Наизусть или нет
eugeniashaffert — 21.11.2016 В ленте фейсбука очередной ожесточённый спор образовательного характера: в миллионный раз пользователи дискутируют о том, надо или не надо учить наизусть "Бородино", и какой вообще смысл в том, чтобы учить что-нибудь наизусть, особенно сейчас, когда старое убеждение о том, будто бы это "тренирует память", не выдержало проверки временем. Предсказуемо одни говорят, мол, конечно, надо учить, это наша культура, а дети тупые, пусть учат, а другие говорят, мол, дети пусть сами разбираются... Не убедили пока ни те, ни другие :)Не так давно по сети прошла волна перепостов письма Умберто Эко внуку, где он объяснял, зачем что-нибудь учить наизусть. Все это читали, но на всякий случай размещу здесь ссылку: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pismo-umberto-eko-svoemu-vnuku-618105/ Самое главное, что у нас есть, - это память. Особенно память о прекрасном! Романы Эко отчасти именно об этом. И когда мы что-то запоминаем надолго, мы как будто более человечны. Мне эта мысль нравится, хотя по её поводу можно долго спорить, это же вообще очень европейский подход, когда всё хочется уподобить музею - разложить в правильном порядке, как следует систематизировать, сделать красиво, создать смысл внутри памятных знаков и жить в этом всём.
Я обычно не говорю: надо делать вот так! Не потому что у меня нет позиции, а просто я в самом деле считаю, что нет какой-то единственно верной для всех стратегии, и это касается вообще всего, хоть воспитания детей, хоть рецепта блинов. Одним одно хорошо, другим другое. Так что осмелюсь предположить, что и со стихами так: кому-то это на пользу и в удовольствие, а у других только отвращение и никакого толку. Я сама отношусь к первым: ужасно люблю учить что-то наизусть, а потом рассказывать про себя или вслух. И в школе с удовольствием учила. Например, в десятом классе нужно было учить прямо группами стихи. Десять стихов Пушкина сдал? Зачёт! И так сразу несколько поэтов. Мне это нравилось, и, что особенно прекрасно, я их до сих пор почти все помню, хоть Пушкина, хоть Блока. И потом, когда Кирилл был маленький, мне это очень пригодилось: он ложился спать, мы выключали свет, и я ему перед сном обязательно какое-нибудь стихотворение рассказывала, это такая вроде традиция была. Потом она куда-то ушла, даже не помню в какой момент.
Кириллу в школе никогда не задают ничего учить наизусть по литературе. Они изучали по литературному чтению "Песнь о вещем Олеге", кучу разных стихотворений - и ничего не заучивали. А я вот, помню, целиком учила "Песнь о вещем Олеге", и Лермонтова "Ночевала тучка золотая...", многое другое, это было обязательно и на оценку. Они просто выразительно читают вслух. Наверное, потому что некогда потом опрашивать весь класс и проверять, кто выучил, а кто нет? Или просто сейчас это не обязательно?
Мне всё время хотелось как-то побудить его учить наизусть понравившиеся строчки, но ведь не заставлять же? Он обычно не признаётся, что какие-то стихи ему понравились. То, что я ему предлагаю почитать, он принимает с благодарностью за проявленное внимание, но без восторга от собственно текста. Хотя мне кажется, что мои гены всё же проявят себя: недавно он вдруг прочитал вслух страницы три из "Руслана и Людмилы". Они не изучали этого в школе, просто оказалось, что он, блуждая по youtube, набрёл на запись поэмы, почему-то понравилось. Вот он слушал несколько раз какие-то фрагменты и многое запомнил. И мне это ужасно приятно, что ребёнок знает куски из одного из любимейших моих текстов, мы от этого как будто лучше понимаем друг друга. Да и слушать приятно, красиво же звучит и история захватывающая.
|
</> |