рейтинг блогов

Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

топ 100 блогов periskop17.11.2015 В прошлые выходные вместе с коллегами по Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма spbblog посетил Ратную Палату в пригородном Пушкине - где разместился единственный пока в России музей Первой Мировой войны. Называется он "Россия в Великой войне".

Собственно, специализированные музеи по Первой Мировой я видел в прошлогодней тематической поездке от РВИА "Гумбиннен-на-Марне", так что сравнивал концепцию подачи материала именно с ними. Особенно с музеем в Мо, о котором писал отдельный пост. Впечатления от нашенского музея в итоге остались весьма разноплановые, скажем так.

Рассказ о походе - под катом.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма
Музей Великой войны в Пушкине


2. Идти к музею удобнее всего от Александровского дворца - по Фермской дороге. Уже по пути начинают попадаться интересные места, наводящие на определённые размышения уже заранее. Минут примерно 15 шагать, если не быстрым шагом.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

3. А вот и здание, отданное под музей Великой войны - Ратная Палата.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

История здания весьма интересная.

Первоначально предполагалось разместить в Ратной палате музей истории побед русского оружия. Основой коллекции стало собрание картин, икон, предметов вооружения и документов по истории русских войн, которое было подарено Еленой Андреевной Третьяковой (вдовой С. М. Третьякова, брата основателя Третьяковской галереи) императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке 1911 г.

Однако с началом войны с Германией в 1914 г. было решено создать в Государевой Ратной палате Музей Великой войны, разместив в нем галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений.

Это только начало истории.
Пока то да сё - грянул Февраль-1917. Название, конечно, поменялось - и открыли его как «Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов». Он просуществовал всего год, и в 1918 г. был закрыт, а экспонаты его были рассредоточены по разным государственным хранилищам, а частично разграблены. Затем здание использовалось всяко-разно: от резиденции Агрономического института и литературного клуба до складского помещения. А в 2010-м решили возобновить тут музей Первой Мировой, как и задумывалось изначально. Открыт музей был к столетию начала войны, в прошлом году.

4. Ладно, в общем, заходим. На самом видном месте нас встречает вдова брата того самого Третьякова, ну и конечно, Государь Император Николай Александрович.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

5. Если перевести взгляд напротив, где установочные карты "общего обзора" - то и там Государь на кинохронике нон-стоп. Иногда сам, иногда с цесаревичем.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

6. А вот и обобщающая схема-карта. По ней у Российской Империи на старте войны всё было в шоколаде. Конечно, сведений о том, кому принадлежала эта промышленность, куда вывозились прибыли от промышленного производства, а также суммы долговых обязательств тут нет.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

Идём, смотрим экспозиции.
У нас хороший экскурсовод, она ведёт группу от стенда к стенду. Рассказывает интересно.

7. Два императора противостоящей коалиции.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

8. Если идти в центральный зал влево, то там большой угол униформы воюющих держав. Место нашлось всем основным геополитическим игрокам. Вот, например, кайзеровская Германия. Изречение Вильгельма II подобрано тоже грамотно. Слушая экскурсовода, я стал проникаться современной концепцией Великой Войны: оказывается, в возникновении войны виновата именно Германия! Больше никто.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

9. Впрочем, стенды с формой стран-участников вполне интересны. Рассматривая их, подмечаешь много любопытных деталей.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

10. Казаки в Российской Императорской армии.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

11. Отведены свои стенды и для униформы Императорского флота. Точней, там не только форма, но и знаки различия, и наградное оружие. Образцы кортиков и т.п.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

12. Здесь же - парадные морские мундиры Государя Императора (Николая II, конечно).
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

13. За "флотскими" стендами - авиационные. Кстати, вполне себе интересные - а то российские авиаторы Первой Мировой традиционно остаются в тени.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

14. Возвращаемся к "форменным" стендам. Это не оригинал, а реплика, как написано у стенда. Но всё равно интересно видеть предтечу как формы РККА эпохи Гражданской войны ("будённовки", "разговоры"), так и сталинских погон Великой Отечественной обр. 1943-го. Вот он их откуда заимствовал - причём с точностью до мелких деталей (образец шитья, размещение, размеры и форма звёздочек).
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

UPD. Многие сомневаются в реальном существовании такой формы. Но в музее её происхождение никак не объясняется.

15. Есть и образцы лёгкого стрелкового оружия эпохи.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

16. Выше стенов с униформой - возвышение. Это специальная часть экспозиции музея с георгиевскими кавалерами и посвящена Георгиевским наградам - орденам и крестам. В принципе, очень неплохая задумка, мне понравилось.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

17. На стене укреплены два больших стенда с портретами наиболее отличившихся Георгиевских кавалеров.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

18. Образцы наград и реконструкция полного Георгиевского банта.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

19. Портреты Георгиевских кавалеров дублируются бегущей строкой сбоку, кратко повествующей об их фронтовых подвигах, которые были отмечены награждениями.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

20. Вот примерно так (снята только первая стадия информации, с фамилиями). В целом, я воспринял эту часть очень позитивно: сделано наглядно, и дефицит публичной информации о таких бойцах очевиден. Как ни крути, а о героях Великой Отечественной мы знаем во много раз больше.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

21. В огромный плюс музею я бы записал хорошее техническое оснащение: большие интерактивные доски с массой информации, выбираемой по меню. В плане юзабилити сделано очень качественно, пользоваться ими приятно. Можно довольно долго изучать фактуру по таким доскам.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

22. Другая доска - с операциями Великой войны. Кстати, тут концепция возникновения войны - ближе к традиционной и привычной нам, нежели озвучивала наша экскурсовод.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

23. Доска работает как тач-скрин, и кроме того, ею могут одновременно пользоваться 2-3 человека, стоящие в разных её секторах.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

24. Можно не только читать описания операции и смотреть портреты командующих, но и вызвать на экран карты и рассматривать их. Это важно, так как на "бумажных" картах в музее заметно сэкономили, их там совсем немного.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

25. Интерактивные доски стоят и у других тематических стендов. Вот, например, у стендов истории авиации. Есть возможность вызывать и короткие видео.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

26. Затем надо из главного зала идти по длинному отростку-галерее, вдоль него размещены другие экспонаты. Часть из них сгруппированы в тематические подборки. Однако по годам и периодам войны, как в музее Мо, разделения экспозиции нет. Она как бы вся составлена "в общем".
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

27. В одном из "узлов" стоит Форд - ровесник эпохи войны.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

28. Полевые кухни того времени. Нам объясняют принцип работы.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

29. Интересный экспонат - кружка для сильно усатых :)
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

30. Образцы касок, шлемов и сапог. Там ещё несколько таких тематических коллекций.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

Однако самое сильное впечатление в музее осталось от маниакального упора на императора Николая, его семью и цесаревича Алексея. Пока мы шли, я в разных местах с удивлением отмечал фиксацию состава экспозиций именно на них. Мундиры, портреты, снова мундиры, экраны, плакаты и проч. и проч. По моим примерным прикидкам, около четверти или 1/5 музея посвящено именно персоне Государя Императора или его роли в событиях войны, или великим княжнам, или цесаревичу. Это было настолько натянуто, что я начал искать хотя бы один персональный портрет - хоть где! - первого Верховного Главнокомандующего войсками в той войне вел.кн. Николая Николаевича. И что вы думаете? Нигде нет!

31. Ниже Георгиевской галереи сделана специальная экспозиция "Николай - Верховный Главнокомандующий". Вот тут, за стеклом.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

32. Здесь реконструирован его рабочий кабинет, предметы быта и мундиры. Его и цесаревича.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

33. Рядом - интерактивный стенд с аналогичным названием.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

34. Напротив стоит другой стенд, со сведениями о его семье во время Великой Войны.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

35. Там же, дальше - целая выставка мундиров великих княжон с символикой разных полков и прочих предметов, им принадлежащих. Маленький мундир - цесаревича Алексея. Она любопытна, конечно - но вот к ведению войны имеет очень отдалённое отношение.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

36. Специальная доска посвящена и цесаревичу Алексею.
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

37. Короче, абсолютный николаецентризм в полный рост! Ощущение, что его больше тут, чем всех остальных, вместе взятых. Кроме того, я нигде не увидил подборки/ портретной галереи командующих фронтами. Странно...
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

Уже после экскурсии у меня состоялся такой диалог с экскурсоводом:

- Скажите, я вот видел такой подробный стенд "Николай II - Верховный Главнокомандующий". Там всё так подробно и море фотографий с пояснениями. А где можно посмотреть про остальных Главковерхов русской армии?
- А кто именно вас интересует?
- Ну как это? Ведь в войне было аж восемь Главковерхов - семь утверждённых и один исполняющий обязанности! Где их галерея?
- Музей физически не может охватить все темы. Вот сами посудите, вы что-то знаете про русский Экспедиционный корпус во Франции? Мы его не могли никуда вместить.
- Кое-что знаю, конечно. Хотя не претендую на многое. Но я о другом. Вот смотрите, у вас есть электронный стенд про Николая-главкома. Так?
- Так.
- А ведь даже в "императорский" период войны был первый Главнокомандующий - Николай Николаевич. Где я могу что-нибудь почитать-посмотреть про него, например? Ведь и в его бытность были победы - скажем, Галицийская операция осени 1914 года. Он больше года командовал всеми вооружёнными силами! И нигде нет даже его портрета!

- (поняла, наконец, суть подвоха и немного смутилась) Ой, вы знаете, я концепцией не занималась, это работа других людей. У нас вот такая концепция, это уже не мои полномочия. Да и снят он был за польское отступление.
- Снят, да. А Николай? Сшиблен с престола либералами и тут же отрёкся. А ведь в электронный стенд вполне и легко можно было поставить Н.Н., первого главкома. Там не нужны дополнительные площади, в электронику. Ведь так?

Другими главкомами после отречения Николая я её уже мучить не стал - а то, не дай Бог, прапорщик Крыленко им будет сниться. Ну и про себя подумал: "Дааа.... А если бы была галерея Главкомов, с точными датами пребывания на посту - картинка у вникающего в историю этой войны была бы радикально иная - пришлось бы о многом призадуматься".

Короче, увидел в музее снова привычные грабли Суслова - Епишева, только в ином, современном, обличье.
Что же касается конца войны и вообще периода после Февраля-17 - то он не отражён почти никак. Как будто бы его и не было. Только и напоминает о нём пара плакатов и роспись на стене. Ну и стенд с операциями, в георгиевском зале. Только там о тех операциях можно отыскать сведения, если порыться.

38. Ну что, поход окончен. Пора домой...
Музей в Ратной палате: Первая Мировая через призму николаецентризма

Общие выводы:
а) в музее много интересного и малоизвестного
б) огромный плюс - интерактивные доски
в) явный вывих и фиксация на николаецентризме.

Идти или нет?
Тем, тему интересна эта эпоха - идти безусловно.
Но фильтруя информацию.

Как-то так.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот еще чо хотела спросить, амигос. Я тут писала, что у меня есть тема мазать лыжи свиным салом и мотать в славный город Санкт-Петербург Ленинградской области. Отличаясь радикальным мышлением, высокой скоростью принятия решений и общей ...
Жить очень скучно, граждане, а особенно скучно ходить на работу. Весело только спать. Может от того, что в процессе сна я не задумываюсь о тщетности бытия, вращаясь в бесцветном нигде, безмерно счастливая от своей невесомости и бестелесности. В этом году необычайно красивая зима: ...
Мы, те, кто из 2000ых, мы только что потеряли кумира. Бывшие школьнички в широких штанишках - мы только что узнали, что Честер убил себя. В 41 год. Это Так близко. Вот мне 33,  и когда он появился в мире моей школы - я ходила в 10 класс. Дестяки тысяч подростков жили этой музыкой, ...
В очередной раз произошло то, о чем говорили и предупреждали большевики: Навальный слил протест в пользу ельципутинской хунты. Технология элементарная: - «отравлением Навального» и фильмом о дворце надули рейтинг Навального, - штаб Навального вместе с ельципутинскими СМИ и ботофермами ...
Победители гонки олигархов: Пинчук(2), Ахметов(1), Новинский(3) На данный момент вся Золотая сотня «весит» $47,4 млрд. Это самый высокий показатель начиная с 2014 года, хотя он еще сильно недотягивает до довоенного 2013-го, когда эта когорта суммарно оценивалась в $67 ...