Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.

топ 100 блогов wildkot04.05.2015 Начну, пожалуй, про свою поездку рассказывать. Сейчас мне уже вообще кажется, что ничего особенно сложного в ней не было, не говоря уже о каком-то экстриме, такая поездочка лайт ;) А до отъезда... Ладно, все по порядку.

Друзья пригласили меня в гости еще до своего отъезда во Вьетнам, т.е. больше 2 лет назад ))) Потом я собиралась с мыслями и только осенью начала довольно вяло интересоваться возможностями добраться.

Вопрос первый: основной перелет.
Вы же знаете, что когда о чем-то думаешь, а особенно выссказываешь вслух или пишешь в открытый доступ, то вселенная начинает подкидывать варианты. Вот я где-то в середине осени и написала на форуме, что собираюсь во Вьетнам. Многие начали обсуждать летний отдых, море всякое, я не удержалась ))) Одна девочка мне порекомендовала следить за предложениями на Вандроўках. Я о них знала давно, но почему-то не просматривала предложения. А тут - бац - в течение недели после вступления в группу в контакте вижу сообщения о выгодных перелетах из Москвы в Ханой. На интересующий меня период можно было найти билеты около 350$ туда-обратно. Но тут случился декабрь: сначала подешевешие, но все равно затратные некоторые товары в России, потом 19 декабря у нас, обвалившийся рубль, ограничения в расчетах по карточкам и пр. Но я же уже решила! Февраль и половина марта прошли в мониторинге вылетов и поиске возможности заплатить. Спасибо добрым людям, чуть больше, чем за неделю до вылета билеты были куплены через OneTwoTrip, они давали самую низкую цену на авиасейлз. Надо положительно оценить их услуги, все было в порядке, а то я разных отзывов начиталась про повышение цен в процессе оплаты, отмены рейсов и пр., но никаких проблем не наблюдала. Билеты на меня, ребенка 7 лет и инфанта обошлись в сумму около 56 000 RUB, т.е. где-то 450$ на взрослого. Летели мы Вьетнамскими авиалиниями, вроде можно и у аэрофлота сопоставимые цены найти, но к тому времени ничего не оставалось. Кстати, сначала я собиралась на 2 недели, но из-за подорожания билетов в последний момент, дату возвращения отодвинули на неделю позже - так было дешевле. О, может кто-то может мне рассказать про накопление миль в перелетах у авиакомпаний?

Второй вопрос: как добираться до Москвы?
Поездом нынче дорого, самолетом оказывалось дешевле - Белавия объявила акцию, автобусом совсем недорого, но вроде бы не очень удобно. Я рассматривала вариант ехать самой на машине, на троих это на первый взгляд сопроставимые затраты, но потом я добавила страховку, необходимость ночевать где-то в Москве, особенно на обратном пути, детей, которые рано или поздно начнут сходить с ума в дороге, я не смогу на них отвлекаться, а буду только нервничать... опять же переживающая за нас мама. Я начала проверять автобусы и маршрутки. Ну что я хочу сказать? Вроде бы большинство компаний предлагают довезти вас в одну сторону за 400-450 тысяч. Начинаю интересоваться подробностями: на 23 марта многие мне называют цену без проблем, на возвращение 14 апреля говорят, что стоимость может увеличиться; спрашиваю про билеты для детей, самый распространенный ответ: "для детей у нас скидки" и у всех приходилось уточнять "какие скидки?". Скидки составляли обычно 30%. Дорога автобусом вроде бы не сильно дешевле самолета?
Но есть одна компания Эколайнс :) Во-первых, мне сразу понравилось, как со мной общалась оператор: кратко, по делу, не заставляя задавать уточняющие вопросы. Во-вторых, оказалось, что у них поездка до Москвы тоже стоит около 400 тысяч, но детям скидки 50%, если берешь билеты туда обратно, то получаешь еще дополнительную скидку. В-третьих, автобусы на самом деле приличные, места между сиденьями хватает, боковые выдвигаются в сторону прохода, в салоне бесплатный вай-фай, под каждым местом розетка, в салоне туалет, пассажирам с детьми и пенсионерам бесплатно положены пледы, и еще есть стюардесса, у которой можно заказать кофе-чай и даже что-то покушать. В итоге за троих я заплатила 1 520 тысяч - это вышло в 2 раза дешевле, чем лететь самолетом. Еще и бонусные баллы накапливаются, которые можно использовать при оплате последующих поездок.
Немного к вопросу "автобус против самолета". Если что, я сама не любитель автобусов, и был у меня такой период, когда я гововорила "никогда! ни за что!", особенно после переезда в 5 дней и 4 ночи подряд. Мы ехали с хором из Бельгии, и автобус должен был каждые сутки делать обязательную остановку на 8 часов без перерывов, после первой ночи места на полу в проходе можно было отнести к категории вип, мне тогда повезло: подружка на ночь пересаживалась к молодому человеку, мне доставалось 2 сиденья, а напротив через проход на местах ехали виолончели и я могла под них просунуть ноги, но все равно целыми сутками сидеть, в крайнем случае неудобно лежать - невыносимо ;) Так вот, я люблю ехать поездом. На первый взгляд самолетом быстрее - конечно, час 20 - и ты в Москве. Но давайте сюда добавим время на регистрацию посадку - 1,5-2 часа, дорогу в аэропорт - 30-40 минут, ожидание багажа еще как минимум минут 30, еще на всякий случай добавить часик на разные форс-мажоры, чтобы не бояться опоздать зарегистрироваться на другой рейс (либо время на дорогу из аэропорта) - и уже время в пути Минск-Москва увеличивается до 6 часов. При этом надо сдавать-получать багаж, куда-то его перевозить, вести-нести за собой детей и ручную кладь, дети особо не спят - их все время дергают. В таком случае, садясь в ночной автобус (идеале - поезд), нужно довезти чемоданы в центр города, сесть в транспорт - и расслабиться - перекусить и заснуть. Еще и время не теряешь зря.
У нас так и было: доехали до Центрального автовокзала, я еще распечатала другие билеты в офисе Эколайнса, который прямо на Бобруйской находится (по ошибке при покупке указала другие даты, уже по телефону поменяла, если меняешь дату более, чем за 24 часа, то это бесплатно), погрузились (на багаж как в самолете наклеивают бирочки с номером), даже не ели ничего, был уже десятый час, Аленка почти сразу заснула, Севка немного помучил планшет, потом забрался на меня и тоже заснул. Я свою спинку опустила, уткнулась в соседнюю, вспомнила, что забыла подушечку, но итак было нормально (яжемать - я теперь могу спать в любом положении). Кстати, всем советую спать, когда засыпают дети. Лучше вы проснетесь пораньше, но будете в адекватном состоянии, а недосып добавит только больше дискомфорта. Алкоголь тоже не советую принимать во время переездов с детьми. Ночью заходил какой-то типа пограничник, довольно небрежно проверил паспорта, я вроде начала рассказывать, что с детьми и дочка отдельно сидит, но он особо не слушал и не смотрел. Утром Аленка перебралась ко мне, дети отвлеклись на планшет - так и доехали до Щелковского автовокзала в Москве.
Там нас должны были встречать. Кадр ожидания ;)
Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.
В желтом пакете еда, которую я брала в автобус, но мы не съели ))) так что он за сумку не считается

Отдельно надо про чемоданы рассказать.
Вы понимаете, количество рук у меня ограниченное, сил и дури побольше, но тоже есть предел, поэтому передо мной стояла задача все уместить в 1 большой чемодан, 1 маленький для ручной клади, который могла везти Алёна, еще на плече у меня была сумка с фотоаппаратом и периодически на руках или в слинге Сева - видок еще тот, но без большого чемодана нормуль.
Так вот. Мы ехали на 3 недели, ограничиться 2-3 комплектами одежды на каждого я не могла, но и на каждый день новое брать тоже глупо. Где-то по 7 вариантов одежды у меня было (благо мы ехали в гости, где есть стиральная машина), почти все летнее, необъемное, верхняя одежда на себе. Сами понимаете, никаких летних шляп с широкими полями, обычно я их везу на голове, просто косыночки-панамки. Что занимает много места? Косметика: давно беру с собой в поездки только пробники и миниатюры - и всем советую, исключение - солнцезащитные средства, и то некоторые их на месте покупают и полностью используют. Шампуни и мыло, если вы едете хотя бы в 3-звездочные отели, можно не брать. Лекарства: никогда не собираю аптечный киоск: от головы, от живота, от насморка, жаропонижающее, антибиотик - все. Всеми болезнями все равно не заболеешь, так что брать от всего будет дороже, чем купить даже какое-то дорогое лекарство в стране отдыха. Скажу сразу, что мне еще не доводилось в поездках покупать лекарства, во Вьетнаме они кстати дешевле, чем у нас, а вам желаю не болеть в чужой стране. Полотенца не брала, обувь на каблуках не брала, игрушки не брала (этот ферби несанкционированно был засунут среди вещей), зато брала Алёне тетради с заданиями, она же пропускала 2,5 недели в школе. В маленьком чемодане лежали слинги, запас памперсов на первые дни (остальное на месте покупала), кометичка в дорогу, планшет, киндл, зарядное, смена одежды, поильник для Севы.

кусок нашего самолета в Домодедово
Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.

В аэропорту Сева убегал, даже не могла багаж сдать спокойно, пришлось мелкого примотать, но на досмотре все равно попросили размотаться. Сели в самолет, у нас были места в первом ряду, т.е. для инфанта навесили люльку; выдали несколько игрушек: пирамидку (верхушку-шарик и 2 верхних колечка потом забрали, потому что Сева их в рот засовывал (((), мягкого утенка и пару пазлов, а на обратной дороге не давали ничего. Принесли ужин, Сева после него как-то быстро отрубился, был уложен и пристегнут, я хотела почтитать, но Аленка не давала... короче заснули все. И ночь в полете прошла бы спокойно, если бы не какая-то пьяная компания русских, которые сели бухие, всю дорогу пили пиво, потом одного из них стошнило, чуть ли не на соседку по ряду и он потом шатался по самолету, чего-то пытался добиться от стюардесс, называя их "чурки нерусские" - я даже не знаю, мне больше хотелось спать или было стыдно. В конце концов утихомирилсь все. Но вскоре я была разбужена подготовкой к разносу завтрака, а учитывая, что это было где-то около 3 часов ночи по нашему времени, было не очень весело. Но мы поели. Я приоткрыла окошко и увидела там облако
в нем еще и пару молний сверкнуло

Сняли люльку, но Сева так и не проснулся до самой посадки, хоть я его успела одеть и примотать к себе. А дальше снова аэропорт, ожидание багажа и пр.

Обратная дорога осложнялось тем, что у меня была еще одна сумка багажа и коробка с фруктами в ручной клади, а еще 2 вьетнамские шапки ;) Я даже обрадовалась, когда увидела, что у них там в дьюти-фри все дорого ) Кстати, тетя на контроле не хотела пропускать мой самолетный чемоданчик, потому что у них норма 7 кг, а чемодан был 10 (хорошо, что она коробку не попросила взвесить), пришлось открыть и продемонстрировать, что там куртки, слинг и что я все это могу на себя и детей сейчас надеть и намотать, и чемодан уже не будет весить 7 кг - пропустила.

прошли контроль и увидели, как подвозят наш транспорт
Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.

потом его присоединили к переходам ;)

ждем посадки в шапках

дети вспомнили про планшет, при наличии бесплатного вай-фая спасение в дороге даже для двухлетки
Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.
я думала, что дома будет тяжело "снимать" Севу с зависимости, но ничего, обходимся без ломки, пока Аленка не придет вечером и не извлечет девайс на свет )))

Но ладно багаж. Во-первых, вылет задержали на 2 часа, причем все уже сидели в самолете, а во-вторых, дневной перелет - это вам не ночной. Нам не хватило места на первом ряду "для малышей" и мы получили просто 3 кресла рядом. В обратной дороге это было даже удобнее, каждый мог посидеть на своем месте, мониторы встроены в спинки впередистоящих кресел, а на первом ряду один монитор на 2 места и он встроен в стену; можно было близко смотреть мультики или про рыбок, только по-русски ничего не было (это же вьетнамские авиалинии), но Сева все равно не хотел долго сидеть в наушниках, а я не могла. Жаль, места у нас были по центру и я снова не увидела почти никаких облаков и тем более гор, все равно почти все закрыли иллюминаторы :(

Про еду.
Во время перелета полагается 2 нормальных приема пищи. Алёнке я еще дома после покупки билетов указала детскую еду. Порция по объему там такая же, как и во взрослой, но вместу кусков мяса, к примеру, котлета, салат из более мелких овощей, немного другой десерт

это мой обед

Двух порций нам хватало на троих поесть. Я еще оставила йогурты и булочки на дорогу в автобусе. В полете в любой момент можно попросить макароны быстрого приготовления ;) Не то, чтобы мне очень хотелось их есть, но когда другие стали заказывать, представьте какой запах начал распространяться по салону, конечно же Алёнке захотелось, тогда мы тоже взяли стаканчик на троих :)

Вот так дети заснули на креслах, точнее Сева заснул, а Алёна сказала, что закроет глаза для фотографии, на самом деле она в полете так и не спала, зато посмотрела 3 раза "Как приручить дракона - 2" на английском
Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.

из-за чего на посадке она резко стала проваливаться в сон, чего я позволить не могла, но пока мы долго ожидали багаж, реально срубилась уже прямо на чемоданах около ленты
Сева также стал засыпать на посадке, ведь по вьетнамскому времени мы приземлялись в 11 вечера. И спал он уже до утра.

В аэропорту не очень понравилось, как сотрудники обращаются к вьетнамцам. Но потом приземлился самолет из Душанбе - вот к ним точно как к людям третьего сорта относились, наверное, для этого есть причины, но со стороны наблюдать очень неприятно. Зато к нам было совершенно другое отношение, наоборот, просили освободить проход и багаж на выходе никто не проверял.

Кстати, забавный момент на паспортном контроле. В соседнем с нами окошке програничник спрашивает у вьетнамца
- По-русски говорите?
- Чуть-чуть
- Откуда прилетели?
- Вьетнам
- А как раньше Хошимин назывался? (я думала, он так проверяет, но тут же сам "подсказывает") Сайгон?
- Ханой
Я немного удивилась, но со следующим вьетнамцем произошел точно такой же диалог, слово в слово. Мне интересно зачем задавали вопросы именно про Хошимин, но еще интереснее, почему вьетнамцы отвечали Ханой, а не Сайгон, может быть они понимали этот вопрос как вопрос о столицах, типа раньше был Хошимин, а сейчас какая столица?

У нас оставалось время только доехать до автовокзала. Там тоже был интересный момент. Оказывается в автобусах нельзя просто так перевозить груз в ящиках или коробках, а у меня, как вы помните, фрукты были. Стюардесса сказала, что можно купить просто большой пакет и тогда никаких проблем не будет - ну не бред ли? Иначе за место нужно платить 10 евро. Как бы это ни было странно, но большие пакеты на автовокзале никто не продавал, пришлось коробку ставить в салон себе под ноги. Дети дрыхли, я думала, что тоже вырублюсь - как бы ни так, еще часа 1,5 просидела, даже чаю попросила.
А утром в 4 проснулся Сева и радостно громко в полной тишине начал: "Ма-ма! Ням-ням!", Алёнка присоединилась к нам через час примерно. Я вручила детям планшент и пыталась еще поспать вполглаза.

Первая остановка была в Орше. На вокзале пусто, зато сухо ;)

Но километров через 20-30 как повалил снег! 15 апреля, на минуточку

он шел даже сильнее, но у меня не было сил доставать фотик )))

когда все-таки решила его взять в руки (спустя минут 40) снег уже падал очень мокрый с дождем
Наше путешествие во Вьетнам: часть первая. Дорога. Как добираться с детьми.

А прямо под Минском снег прекратился. И домой мы приехали, хоть и в +3 C, зато сквозь облака местами просматривались кусочки неба.

Вот такая у нас была дорога туда-обратно.
Понимаю, пост получился очень длинный, но я не знаю, что выбросить, мне кажется, все это у меня спрашивали, возможно, я даже не обо всем написала. Так что спасибо тем, кто прочитал! Теперь вы понимаете, почему я так долго собиралась с духом и не начинала ))) В остальных частях будет поменьше букв :)

Если бы у меня так везде горел свет по дому, как у предков, я бы с ума сошла) Если бы у меня просто так горела комфорка газа, как у подруги дома, я бы с ума сошла) Хожу, как маньяк, все за всеми выключаю)) Упд А без инсты и тиктока живется вообще нормально, никак я их отсутствие не ...
Да, я чего про юзера ALLERGEN и его авторов l_u вспоминал-то? Потому что нехорошо цитировать без автора. В общем, в рамках движения «сам себя не подбодришь — кто тебя подбодрит?» — вот: 1. В борьбе пьющих с непьющими я занимаю сторону пьющих. 2. Мне больше нравятся режимы, при ...
«Глядя на русских, ясно понимаешь, что это племя пока не развилось до конца. Русские — ещё не вполне люди. Им недостаёт главного свойства человека — нравственного чутья, умения отличать добро от зла. » Жюль Мишле  К 100летию со дня рождения фантаста Станислава Лема. ...
Давайте отвлечемся от политики и поговорим без глупостей про «70 потерянных лет» и т. п. Не просто так Советский Союз был второй сверхдержавой мира и соблазнял своим примером десятки развивающих стран. Не просто так большинство граждан России ностальгирует по Советскому Союзу, а половина ...
Глава ДНР Пушилин выступил с заявлением «Только за последние дни силами нашей армии предотвращены несколько попыток терактов со стороны украинских спецслужб. ВФУ обстреливают Зайцево, Гольмовский, Горловку, Веселое, поселок шахты „Трудовская“, Старомихайловку, Еленовку, Сигнальное, ...