Наш праотец Яаков и его камни
avroomwolff — 11.11.2010Канун Шабос главы «Вайейцей»
5 кислева 5771 года / 12 ноября 2010 г.
В местечке Алиск при строительстве каменных домов было принято
особое внимание уделять укреплению фундамента. Связано это было с
тем, что почвы в этих местах были наносные: сверху тонкий слой
земли, под ним — слой песка, под которым скрывался уже твердый
грунт. Поэтому строители сначала выкапывали глубокие ямы, забивали
сваи и на этой основе делали фундамент. По тому же принципу начали
строительство новой синагоги. В пятницу закончили копать яму,
приготовили сваю и пригласили, как обычно, раввина местечка рабби
Ханоха-Ѓейниха спуститься и заложить краеугольный камень
фундамента.
— Я не спущусь, — сказал раввин. — Я боюсь, что
на меня может посыпаться земля.
Строительный подрядчик с удивлением воскликнул:
— Этого просто не может быть! Мы выкопали колодец по всем
правилам. Если бы я испытывал хоть какое-то беспокойство, я бы ни
за что не просил уважаемого ребе туда спуститься.
Тем не менее, рабби Ханох-Ѓейних настаивал на своем. Подрядчик
умолял, говорил, что не может ждать, потому что это останавливает
весь ход работ. Но ребе не хотел ничего слушать, и сказал, что
спустится только после того, как окунется в микву. Едва
только он ушел, раздался сильный шум, и из ямы поднялся столб пыли:
земля с обеих сторон колодца обвалилась!
Когда раввин вернулся, подрядчик рассказал ему о случившемся и
спросил:
— Ребе, как вы узнали, что земля обвалится? Ведь я сам
лично все проверял. Этого не должно было произойти!
— Для меня в происшедшем нет ничего удивительного, —
ответил рабби Ханох-Ѓейних. — Когда я заглянул в колодец, то
увидел в толще земли один камень, который молился Б-гу. Он умолял
Всевышнего удостоиться быть также среди других камней, взятых для
строительства фундамента нашей синагоги. И я понял, что его молитва
будет принята и камень упадет.
Так все и было: когда яму раскопали, то обнаружили большой
камень, который очень подходил для фундамента. Его установили,
закрепили и начали возводить синагогу.
…В 1982 году Израиль начал войну в Ливане, с целью
уничтожить расположенные там лагеря террористов ООП. Армии обороны
Израиля действительно удалось выполнить возложенную на нее миссию.
Арафат вместе с членами своей банды были вынуждены покинуть Ливан и
перебраться в Тунис.
В Тунисе еврейская община существует многие века. В то время она
насчитывала около пяти тысяч человек. Израильское правительство
было обеспокоено тем, что в результате перемещения основной базы
ООП в Тунис для общины может возникнуть смертельная опасность. И
следовательно, совершенно необходимо для спасения тунисских евреев
вывезти их в Израиль.
Правительство направило тайных эмиссаров для ведения
разъяснительной работы среди евреев в Тунисе, чтобы убедить их
репатриироваться в Израиль. Вскоре они обнаружили, что в самой
общине действуют определенные силы, которые убеждают евреев не
покидать их родные места, но наоборот — продолжать и расширять
еврейскую жизнь в стране, где они родились. Этой силой был раввин
Нисон Пинсон, да будет благословенна его память, который был
посланником Любавичского Ребе в Тунисе. Все понимали, что он
действовал не в соответствии со своими взглядами, но по поручению
самого Ребе. Поэтому израильское правительство решило направить
своего представителя для встречи с Ребе, чтобы объяснить всю
серьезность ситуации и убедить в необходимости поощрять переезд
евреев из Туниса в Израиль.
Послом стал Эфраим Ѓалеви, который впоследствии возглавлял
израильскую разведслужбу «Моссад». Он поехал в Нью-Йорк, где
встретился с Любавичским Ребе. В самом начале встречи Ребе
подтвердил, что его указания раввину Пинсону направлены на то,
чтобы убедить евреев оставаться в Тунисе. Ребе сказал, что он
собрал информацию о ситуации в Тунисе из разных источников в
правительстве США и по другим каналам и пришел к выводу, что не
существует опасности для еврейской общины там. Если еврей хочет
подняться в Святую землю сам, то это хорошо и желательно, но при
этом не следует насильно уничтожать всю общину. В любой точке мира,
где есть еврейская община, следует поощрять и стараться
поддерживать ее существование настолько, насколько это возможно.
Ребе сказал, что, по его мнению, весь мир является хорошим местом
для евреев, а не только Земля обетованная…
В начале нашей сегодняшней недельной главы «Вайейцей» мы узнаем,
что Яаков оставляет Беер-Шеву и уходит в Харан. Его путь лежит к
горе Мория, где он вынужден остановиться на ночлег. «И взял он из
камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте»
(Брейшис, 28: 11). Во сне ему открылся Б-г и пообещал: «И вот
Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и
возвращу Я тебя на эту землю» (Брейшис, 28: 15). Говоря
современным языком, Яаков получил выгодный полис страхования
жизни.
Утром Яаков встал, взял «камень, который положил себе
изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу.
И дал Яаков обет, говоря: «Если будет Б-г со мною и хранить меня
будет на этом пути, которым я иду… то камень этот, который я
положил постаментом, будет домом Б-жьим…» (Брейшис, 28: 20,
22).
Затем Тора рассказывает нам, что Яаков приходит в Харан и там,
возле колодца, встречает Рахель. И снова в этой истории появляется
камень. На устье колодца был такой большой камень, что все пастухи
собирались вместе, чтобы отвалить его. «И было: когда увидел Яаков
Рахель, дочь Лавана, брата его матери… то подступил Яаков и снял
камень с устья колодца». (Брейшис, 29: 10). Он один легко
отодвинул камень!
В конце главы Тора рассказывает о том, как после двадцати двух
лет в доме Лавана Яаков решает, что пора вернуться домой в Израиль.
В ту пору у него уже было четыре жены и одиннадцать детей. Мы
помним, что Яаков несколько раз пытался вернуться на землю своих
предков, но Лаван останавливал его, поэтому он решился совершить
побег.
И в один прекрасный день «бежал он со всем, что у него». На
третий день Лаван узнал, что Яаков бежал, и бросился в погоню. Б-г
пришел к Лавану во сне и сказал: «Берегись, чтобы не говорил ты с
Яаковом от доброго до худого» (Брейшис, 28: 11). И при встрече
наутро Лаван говорит Яакову: «Рука моя в силе содеять вам зло. Но
Б-г отца вашего прошлой ночью сказал мне, чтобы я не касался вас. И
ныне пойдем, заключим союз, я и ты, и Он будет свидетелем между
мной и тобою». Затем Тора рассказывает: «И взял Яаков камень, и
воздвиг он его постаментом. И сказал Яаков братьям своим: «Соберите
камни!» И взяли они камни и сделали холм. И ели они там, на холме».
Эта груда камней стала свидетелем «договора о дружбе и
добрососедстве», который заключили Яаков и Лаван.
Мы замечаем, что у нашего праотца Яакова были особые отношения с
камнями. Все начинается с камня и заканчивается камнем. Что же
скрывается за этим символом?
Каждый из наших праотцев — и Авраѓам, и Ицхок, и
Яаков — в какой-то момент своей жизни молился на Храмовой
горе. Так Раши говорит в своем комментарии на Талмуд (трактат
«Псохим», 87а): «Гора Мория, поле Ицхока и дом Б-га Яакова —
все молились на Храмовой горе». Авраѓам пошел туда, чтобы совершить
жертвоприношение Ицхока. Сам Ицхок был там и молился, когда Ривка
прибыла из Харана. На Храмовой горе Яаков молился и увидел свой
знаменитый и многообещающий сон.
Талмуд (трактат «Псохим», 98а) замечает интересную особенность:
каждый называл это место по-другому, Авраѓам — «гора», как
сказано: «И нарек Авраѓам имя месту тому «Г-сподь узрит». Как
говорится по сей день: «На горе Г-сподней зрим будет». Ицхок —
«поле», как сказано: «И вышел Ицхок помолиться в поле». Однако
Яаков назвал его «дом» — Бейт-Эль (дословно — «дом
Б-га»).
Как это объяснить? Авраѓам и Ицхок видели в этом месте нечто
временное. Они были кочевниками, они разбивали свои шатры на
некоторое время, а потом двигались дальше. Яаков, напротив, куда бы
он ни пришел, начинал собирать камни и строить из них нечто истинно
твердое и постоянное, что никуда не переезжает. Поэтому он и
называет гору Мория «дом Б-жий».
Куда бы ни пошел Яаков, он сразу же закладывает фундамент того,
что делает это место еврейским. Яаков верил, что если Всевышний
посылает евреев куда-либо, то это для того, чтобы они построили там
вечный еврейский дом по законам Торы на все времена. И поэтому прав
был Любавичский Ребе, настаивая на сохранении еврейской общины в
Тунисе. ООП покинула эту страну и переехала, к нашему всеобщему
сожалению, в Израиль, где евреи по сей день страдают от терроризма.
В Тунисе до сего дня есть еврейская община — и будет, с Б-жьей
помощью, существовать всегда!
Если мы верим, что сыны Израиля несут «свет народам мира», то мы
не можем замыкаться в пределах границ Страны Израиля и быть
источником света, действующим на расстоянии. В каждом уголке
земного шара должна быть еврейская община, чтобы на самом деле
служить живым примером — и распространять «свет для
народов».
Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,38 МБ).
|
</> |