Можно не развивать у детей понятийное мышление, люди без него прекрасно обходятся )))))

топ 100 блогов semirina28.11.2011 «Правила образования понятия считаются установленными еще Аристотелем, который открыл иерархическое строение категорий (или «пирамиду понятий», как говорил Л.С. Выготский).

Понятие определяется через его подчинение родовому понятию и через его специфическое отличие от других соподчиненных тому же самому родовому понятию терминов. Потому не существует единичных понятий, они всегда образуют систему, которой представлена та или иная научная область.

Формирование понятий происходит в процессе познания людьми объективных законов природы и общества, научно-исследовательской деятельности человечества.
Л.С. Выготский писал, что по своему происхождению понятия являются результатом длительного процесса развития познания, концептуальным выражением исторически достигнутого человечеством знания. …
…Классики отечественной психологии признавали, что понятия существуют безотносительно к отдельному индивидуальному субъекту и выступают в качестве некоторых внешних, содержательных системных единиц, которые ему необходимо усвоить или освоить в процессе овладения научными знаниями.
Л.С. Выготский писал, что понятийное мышление формируется в процессе изучения наук и освоения научных понятий. И далее указывал, что, следовательно, не все взрослые люди обладают понятийным мышлением…
...Этот вывод подтвердил в экспериментальном исследовании мышления студентов и научных сотрудников Л.М. Веккер. Он указывает, что не совпадение объема и содержание понятия, умозаключение от частного к частному, нелогичность выводов, то есть различные «дефекты» допонятийного мышления свойственны не только детям, что доказано множеством экспериментов, но почти в той же мере и взрослым.
Он приводит такой пример: «Если в списке имеются два камня, три ведра, семь собак и две лошади, то на вопрос «чего здесь больше – живых существ или физических тел?» взрослые люди, заведомо знающие, что живые существа тоже остаются физическими телами, тем не менее в большинстве случаев отвечают, что живых существ в списке больше, чем физических тел»
Мы провели аналогичный эксперимент, предложив данное задание студентам-психологам 3-го и 4-го курсов (128 человек) и слушателям курсов повышения квалификации, имеющим высшее психологическое или педагогическое образование (56 человек).
Более 70% опрошенных давали допонятийный ответ, а некоторые пытались доказывать его правильность.
Казалось бы у психологов, недавно изучавших труды Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, должны были возникнуть какие-то ассоциации, которые заставили бы их задуматься, но ничего подобного отмечено не было.
Если понятийное мышление не сформировалось, то и знания не встраиваются в личный опыт.
Мы провели еще серию экспериментов с родителями первоклассников, которые интересовались тем, какие задания и как выполняли их дети при вступительном тестировании. Во время консультаций мы давали родителям эти задания и предлагали их выполнить, а потом показывали, какой ответ дали дети.
Даже на задания, предназначенные для 6-7-летних детей, до 30%-40% взрослых давали допонятийные ответы.
Например, в качестве лишнего слова в ряду «синица, голубь, птица, воробей, утка» они выделяли утку, да еще обосновывали выбор тем, что она большая, водоплавающая, домашняя. На дополнительные вопросы о «птице», они поясняли, что речь идет о какой-то маленькой птичке. Также и при выборе лишних картинок они руководствовались не объективными классификациями, а эмоциональными впечатлениями или только визуальными различиями.
Некоторых так и не удалось переубедить в неправильности сделанного ими выбора.»

Л.А. Ясюкова "Закономерности развития понятийного мышления"

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В Виндзорском замке прошел благотворительный ужин, устроенный герцогом Кембриджским. Дворец, роскошь и звездыне гости... Дамы блистали потряасающими платьями. Мужчины приосанились в черных как ночь смокингах. Белоснежные рубашки, жесткие воротнички и начищенные до блеска туфли. Почтенная ...
– …Как будто я для себя стараюсь! – обиженно рассказывает шестидесятисемилетняя Татьяна Кузьминична. – А я не для себя, для внучки… Записала ее на английский и на фигурное катание, как в прошлом году, ну что, это так много, что ли? Спортом обязательно надо заниматься ребенку, это даже не ...
Кто-нибудь может прокомментировать возможные изменения в бизнесе для тех, кто принимает платежи по пластиковым картам, в части необходимости выдачи электронных чеков с 1 июня в связи с новыми веяниями? У меня ИП. Кассового аппарата никогда не имел, поскольку никогда не работал с ...
- Вера, зайдите ко мне на минуту. - Слушаю вас, Людмила Прокофьевна. - Мне хотелось с вами поговорить, Вера. - О чем? - Вы садитесь, пожалуйста, садитесь. - Я вся во внимании. - Мне тут нужно с вами...проконсультироваться. - Хотите еще о ком-нибудь собрать сведения? - Да нет... Со ...
Сегодня у Ади была Алия ле Тора /Поднятие к Торе. По совету Доры мы обратились в местный Бейт Хабад и решили делать Бар Мицву в синагоге Бейт Хабада, это было очень правильным решением - в этой синагоге к нам отнеслись очень доброжелательно не смотря на то, что мы светская семья. Ади ...