью! Держите – что б вам в город не мотаться! Но учтите – не больше одной в сутки, а то мало ли…». Вот прям так сразу – из кармана психотропные средства, которые обычно только по рецепту с круглой печатью. Вдумчивый зритель, из самой читающей страны в мире, сразу должен был вспомнить про чеховское ружье, которое стреляет . Так вот не зря – чуть не пальнуло! Но обошлось, а заодно Лида доказала силу своей любви и возродила чувство мужской самости в калеке, который сначала табуретку сумел починить, а потом и ребенка зачать и из последнего следует, что вовсе не «Маленькая Вера» донесла до сознания советского зрителя о существовании «позы сверху». Удивляет скорее другое – городская штучка Марта, стало быть, о таких вещах не подозревала, а скромная девушка Лида была в курсе
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Самое смешное, что наиболее трогательным моментом является вовсе не пробуждение подлинной любви в сердце Сергея к энтузиастке Лиде, а его братание с милиционером Василием, который по славной русской традиции приносит в жертву свою любовь обстоятельствам и достает невесть откуда инвалидное кресло для соперника. «Эх, друга бы мне такого…» проникновенно произносит Сергей глядя в глаза Василию и в порыве чувств они обмениваются крепкими рукопожатиями – благородно!..
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Финал для чувствительных дев: с беззаботным смехом беременная Лида катит по мелководью речки (!) кресло с мужем (!). Ну я не знаю… Сдается мне, катить по речке инвалидное кресло да еще и с крепким мужиком в нем – дело не простое, не всякому Василию под силу, не то что беременной женщине, но вот так оно в этом фильме случилось – от большой любви и не такие чудеса случаются. Аккурат в этот момент одумавшаяся Марта прячется в кустах и наблюдает картину семейного счастья «этой шалой» и ее прямо скрючивает и судорогой сводит, а поздняк метаться – пути назад нет! И тут режиссер фильма видимо на минутку вспоминает, что Лида – не культурист и такие тяжести переть ей явно не под силу, поэтому чуть вскрикнув она хватается за бок на что Сергей озабоченно реагирует: «Я ж говорил грибы горчили!», но Лида успокаивает – «Да нет, это не грибы…Маленький у нас будет!». Тут Сергей от неожиданности и встал – прямо на ноги. Все счастливы, кроме Марты в кустах. Под финальные титры песня на два голоса – брутальный мужской и почему-то «мультяшно-заячьий» женский.
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Не могу сказать прощай / Борис Дуров / 1983
Все, я ушел плакать, потому что я очень счастлив за всех них…
P.S. Ах да, хит сезона - «Ты пришла деловито за рыком», первое появление на экране Марты


Весьма причудливым образом эта песня ассоциативно неразделима для меня с другой, не менее веселой из фильма тех же времен, хоть и другой страны – «Gran Ganga»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Неделю назад фб-лента принесла очередное псто восхищения Профессором, где утверждалось, помимо прочего, что мир Средиземья чётко поделен на черное и белое. Не удержался от вопроса, как насчёт Боромира и его отца? Поскольку у аффтора на юзерпике красовался могендовид, через пару иттераций ...
Придворный шут Петра I Иван Балакирев был известен тем, что за словом в карман не лезет. Остроту его языка не раз доводилось испытать на себе и самому государю. Однажды Петр с Балакиревым ехали в одноколке. Вдруг лошадь остановилась посреди лужи для известной надобности. Шут ударил ее и ...
До начала выборов уже больше 42 миллионов граждан США проголосовали досрочно. Кто лидирует в президентской гонке в США 2016 на сегодня? Как ни странно, но рейтинги Клинтон стали существенно понижаться, что вывело на место лидера второго кандидата - Дональда Трампа, но не надолго. ...
Заключается этот заговор в том, что в рекламе любых наручных часов со стрелками ...
Недостроенный 37-этажный бизнес-центр Walkie Talkie стал главной знаменитостью Лондонав 2013 году . Отражая в своих стеклянных стенах солнце, он вдруг начал плавить самые разные предметы на соседней улице: машины, велосипеды, мебель в кафе напротив. За это небоскреб уже прозвали ...