Наши военные не знают, к какой войне надо готовиться
fanisovich — 11.05.2011Дмитрий Медведев пригрозил «наказать руководителей
правительства» за срыв оборонного заказа. Он также поручил до конца
мая завершить размещение Гособоронзаказа в полном объеме и
представить авансы в соответствии с планами на 2011 и 2012–2013
годы. Президент «Института стратегических оценок» Александр
Коновалов объяснил Slon.ru, почему поручениями Медведева нельзя
исправить ситуацию в российском ВПК и для чего у президента и
премьера не хватает компетенции.
– Александр, насколько неожиданным было то, что исполнение
оборонного заказа столкнется с такими проблемами?
– Это было абсолютно ожидаемо, потому что оборонный заказ
исполняется не оттого, что даются такие указания, а оттого, что
создается финансовая база и, самое главное, материальная база для
производства того вооружения, которое заказывается. Со вторым у нас
особенно большие проблемы. Если в Советском Союзе
военно-промышленный комплекс был островом военного коммунизма, куда
выделялись любые средства, любые материалы, лучшие специалисты, то
при столкновении с хоть сколько-нибудь рыночной ситуацией вся эта
прелесть рухнула...
– А вам не кажется странным, что президент дает четкие указания
по объему и видам вооружений, которые нужно поставить, в то время
как на это нет материальной базы?
– Я думаю, что он просто не совсем понимает ситуацию и мыслит на
уровне аппарата с кока-колой: опустил доллар – выкатилась баночка,
опустил два доллара – выкатилось две баночки. Но
военно-промышленный комплекс – это куда более сложный организм,
страдающий системными проблемами. Развалились все технологические
цепочки, отсутствуют современные элементы базовой электроники, 70%
оборудования ВПК полностью изношено. В последние годы было
невыгодно работать на военные заказы, и это не было сколько-нибудь
благодарной работой.
– А как же военный экспорт?
– Это то, чем мы держались последние годы. То, что раньше было
разработано, производилось на экспорт и помогало выжить, но это ни
в коем случае не означало инвестиций во что-то новое и разработку
новой техники. Как говорил не так давно командующий сухопутными
войсками, наш танк Т-90 – это 17-я модификация советского Т-72. Ну,
и кроме того у нас попросту нет разработанной и согласованной
концепции развития ВПК.
– А чья это в первую очередь вина? Сердюкова? Или Верховного
Главнокомандующего?
– Сердюков здесь меньше всего виноват. Это задача высшего
политического руководства, которое должно определить возможный
характер будущего конфликта: локальный, региональный или
масштабный, в каком регионе он может произойти, в скольких
конфликтах одновременно мы можем участвовать. У нас никак не
разберутся: НАТО – наш враг или друг, надо ли готовиться к войне с
Китаем или к угрозе исламского терроризма. В результате нет никакой
поставленной задачи и нет системы приоритетов. Оборонный заказ
становится похожим на лоскутное одеяло, которое тянут в разные
стороны представители Вооруженных Сил. Кому-то нужен «Мистраль»,
который сейчас, на мой взгляд, нам совершенно ни к чему, кому-то
нужен самолет пятого поколения, кому-то – ГЛОНАСС.
– Насколько в целом сильно в правительстве военное лобби?
– Военное лобби заинтересовано, чтобы все деньги шли через них, но
само оно не отвечает на вопрос, к какой войне готовиться, какую
принимать стратегию развития ВПК. А ведь здесь ключевой вопрос –
это приоритеты. Нам что сначала разработать: «Мистраль» или систему
связи и разведки для сухопутных сил? Истребитель пятого поколения
или бронированные
автомобили с противоминной защитой? В итоге на параде мы
показываем бронированные автомобили «Тигр», а для производства
покупаем патенты у итальянской фирмы Iveco, а броню для этой
техники покупаем в Германии.
– А наш бюджет в принципе может позволить обеспечить нормальный
оборонный заказ?
– Позволяет, но только в том случае если мы определимся с
приоритетами. Нельзя делать все одновременно к 2020 году, тогда мы
просто не получим ничего, хотя деньги будут освоены.
– Жесткие высказывания Медведева по поводу необходимости кадровых
решений для наказания ответственных – это может помочь решить
проблему?
– Трудно сказать, мне, вообще, кажется, что эти заявления носили
скорее предвыборный характер. Путин параллельно Медведеву стал
создавать инновационную структуру, Медведев же грозится, что те,
кто срывает оборонный заказ, могут оказаться в местах не столь
отдаленных и работать на свежем воздухе…
– То есть они используют риторику друг друга.
– Да, они пытаются показать, кто шибче.
– Если же оба они договорятся по поводу конкретной военной
стратегии, ситуацию можно исправить?
– Я не думаю, что оба эти лидера могут выработать какую-то
осмысленную политику в области оборонного заказа. Им это не под
силу, это работа не их масштаба. Это задача президента и премьера,
но более компетентных, чем ныне действующие.
– Сегодня большая часть оборонных расходов – это социальные статьи,
можно ли назвать это сильным местом нашего ВПК?
– О положении военных лучше спрашивать самих военных, но едва ли
можно говорить о хорошем социальном обеспечении, когда ветераны
присылают Медведеву свои награды, так и не дождавшись получения
квартиры. Да и разговоры о том, что лейтенант будет получать 50
000, пока только остаются разговорами. Может, для экономики в целом
это и хорошо, но нынешнее положение военнослужащих может дорого
обойтись властям. Можно вспомнить, как они перепугались пенсионеров
с тазиками после монетизации льгот, можно себе представить, что
будет, если возмущаться начнут мужчины в расцвете сил, обученные
владеть автоматом.