Наш праотец Яаков и его камни

топ 100 блогов avroomwolff11.11.2010

Канун Шабос главы «Вайейцей»
5 кислева 5771 года / 12 ноября 2010 г.

В местечке Алиск при строительстве каменных домов было принято особое внимание уделять укреплению фундамента. Связано это было с тем, что почвы в этих местах были наносные: сверху тонкий слой земли, под ним — слой песка, под которым скрывался уже твердый грунт. Поэтому строители сначала выкапывали глубокие ямы, забивали сваи и на этой основе делали фундамент. По тому же принципу начали строительство новой синагоги. В пятницу закончили копать яму, приготовили сваю и пригласили, как обычно, раввина местечка рабби Ханоха-Ѓейниха спуститься и заложить краеугольный камень фундамента.

— Я не спущусь, — сказал раввин. — Я боюсь, что на меня может посыпаться земля.

Строительный подрядчик с удивлением воскликнул:

— Этого просто не может быть! Мы выкопали колодец по всем правилам. Если бы я испытывал хоть какое-то беспокойство, я бы ни за что не просил уважаемого ребе туда спуститься.

Тем не менее, рабби Ханох-Ѓейних настаивал на своем. Подрядчик умолял, говорил, что не может ждать, потому что это останавливает весь ход работ. Но ребе не хотел ничего слушать, и сказал, что спустится только после того, как окунется в микву. Едва только он ушел, раздался сильный шум, и из ямы поднялся столб пыли: земля с обеих сторон колодца обвалилась!

Когда раввин вернулся, подрядчик рассказал ему о случившемся и спросил:

— Ребе, как вы узнали, что земля обвалится? Ведь я сам лично все проверял. Этого не должно было произойти!

— Для меня в происшедшем нет ничего удивительного, — ответил рабби Ханох-Ѓейних. — Когда я заглянул в колодец, то увидел в толще земли один камень, который молился Б-гу. Он умолял Всевышнего удостоиться быть также среди других камней, взятых для строительства фундамента нашей синагоги. И я понял, что его молитва будет принята и камень упадет.

Так все и было: когда яму раскопали, то обнаружили большой камень, который очень подходил для фундамента. Его установили, закрепили и начали возводить синагогу.

…В 1982 году Израиль начал войну в Ливане, с целью уничтожить расположенные там лагеря террористов ООП. Армии обороны Израиля действительно удалось выполнить возложенную на нее миссию. Арафат вместе с членами своей банды были вынуждены покинуть Ливан и перебраться в Тунис.

В Тунисе еврейская община существует многие века. В то время она насчитывала около пяти тысяч человек. Израильское правительство было обеспокоено тем, что в результате перемещения основной базы ООП в Тунис для общины может возникнуть смертельная опасность. И следовательно, совершенно необходимо для спасения тунисских евреев вывезти их в Израиль.

Правительство направило тайных эмиссаров для ведения разъяснительной работы среди евреев в Тунисе, чтобы убедить их репатриироваться в Израиль. Вскоре они обнаружили, что в самой общине действуют определенные силы, которые убеждают евреев не покидать их родные места, но наоборот — продолжать и расширять еврейскую жизнь в стране, где они родились. Этой силой был раввин Нисон Пинсон, да будет благословенна его память, который был посланником Любавичского Ребе в Тунисе. Все понимали, что он действовал не в соответствии со своими взглядами, но по поручению самого Ребе. Поэтому израильское правительство решило направить своего представителя для встречи с Ребе, чтобы объяснить всю серьезность ситуации и убедить в необходимости поощрять переезд евреев из Туниса в Израиль.

Послом стал Эфраим Ѓалеви, который впоследствии возглавлял израильскую разведслужбу «Моссад». Он поехал в Нью-Йорк, где встретился с Любавичским Ребе. В самом начале встречи Ребе подтвердил, что его указания раввину Пинсону направлены на то, чтобы убедить евреев оставаться в Тунисе. Ребе сказал, что он собрал информацию о ситуации в Тунисе из разных источников в правительстве США и по другим каналам и пришел к выводу, что не существует опасности для еврейской общины там. Если еврей хочет подняться в Святую землю сам, то это хорошо и желательно, но при этом не следует насильно уничтожать всю общину. В любой точке мира, где есть еврейская община, следует поощрять и стараться поддерживать ее существование настолько, насколько это возможно. Ребе сказал, что, по его мнению, весь мир является хорошим местом для евреев, а не только Земля обетованная…

В начале нашей сегодняшней недельной главы «Вайейцей» мы узнаем, что Яаков оставляет Беер-Шеву и уходит в Харан. Его путь лежит к горе Мория, где он вынужден остановиться на ночлег. «И взял он из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Брейшис, 28: 11). Во сне ему открылся Б-г и пообещал: «И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю» (Брейшис, 28: 15). Говоря современным языком, Яаков получил выгодный полис страхования жизни.

Утром Яаков встал, взял «камень, который положил себе изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу. И дал Яаков обет, говоря: «Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду… то камень этот, который я положил постаментом, будет домом Б-жьим…» (Брейшис, 28: 20, 22).

Затем Тора рассказывает нам, что Яаков приходит в Харан и там, возле колодца, встречает Рахель. И снова в этой истории появляется камень. На устье колодца был такой большой камень, что все пастухи собирались вместе, чтобы отвалить его. «И было: когда увидел Яаков Рахель, дочь Лавана, брата его матери… то подступил Яаков и снял камень с устья колодца». (Брейшис, 29: 10). Он один легко отодвинул камень!

В конце главы Тора рассказывает о том, как после двадцати двух лет в доме Лавана Яаков решает, что пора вернуться домой в Израиль. В ту пору у него уже было четыре жены и одиннадцать детей. Мы помним, что Яаков несколько раз пытался вернуться на землю своих предков, но Лаван останавливал его, поэтому он решился совершить побег.

И в один прекрасный день «бежал он со всем, что у него». На третий день Лаван узнал, что Яаков бежал, и бросился в погоню. Б-г пришел к Лавану во сне и сказал: «Берегись, чтобы не говорил ты с Яаковом от доброго до худого» (Брейшис, 28: 11). И при встрече наутро Лаван говорит Яакову: «Рука моя в силе содеять вам зло. Но Б-г отца вашего прошлой ночью сказал мне, чтобы я не касался вас. И ныне пойдем, заключим союз, я и ты, и Он будет свидетелем между мной и тобою». Затем Тора рассказывает: «И взял Яаков камень, и воздвиг он его постаментом. И сказал Яаков братьям своим: «Соберите камни!» И взяли они камни и сделали холм. И ели они там, на холме». Эта груда камней стала свидетелем «договора о дружбе и добрососедстве», который заключили Яаков и Лаван.

Мы замечаем, что у нашего праотца Яакова были особые отношения с камнями. Все начинается с камня и заканчивается камнем. Что же скрывается за этим символом?

Каждый из наших праотцев — и Авраѓам, и Ицхок, и Яаков — в какой-то момент своей жизни молился на Храмовой горе. Так Раши говорит в своем комментарии на Талмуд (трактат «Псохим», 87а): «Гора Мория, поле Ицхока и дом Б-га Яакова — все молились на Храмовой горе». Авраѓам пошел туда, чтобы совершить жертвоприношение Ицхока. Сам Ицхок был там и молился, когда Ривка прибыла из Харана. На Храмовой горе Яаков молился и увидел свой знаменитый и многообещающий сон.

Талмуд (трактат «Псохим», 98а) замечает интересную особенность: каждый называл это место по-другому, Авраѓам — «гора», как сказано: «И нарек Авраѓам имя месту тому «Г-сподь узрит». Как говорится по сей день: «На горе Г-сподней зрим будет». Ицхок — «поле», как сказано: «И вышел Ицхок помолиться в поле». Однако Яаков назвал его «дом» — Бейт-Эль (дословно — «дом Б-га»).

Как это объяснить? Авраѓам и Ицхок видели в этом месте нечто временное. Они были кочевниками, они разбивали свои шатры на некоторое время, а потом двигались дальше. Яаков, напротив, куда бы он ни пришел, начинал собирать камни и строить из них нечто истинно твердое и постоянное, что никуда не переезжает. Поэтому он и называет гору Мория «дом Б-жий».

Куда бы ни пошел Яаков, он сразу же закладывает фундамент того, что делает это место еврейским. Яаков верил, что если Всевышний посылает евреев куда-либо, то это для того, чтобы они построили там вечный еврейский дом по законам Торы на все времена. И поэтому прав был Любавичский Ребе, настаивая на сохранении еврейской общины в Тунисе. ООП покинула эту страну и переехала, к нашему всеобщему сожалению, в Израиль, где евреи по сей день страдают от терроризма. В Тунисе до сего дня есть еврейская община — и будет, с Б-жьей помощью, существовать всегда!

Если мы верим, что сыны Израиля несут «свет народам мира», то мы не можем замыкаться в пределах границ Страны Израиля и быть источником света, действующим на расстоянии. В каждом уголке земного шара должна быть еврейская община, чтобы на самом деле служить живым примером — и распространять «свет для народов».

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,38 МБ).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В английском языке аббревиатура CC значит Carbon Copy, что означает "под копирку". Раньше, во времена пишущих машинок, машинистка могла за один присест сделать до трех-четырех копий под копирку с одного набора. Под каждый лист бумаги вставлялся лист копирки, который переносил удары ...
Журнал HARPER'S BAZAAR опубликовал замечательную подборку из 65 фотографий британской королевской семьи Леди Элизабет Боуз Лайон, 1906 год. Getty Images PS Обратите внимание, как Юджини похожа на прабабушку ...
Сегодня пол-дня провел в роддоме у жены. Конечно, ребенок это счастье. И ...
кур-уточек. Мучается человек в городе. ...
Некоторое время новостные выпуски будут несколько ограничены по охвату производителей - у меня пока нет возможности продолжать мониторить фб и инст. Тем не менее: на прошедшем вчера Адептиконе ГВ одарило всех чемоданом анонсов, из которых самый зрелищный, безусловно, новая редакция ...