Научиться играть на фортепиано во взрослом возрасте - не стреляйте в препода
farbys — 09.04.2016 Некоторое время назад ссылку на мой пост "Можно ли нучиться играть на фортепиано в пожилом возрасте?" дали на форуме классика. Tам было несколько отзывов, один из которых примерно следующего содержания: "Посмотрел я видео, это как можно так играть на третьем-пятом году, вообще непонятно - это или ученики совсем никакие или препод такой. Скорее всего препод".Комментарий оставлен завсегдатаем форума, который начал заниматься фортепиано взрослым, имеет основания считать себя преуспевшим на этом поприще, имеет тенденцию меряться с другими и судит других по себе и своим успехам (видео свои при этом не выкладывает).
Опровергать его я не буду - он прав в том, что на третьем году обучения можно достичь больших высот чем мои ученики на видео. Но когда начинаешь поздно, оценивать свои силы исходя из личного фанатизма и верить в "плохого препода" опрометчиво весьма.
Для других начинающих взрослых хотелось бы отделить в этом вопросе мух от котлет.
Возьмем как пример того же комментатора. Фанат фортепиано, он в какой-то мере чувствует навсегда упущеное в этом деле время. Поэтому хочет преуспеть как можно быстрее, наверстать, доказать самому себе, бросить вызов физическим возможностям. Более того, у него есть время на форум классика, где он активно читает и пишет. А также возможно у него есть чуткий слух и чувство ритма, которые даны не всем.
Зато ничего неизвестно об образе жизни моего оппонента - семье, учебе или работе, других хобби, развлечениях вечером и в выходные; есть ли у него дети; часто ли выходит с друзьями; занимается ли спортом. Не желая ставить диагноз по юзерпику, осмелюсь предположить, что многого из вышеперечисленного нет. А если вдруг есть, и при этом регулярные занятия по два часа в день и вообще мощные результаты в фортепиано (что опять таки проверить не можем) - как говорится респект и уважуха, человек большой молодец и гений организации.
К чему я эти отягчающие обстоятельства перечислила?
К тому, что все это в большом наборе имеется у моих учеников - среднестатистических взрослых французов; а еще это не позволяет заниматься фортепиано каждый день, регулярно и подолгу. Иногда не позволяет заниматься на неделе вообще. Не говоря уже о сидении в интернете на форумах.
Вот примерный образ жизни моих учащихся на видео, которые я выкладываю:
- до 20 лет плотная учеба, а после 20 лет учебу дополняет интенсивная подработка, после которой сил на интеллектуальную деятельность, требующую высокой координации уже нет.
- после 25 лет работа, а к 40 годам очень хорошие, но ответственные посты плюс пункты ниже:
- после 35 к работе обычно прилагается семья и маленькие дети ( которыми в равной мере занимаются оба родителя, а в разводе нагрузка еще возрастает).
- беременность и ее последствия (уже три ученицы) плюс пункт о работе
- деловые ужины после работы
- кино/концерты и встречи с друзьями в пятницу
- визиты к старшему поколению в выходные
- спортзал
- фортепиано
- чтение, конкурент фортепиано
Мои начинающие взрослые любят музыку и хотят восполнить пробелы детства. Что не является поводом поступиться остальным. Они не могут сидеть часами зубрить этюд или упражнение. Им неинтересно догнать и перегнать в хобби. Они знают что никогда не смогут сыграть много чего, даже занимаясь гаммами и этюдами. Сокрушаются о своей неуклюжести и осознают свой уровень, слушая тех, у кого в анамнезе муз.школа. Потихонечку делают что могут. Да, медленно, но получая удовольствие.
В России мне видится принципиально другой подход: крайне серьезное отношение к занятиям искусствами когда это по сути хобби - будь то фортепиано, живопись, балет, фигурное катание. Если ставим цель - то часто это как минимум выйти на уровень сонат Бетховена / вариации Китри / тройного тулупа. Фортепиано и частный педагог - затратны. А заниматься хочет в основном интеллигенция, культурная, но относительно небогатая прослойка (это и во Франции так). И занимаемся часами, чтобы "отбить" свои копеечки и повернуть время вспять.
Хороши или плохи эти два подхода в хобби, кажый решает для себя. Прежде чем сказать "препод дурак", "ученики совсем тупые" и "вот я же смог", надо вспомнить, что все очень-очень индивидуально.
Можно ли научиться игре на фортепиано
в "пожилом" возрасте?
Интересные пьесы для взрослых,
второй/четвертый год
Фортепиано для тех, кому за 70.
|
</> |