рейтинг блогов

Mobile Worldwide War

топ 100 блогов cd_riper12.01.2011 I.

Краем глаза следил за CES. Лично мое мнение, что выставка была унылой чуть больше чем полностью. Бесконечно скучный ряд планшетников в предверии анонса Самого Главного Планшета 2011-го года, унылое хардварное эволюционирование Android смартфонов -- теперь с двумя ядрами и разрешением экрана qHD. И постепенное воспитание покупателя -- шажками в полдюйма/год его приучают к тому, что это нормально, когда свой мобильный телефон взрослый мужчина уже не в состоянии обхватить ладонью. Потому что у него пять дюймов. У телефона, а не мужчины. Кстати, про размеры... Самое яркое событие выставки вообще произошло вне ее территории -- встреча ведущего оналитега Вильянова с ведущим порно пенсионером Рокко Сиффреди.

Mobile Worldwide War

Второй ведущий оналитег, естественно, был рядом (оналитеги они вообще как девушки -- любят кучковаться и ходить стайками), но следов этой исторической встречи в материалах любимого ресурса я найти не смог. Главным же событием выставки, по мнению мистера Муртазина -- известного блогера, за сообщениями которого, затаив дыхание следит весь мир (исключительно ради того, чтобы не пропустить очередные лулзы от его инглиша) -- так вот, главным событием по мнению Эльдара был анонс SoC от NVidia под названием Tegra2.

Новому решению от NV посвящена серьезная “оналитическая” простыня на M-R
http://mobile-review.com/articles/2010/ces2010-nvidia.shtml

Перед тем, как переходить к существу вопроса, ради которого я и затеял эту заметку, хотелось бы отметить в материале Муртазина два момента.
Первое -- кто-то верит американским коллегам нашего оналитега, что в 2008-м году “таблетки” занимали 8% штатовского рынка персональных компьютеров? Лично я -- не верю.
Второе -- мистер Муртазин весьма четко подводит читателя к мысли, что теплое местечко на рынке процессоров для планшетов и смартфонов заняли не Intel и AMD, а некая “компания ARM”, которая и получает от этого нереальный PROFIT. Это не совсем корректное высказывание, т.к. непосредственно ARM Holdings не занимается производством ARM микроконтроллеров, и основная статья довольно скоромных доходов компании -- продажа лицензий на использование ARM архитектуры (в итоге это выливается в несколько центов отчислений за unit). Уверен, что по сравнению с теми деньгами, которые зарабатывает Qualcomm или Texas Instruments на продаже своих SoC решений, прибыли ARM Holdings это просто слезы.

Но это были так, мелкие придирки -- переходим к главному.

Эльдар рассказывает о том, что приход NVidia на рынок мобильных устройств это чуть ли не веха в истории рынка, но я бы сбавил градус пафоса и громких слов.
Почему?
Потому что задайте себе очень простой вопрос -- а важно ли NVidia (или Qualcomm, или TI) какая операционная система будет работать на их SoC? Может это будет Android? Или MeeGo? Или на чипы позариться Apple и на них будет бегать iOS?... Важно ли это? Ну, с точки зрения бизнеса важно, в том смысле, что если чип будет востребован рынком и на него будут ставить самую успешную мобильную ОС то это прямым образом сказывается на объемах продаж, но вот какая именно это будет ОС производителю чипов абсолютно наплевать.
А наплевать ли на этот момент покупателю? С точки зрения потребительских качеств, играет ли роль тот факт, что на вашем новом планшете будет стоять Windows (for ARM) вместо iOS v5? Играет?!
Вот поэтому я бы оставил за кадром железяки -- это дело наживное; сегодня вы, пуская слюни, смотрите на камни, которые через пару лет будут вызывать у вас лишь снисходительную усмешку. Камни это вторично, куда как более интересней и важнее софт, который на этих камнях будет бегать!... Чтобы не ходить далеко за примерами. Ну вот анонсировали на CES кучу новых дроидов с гигабайтами, ядрами да мегагерцами, а что толку то? Вот буквально на днях читал интересную заметку на тему проблем в этой ОС с отзывчивостью GUI

http://www.satine.org/archives/2011/01/01/the-care-and-feeding-of-the-android-gpu/

Почти все, кто более менее плотно юзал эту ОС, знают об одной ее интересной особенности -- UI работает очень быстро и гладко, почти как в айфоне. Почти. Почти, потому что иногда девайс в совершенно непредсказуемые моменты времени лагает. Не смертельно, но неприятно.
В статье пишут о том, что проблемы эти якобы связаны с тем, что в дроиде далеко не все 2D операции по рисованию перенесены на GPU, но по факту проблема совсем в ином.
Похоже, что проблема, не в производительности (еще Nexus One мог без проблем прокручивать почти все списки со скоростью близкой к 60 fps), проблема в архитектуре системы, в которой иногда возникают некие высокоприоритетные асинхронные процессы, которые блокируют на время работу графической подсистемы. А еще есть сборка мусора, которая фактически блокирует код приложения, которые и должен обеспечить плавную отрисовку...

Это я все веду к тому, что плюньте вы на эти все железяки, это уходящее (так много лет назад еще дядя Мур сказал) -- уж если и заниматься аналитикой, то в значительно более интересной и значимой области -- в области мобильных операционных систем.

II.

Это правда -- рынок планшетов и смартфонов чертовски важен. И его значимость будет с каждым годом расти лавинообразно, со страшной скоростью.
Тренд однозначный -- из года в год спрос растет на все более и более мобильные решения. И если вчера мы все говорили о том, что никто не хочет покупать стационарный ПК, все покупают ноутбки, то уже завтра мы услышим стоны производителей ноутбуков -- интерес сместиться в сторону еще более мобильных устройств. (Разумеется, не стоит воспринимать все это как пророчество мучительной смерти больших ПК и ноутбуков -- за этими устройствами еще много-много лет будет закреплена весьма не маленькая потребительская ниша)

Mobile Worldwide War

Так вот, война за этот невероятно важный рынок развернется в первую очередь в области программных мобильных решений. Как сказал бы один товарищ -- мобильных ОС, если хотите.
Новейшая IT история есть подтверждение моим словам. Возьмите персональные компьютеры Apple и PC. Надеюсь, никто не считает, что это война железок? Я бы плюнул даже на вопросы дизайн или религиозные предпочтения -- в первую голову это война между Windows и Mac OS, война между операционными системами.
Кстати, из этого примера можно сделать еще одно интересное заключение -- рано или поздно Apple перестанет быть лидером на рынке планшетов. Рынок будет разрастаться, и доля Apple в нем будет падать темпами, коррелирующими с этими общими темпами роста. Рынку будет нужен ассортимент, массовость, дешевые решения, причем в таких количествах, что Apple физически не сможет позатыкать все эти дыры своим куцым модельным рядом, состоящим исключительно из элитных и пафосных продуктов. IBM PC победил в свое время “маки” еще и потому, что это была открытая аппаратная платформа, на которую работали десятки производителей железок и готовых ПК. В перспективе ближайших нескольких лет если Apple где-то и останется лидером в планшетной области, то это будет, в самом лучшем случае, только рынок США...

Но это я снова отвлекся, вернемся к нашей софтовой войнушке.
Какие ключевые моменты этой войны хотелось бы отметить?

Момент первый -- участвовать в этой войне будет крайне недешевым удовольствием и позволить себе это смогут считанные компании, которые на виду и которые мы все очень хорошо знаем.
Именно поэтому Nokia вошла в альянс с Intel, зная о том, в какое серьезное и затратное дело она ввязывается.
Базовая функциональность мобильной операционной системы очень важная вещь.
Самое главное в этой базовой функциональности -- браузер. Уже много лет это программа номер один для большинства людей на десктопе, а уже завтра мы будем точно так же говорить о браузере в смартфонах (а с планшетами все итак понятно!).
Помним о том, что вполне возможно мы стоим на пороге новой эры облачных вычислений и SaaS (если конечно, нас не обманывают те люди, которые кричат об этом на каждом углу).
Сюда же относим тот факт, что уже целые классы приложений полностью перебрались в веб и отлично себя чувствуют при этом. И про Chrome OS, надеюсь, все помнят. Опять же, кто знает, насколько значимой будет завтра разработка под HTML5, в том числе, и в аспекте мобильных устройств?...
В общем, вы меня понял -- браузер, браузер и еще раз браузер!
Причем разработка этой программы (фактически -- среды исполнения других программ) есть Rocket Science нашего времени. Причем проблемы на этом направлении испытают такие монстры как Nokia (здравствуй, S^3!) и даже Microsoft (сами знаете тренды по IE).

Момент второй, хорошо сформулированный много лет назад одним веселым дядькой, любящим строить из себя дурачка.
Developers, developers, developers!
Чего бы стоил iPad, если бы в момент его появления на рынке не был бы сформирован рынок софта для iOS? Да ничего бы не стоил! Планшетник с функциями первого айфона рынок был однозначно не принял.
Для появления большого количества хорошего софта для платформы в обязательном порядке нужно обеспечить две вещи. Первое -- коммерческая привлекательность этого бизнеса (в крайнем случае, сгодится и красивая старательская сказка про Клондайк а-ля нынешнего имиджа AppStore). Ну и, второй момент, это, разумеется, соответствующие технические моменты разработки -- о некоторых из них я напишу ниже детальнее, тут хотел бы отменить самое главное.
Пожалуй, ключевой технический момент, очень важный для привлечения софтописателей, это обеспечение “единого пространства” для разработки сразу под несколько платформ. Я говорю о том, что разработка чего-то мобильного должна быть очень похожа на разработку для десктопа и наоборот. Код должен легко переносится, должны быть API, объединяющие несколько платформ. Разработчик пишет 90% кода основной функциональности приложения плюс два варианта UI частей своего приложения для мобильного и десктоп решения соответственно. Потом два раза выполняет компиляцию и получает два приложения, одно для ПК, второе -- для мобильного устройства.
Если мы посмотрим на разработку софта под Mac OS X и iOS, то увидим то самое “единое пространство” о котором я говорю. Единое IDE плюс Cocoa -- объектно-ориентированный API, который очень сильно пересекается для этих двух платформ.
Другие примеры? Классика это Windows CE, фактически обладающая неким подмножеством Win32 API. Еще пример -- фреймворк Qt, работающая на S60, Maemo, MeeGo и на множестве десктопных ОС...
Да, кстати, вопрос “единой среды” очень важен еще и по той причине, что с течением времени граница между “взрослыми компьютерами” и “компьютерами мобильными” будет стираться. Вплоть до полной ее исчезновения. Поэтому чем ближе идут пути создания приложений мобильных и десктопных, тем больше шансов завести по этим дорожкам разработчиков в светлое будущее. Иные пути -- эволюционные тупики.
В принципе, явные следы этого будущего объединения мы видим уже сегодня. Посмотрите, к примеру, на то, что делает Apple -- какие интерфейсные нововведения анонсированы в следующей версии Mac OS X, на тот же магазин приложений. По-моему, очевидно в какую сторону ветер дует.

Ну и, наконец, еще один важный аспект войны, о которой мы с вами беседуем. Стоимость лицензии. Понятно, что Apple разрабатывает iOS лично для себя и никому ее лицензировать не собирается. Понятно, что будет стоить Nokia использование MeeGo. Но если завтра на рынке начнется яростная борьба между Android (который сегодня видится Google совершенно бесплатным) и некой мобильный ОС от Microsoft (эти ребята вообще привыкла продавать “коробки”) вопрос лицензирования будет играть, согласитесь, далеко не самую последнюю роль для железных вендоров.


III.

Теперь давайте пристальнее посмотрим на участников нашей регаты.

Mobile Worldwide War

Участник номер один: Intel + Nokia = MeeGo.
Честно говоря, на бумаге все выглядит очень здорово. Отличная “единая среда” -- тут тебе и Qt, тут тебе и честный Linux со всеми взрослыми API. Огромное сообщество open source с серьезным количеством наработок в области приложений... И Intel, и Nokia имеют очень серьезные финансовые и технические ресурсы, и обе компании очень сильны в железной части, что так же играет роль в росте популярности программной платформы.
Компаниям обязательно нужно позаботиться об обеспечении полного цикла разработки для MeeGo под Windows. Отличная IDE QtCreator в активе уже есть, нужно только порешать решать вопросы с эмуляцией и отладкой под самую популярную ОС (если они уже не решены).
Одно плохо -- упущено очень много времени, а темпы разработки совсем не впечатляют.
В общем, MeeGo, на мой взгляд, это очень перспективный игрок, но делать на него ставку сегодня дело рискованное, слишком велико его отставание от конкурентов.

Кстати, раз уж мы заговорили об Intel, хотелось бы отметить пару моментов, связанных с этой компанией.
Первое -- к сожалению, компания очень слаба в разработке GPU, а это очень важный момент применительно к железу мобильных платформ.
Второй интересный момент -- во время расцвета Windows Mobile Intel посчитала это направление чертовски перспективным и много в него инвестировала, долгое время являясь лидером по производству самых мощных ARM процессоров. Чем все это закончилось мы знаем -- Microsoft начала серьезно терять свою долю и была вынуждена сделать полную перезагрузку этого направления (здравствуй, Windows Phone 7!). Ну а Intel продала свое подразделение (читай -- процессоры XScale) компании Marvell. Как по мне -- очень даже зря. Зато сегодня в планах у Intel ставить в смартфоны на MeeGo x86 процессоры. Почему x86? Да просто потому, что хочется снова залезть в эту (снова перспективную!) нишу, а из ARM направления компания вышла. Остаются x86 камни, которые она умеет хорошо делать.

Дальше, следующая парочка -- Apple + iOS.
Как я уже писал, имеет место быть “единая среда” вокруг которой создана нужная аура “золотой лихорадки”, перенесенная теперь и на взрослую ОС. Да, конечно у iOS есть ряд технических проблем. Разработка для iOS возможно только на кашерных компьютерах. Бюрократия и цензура при публикации. Objective-C в качестве основного языка -- язык, который на фоне современных языков выглядит каким-то чудом уцелевшим динозавром, страдающий не только от нехватки большого числа современных фич, но и от тотальной непереносимости, потому что никто в здравом уме и трезвой памяти не будет писать на Obj-C по доброй воле кроме как для продуктов Apple. Фактически, этот язык есть неделимая часть API, предоставляемого Apple для программирования собственных систем.

Как по мне, дальнейшая история iOS будет абсолютно аналогична истории в области персональных компьютеров -- в общемировом масштабе роль Apple будет постепенно падать. Да им самим не нужен максимально большой кусок пирога, им нужна максимальная маржа бизнеса. И флер элитарности.
Даже если в техническом или железном плане дела у iOS продуктов пойдут не очень хорошо, это вряд ли фатально скажется на делах компании -- в Штатах есть весьма немаленькое количество преданных сектантов, которые будут со своим пророком Стивом Джобсом до самого конца, чтобы не случилось.
Обострившаяся конкуренция на рынке планшетов будет требовать от компании решительных шагов в сферах, в которых Apple традиционно консервативны, и, скорее всего, на эти шаги компания не пойдет. Очень часто знаменитый Think Different это всего лишь синица в руках, вместо гордо парящего журавля в небе. С каждым днем к планшетам будет выдвигаться все новые и новые требования, и по возможностям они, рано или поздно, должны будут полностью догнать ПК. Понятно, что в картину мира от Apple, где нет места свободной установке приложений, нет места нормальной файловой системе, нет места Flash и прочее и прочее -- все эти вещи укладываются очень плохо.

Участник номер три -- очень добрая компания Google.
Тут все не так уж и радужно, как хотелось бы думать некоторым.
Chrome OS. Не ждет ли ее судьба Wave? Для меня до сих пор не совсем понятно о чем это будет и как это должно соотносится с Android. Что касается последнего, то тут тоже проблем хватает.
Во-первых, корыстный интерес разработчиков к этой платформе значительно слабее, чем к iOS.
Во-вторых, есть целый ряд нехороших технических проблем и ограничений. Android не есть часть какой-то “единой среды”, тут нет взрослых десктопных API, это совсем не Linux. Насколько я могу судить, есть много претензий к разработке приложений на нативном коде, всяческие дурацие грабли, вроде ограничений на размер кучи для приложения и прочее и прочее.
В-третьих, я до сих пор не понимаю за чей счет этот банкет. Мне кажется, что Android направление до сих пор глубоко убыточно и каких-то перспективных направлений для монетизации я не вижу. Сможет ли Google, в конце-концов, зарабатывать просто на контекстной рекламе в смартфонах, точно так же как на десктопе? Не станет ли “кастомизация”, в виде выпиливания некоторых сервисов от Google вендорами, общим трендом? Не нужно ли искать пути продажи сервисов, вместо простого показа рекламы?... Или Android это всего лишь один из участков фронта, на котором империя добра будет защищать свою поисковую систему от конкурента в лице Bing?
Не знаю. Но к Android у меня есть очень много не самых простых вопросов.

Ну и последний, четвертый участник мобильного сражения, еще одна корпорация добра -- Microsoft.
С одной стороны, это очень опытный и богатый игрок. С другой, его текущее положение крайне невыгодно, а перспективы -- туманны.
С чего начать?
Ну давайте начнем с того, что у них уже есть на сегодняшний день. Есть Windows 7, которая сегодня крайне хреново смотрится на планшетах и прочих девайсах повышенной мобильности. Она медлительна и тяжела, жрет батарею, а самое главное, имеет интерфейс, которые категорически не подходит для управления подобного рода устройствами. Как известно, Intel даже пыталась инициировать в M$ некие работы по серьезной оптимизации это ОС, дабы она более менее сносна работала на ихних Atom’ах, дык история эта ничем не закончилась. Вернее сказать закончилась, и закончилась она альянсом Intel и Nokia в рамках MeeGo.
Еще у Microsoft есть Windows Phone 7 запущенная в конце прошлого кода. На мой взгляд, сегодня это штука крайне сомнительной ценности, и чем именно WP7 сможет завоевать сердца потребителей на фоне более зрелых iOS и Android для меня остается загадкой.

А теперь самое интересное -- давайте поговорим о том, что у Microsoft будет. Как мы знаем, на CES компания заявила, что они ведут работы по а) переносу взрослой Windows на ARM архитектуру б) переносу своего офиса под ARM в) у взрослой Windows для планшетов появится UI в стиле WP7 aka Metro. Честно говоря, было очень странно читать все это после того, как у компании не сложилось с Intel по значительно более простым вопросам оптимизации работы Windows на x86 совместимых камнях... А теперь компания собирается запускать свою монстрозную ОС на несчастных ARM’ах.
Давайте подумаем, что это может дать компании. С одной стороны, это вроде как понятный ход в сторону “единого пространства” для разработчика, шаг в сторону слияния десктопной и мобильной платформы о котором я писал выше. С другой стороны, Windows чертовски тяжеловесна, а получить профит от огромного количества приложений, уже написанных для этой ОС, будет не просто, так как интерфейс всех этих приложений требует капительной переработки для их мобильного использования.
И опять же. Давайте посмотрим на историю компании... Ведь у них уже есть Windows CE, которая фактически и предоставляла пользователю некое подмножество Win32 API! И у них есть множество решений на основе .NET, которые мало того, что могут давать пользователю единые наборы классов для множества платформ, так еще и обеспечивают работу двоичных сборок на процессорах с разной архитектурой, от x86 до того же ARM! Ведь вы посмотрите, уже сегодня в рамках .NET можно писать и под Windows, и под X-Box 360, и под WP7! Более того, тот же Silverlight, помимо всего прочего, позволяет выполнять код прямо в среде браузера!...
На самом деле к .NET есть множество вопросов. При всей моей любви к C#, Microsoft вряд ли завтра перепишет под эту платформу Internet Explorer или MS Office. И не потому, что это надо сесть и “переписать”, а потому, что на .NET вы вряд ли полностью напишете серьезную программу, вроде медиа плеера, браузера или даже игрушки, выжимающей максимум из железа. Плюсовый код, который несомненно будет гораздо дороже написать и сопровождать, будет работать быстрее, потреблять меньше памяти, не страдать от GCшных лагов и обладать в разы лучшей переносимостью...
В общем, ничего утешительного фанатам Microsoft я сказать не могу. Краткосрочные перспективы большого Windows и .NET в мобильной сфере трудно назвать впечатляющими, и если это дело и “выстрелит”, то совсем не в перспективе ближайших нескольких лет. Хотя не знаю, в свое время Windows Mobile в плане требований к железу тоже казалась нереально монстрозной платформой на фоне какой-нить Palm OS.

Samsung с bada? Баловство. Лично я всерьез эту ОС не воспринимаю, и уже сегодня хорошо видно, что перспектив у этого направления нет вообще никаких. Парадоксально, но одна из самых молодых мобильных платформ в техническом плане создавалась в режиме “за упокой”. Ни о каком “едином пространстве” для разработчика речи не идет, плюс у корейцев просто нет нужного опыта, экспертных знаний и должных ресурсов, чтобы создать серьезное мобильное решение. Максимум для bada -- относительно небольшая ниша для недосмартфонов собственного производства, ничего более.

Кого забыли? S60 от Nokia? Софтовые наработки Blackberry? Может WebOS? Не знаю, вряд ли что-то из перечисленного достойно нашего внимания.


IV.

Вместо заключения.

Мы стоим в самом начале пути.
Смартфонов на фоне обычных “звонилок” продается не так уж и много -- у этого рынка фантастические перспективы роста.
Всего лишь год назад Балмер выставил себя клоуном, показав в преддверии CES позорный планшет от HP в качестве упреждающего удара перед судьбоносным анонсом Apple. На тот момент ничего лучше он в принципе показать не мог. А теперь посмотрите сколько планшетов показали на нынешней CES! Весь мир включился в планшетную гонку!

В общем, битва за самый вкусный и перспективный рынок сверхмобильных компьютеров (планшетов и смартфонов) только-только начинается, и я скромно надеюсь, что эпическая многобуквенная простыня, которую вы в данный момент читаете, вас не только измучила, но и дала возможность под новым углом взглянуть на некоторые хорошо известный факты и события.

Завершая статью, хотел бы еще раз вернуться к горячей теме облачных вычислений, богатых веб приложений и HTML5... Если это направление будет очень активно развиваться, то через какое-то время пользователю будет в принципе все равно, какую мобильную ОС он в данным момент использует, ибо он будет использовать просто браузер. И тогда становится понятно что такое Chrome OS.
Это интересный ход развития событий, согласитесь.

зы. Не наговорился, блин... Приход NVidia в SoC означает еще и то, что одержав в свое время очень убедительную победу над PowerVR на ниве графики для персоналок, теперь они готовят разгром Imagination Technologies и в этой нише. А надо сказать, что тут Imagination Technologies есть чем похвастаться, для примера именно их ускорители стоят в самых мощных SoC от Apple и в самых значимых продуктах Samsung на Android.

зы2. Когда это статья уже была на стадии вычитки, @alexmak подвел некие итоги года, где озвучил некоторые мысли, созвучные с моими. Читаем:
http://alexmak.net/blog/2011/01/12/2010/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Учу сленг чайлдфри. Оказывается, тех, кто активно рожает называют "овуляшками". Хочу заметить, что я не против детей - если я вижу милого ребенка на улице, я умилюсь. Но если оно откроет рот и начнет вопить - то мне хочется, чтобы ему на голову упало ...
Вот уже четвертый день, как нет Кристины ykristianna. С ней все нормально, вобщем-то, но и ненормально, если копнуть. Она пишет мне: Как же грустно без ЖЖ((( Да, очень понимаю и сочувствую. Это может случиться с каждым из нас. Даже не вдаваясь в причины – ну ...
...
Голоса из прошлого. Мнения о картине. Профессор права Петр Цитович : «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то ...
Покажу, что такое капсула в гардеробе! Определение капсулы: «Капсула – это набор элементов гардероба, которые комбинируются между собой по назначению, цветовой гамме и стилевому направлению. Это как конструктор «Lego», который вы можете собрать точно по инструкции, и у вас получится всё ...