Назад в СССР
olga_srb — 08.01.2018 И все-таки советский дизайн существует! Как бы насмешливо кое-кто (точнее указать не могу) не отзывался о промышленных товарах, производимых в СССР, эти товары проходили тщательный эстетический контроль. На первый взгляд может показаться, что советские фабрики бездумно выпускали кресла, чебурашек и тарелки, однако на самом деле каждая вещь, сходившая с конвейера, имела автора, сумевшего доказать, что его дизайн мебели, игрушки или посуды – лучший.На тематическую выставку в воскресенье я явилась первой – даже до того, как на нее явился хранитель (так представил молодого работника музея пожилой работник охраны). Хранитель запустил выставочный процесс (открыл двери и включил телевизоры), после чего я осторожно вступила в мир советского дизайна.
Ситуация «одна-на-выставке» создает особое ощущение близости экспонатов, усиленное тем, как устроены обычно современные экспозиции: в непосредственной близости от посетителей на подиуме размещено все, чем надлежит любоваться.
Все эти предметы олицетворяют эпоху – в тех деталях, которые отлично помнят ее современники. Сколько таких зеленых кресел отправлено на вечный дачный покой? А ведь у этой модели есть коллектив авторов: В. Захаров, А. Шилин, Ю. Окулов и А. Белов. А вот автор трехногой табуретки, терпеливо выслушивавшей кухонные споры жильцов советских квартир, увы, неизвестен…
Поразительно, но разработка дизайна и производство мебели в стране началось только в конце 1950-х годов, когда население стало покидать коммунальные квартиры и переселяться в «хрущевки».
Все подвергалось оценке! Даже рекламу утверждал Художественный фонд.
И над технической эстетикой трудился целый институт, что теперь делает понятным, почему советская техника была «на грани фантастики».
Кстати, до конца тех же 1950-х годов все разработки Общесоюзного дома моделей одежды были предназначены исключительно для показов. Предполагалось, что любая советская женщина должна владеть навыками кройки и шитья, поэтому ей достаточно было увидеть образец, чтобы сшить себе юбку или платье.
Легкая промышленность, освободившая женщин от швейных машинок, начала широко развиваться с 1960-х, при этом мода отражалась не столько в моделях, сколько в ткани, а все модели сезона разрабатывались по типовым основам.
Вот посмотрите, сколько вариантов можно пошить из одной основы:
Мое путешествие в мир советского дизайна было приятным. И причина, конечно, не в СССР, а в том, что авторы экспозиции сумели представить простые вещи (нередко именуемые «хламом») в виде экспонатов, овеянных историей. Эта удивительная способность вещи преображаться, укутываясь в свою историю, меня всегда трогает и поражает.
|
</> |