Монастырь Св. Германа Аляскинского
alzheimer — 06.05.2014 На выходных побывал в одном из самых странных мест в этой стране: православном монастыре преподобного Германа Аляскинского (Monastery of St. Herman of Alaska), который находится в калифорнийском поселении Платина. В монастыре сейчас живут около двадцати монахов, все американцы, и все они исповедуют ветвь восточного Православия, которая хорошо понятна всем русским, несмотря на то, что службы идут на английском языке.Юридически монастырь принадлежит Западноамериканской епархии Сербской православной церкви, но так произошло не сразу. История монастыря связана с очень известным в России иеромонахом Серафимом Роузом, и возможно, тут стоит кратко напомнить его биографию.
Юджин Роуз родился в Сан-Диего в 1934 году, получил хорошее образование: он изучал китайскую философию в известном Помона колледже, затем восточные языки в Академии Восточных языков в Сан-Франциско (которая теперь окончательно транформировалась в хипстерский California Institute of Integral Studies), и затем учился в Калифорнийском университете в Беркли. В итоге своих духовных поисков он выбрал Русское Православие, и получив благословение Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который теперь, кстати, признан святым, основал монастырь в Платине вместе с ещё одним монахом по имени Герман Подмошенский, который попал в Америку из России вместе с эмигрантами первой волны.
Для того, чтобы основать монастырь, ему пришлось использовать деньги своих родителей для приобретения земли, но в итоге получилось купить часть очень красивой горы в удалёной месте (примерно четыре часа езды от Сан-Франциско на север).
Умер Серафим роуз в возрасте 48 лет, написав большое количество книг, сделавших его известным. Рассказывают, что он был незаурядной и яркой личностью и имел ораторские способности, что привлекало к нему народ. Есть, например, легенда, что ему удалось обратить в православие 10 тысяч протестантов, но разумеется, проверить эту цифру невозможно.
После его смерти в монастыре начались разброд и шатания, Германа Подмошенского за что-то лишили сана, и сейчас он доживает свои дни где-то в ските в Миннесоте. После этого монастырь менял юрисдикцию, и в итоге стал сербским, несмотря на отсутствие сербов (кажется, только одна монахиня в женском ските из Сербии).
Я пролистал книгу, где регистрируются гости, и обнаружил там довольно много гостей из Румынии, России, Сербии и изо всех штатов США.
В итоге монастырь существует, издаёт книги и ведёт своё нехитрое хозяйство. В монастыре полностью отсутствует электричество, нет канализации и есть примитивный водопровод (выше на горе установлены котлы с водой, а иногда просто бочки).
После трапезы настоятель назначает дежурных монахов, которые моют посуду за всеми, в том числе и за паломниками.
Во время коллективной еды несколько монахов по очереди читают вслух жития святых.
Монастырь мужской, но в десяти милях от него, в дремучем лесу есть скит Св. Ксении, где живут, если я не ошибаюсь, шесть монахинь.
Они тоже участвуют в жизни монастыря, приезжая на "джипах".
Могила отца Серафима. За ней видно кладбище, где хоронят монахов. Напомню, что монастырь был основан в 1969 году, сперва как скит.
На самой вершине горы стоит крест и подставка для книг. С вершины открывается потрясающий вид на окрестности, которые кажутся безлюдными. Везде висят предупреждения для случайных людей, о том, что охотиться и стрелять в этой местности нельзя.
В лесу есть несколько хижин для паломников. Отдельно для мужчин и женщин, причём все дома хорошо благоустроены для жизни зимой и летом.
В домах есть печка, нарубленные дрова и даже щепки, фонарь, будильник, подушки и одеяла.
В воскресенье туда привезли делегацию из примерно десятка московских детей, учеников одной из воскресных школ. Насколько я понял, у детей был двухнедельный тур по Калифорнии с акцентом на русскую тему (Форт-Росс, русский Сан-Франциско), но и катанием по американским горкам тоже.
С церквями и монастырями в Америке известная проблема - они строятся не там, где нужно решить какую-то градостроительную задачу, но там, где удалось купить землю. То есть, иногда получается по-европейски "замкнуть перспектиу" или "подчеркнуть ландшафтный излом", но это редкие исключения из правил.
Монастырь св. Германа спрятан в лесу, несмотря на то, что находится на горе, и все указатели к нему появляются только после скрытого поворота на грунтовую дорогу. Трудно сказать, хорошо это или плохо, я думаю, что опыт уже нескольких десятилетий подсказал монахам именно такой образ жизни.
|
</> |