рейтинг блогов

Мимическая маска, или Про "дакфейс" эпохи Екатерины Великой

топ 100 блогов shakko_kitsune04.06.2018 Давайте я вам расскажу, что такое мимическая маска, и почему это имеет отношение и к классическим картинам, и к нашей реальной жизни.  Вот сто лет пройдет, и искусствоведы, специалисты по фотографиям, увидев какую-нибудь фотографию из нынешнего инстаграмма, с легкостью по выражению лица смогут определить: "ба! да это около 2015 года!"

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой
(Продолжаем разговор о том, в чем разница между женщинами, которые просто надевают старинные платья и теми, кто реально пытается сыграть в женщин со старинных портретов).



Итак, разница между человеком со старинного портрета -- и нашим современником, конечно, очевидна.
Особенно когда речь идет о женщинах, которые сильнее зависимы от моды.

Именно поэтому популярные актрисы одной эпохи обычно принадлежат к одному типажу, и эпоха это легко опознается.

Грета Гарбо и Любовь Орлова
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Одежда, прическа, макияж (форма бровей, форма губ, и т.п.). -- очевидные вещи, которые отличают разные поколения.

Kim Kardashian and Melissa Molinaro
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Но, помимо этого, есть и язык тела.

Например, корсеты (мужские и женские), приоритетная забота об осанке (выправке), активные виды спорта типа конной езды и фехтования, военная служба в элитной гвардии, умение танцевать устаревшие ныне танцы -- сформировали телодвижения и походку аристократов особенным образом, так, что это сразу их выделяет на винтажных фотографиях.

Прадедушка принца Эдиинбургского
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Колин Ферт не был бы так крут в роли мистера Дарси, если б не знал этого, не знал, в чем разница между историческими персонажами и повседневными. Любой хороший актер это знает.

В фильме про аристократа, и в фильме про дегенератов про наше время
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Поэтому взять американских девочек-актрисулек из "Госсип герл" и снять их в сериале про Марию Стюарт (Reign) это реально провал. Даже если хорошенько в костюмы вложиться.

Плечи разверни! Плечи! Выпрямись! Не сутулься!
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Не забываем, что разные типы платьев, корсетов и подолов, шлейфов, вес ткани, диктовали разные типы телодвижений, в частности женской походки.
Посмотрите, например, записи современного шекспировского театра Глоуб, где аутентичные реконструкции спектаклей. Женские персонажи там семенят, реально плывут над полом, как в русском народном танце "Березка", это кажется волшебством.

Кадр из фильма "Унесенные ветром"
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

***

Надеюсь, про язык тела так понятно.
Так вот.
С лицом, с мимикой -- та же ситуация!
Просто мы об этом совершенно не задумываемся.
От людей прошлого мы отличаемся и мимикой. Причем в разную эпоху она была разной.

Это потому что мы и они принадлежим к разным культурам.
В горизонтальном плане мы сталкиваемся с этим различием достаточно часто.

Иностранца на улице Москвы мы узнаем не по одежде. А по особенному выражению лица. Русских заграницей - соответственно наоборот.

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Как это происходит?

Обычный человек имеет "пакет", набор стандартных эмоций, наиболее часто используемых как в его личной жизни, так и приемлимых для его социума. Эмоции, разумеется, выражаются в мимике, на лице. В итоге получается стандартный набор "мимических масок" (не знаю верный русскоязычный термин). Маски эти соответствуют фоновым эмоциям, лицо к ним привыкает, новых выражений не ищет. Те, кто борется с мимическими морщинами, об этом знают: стараются не хмуриться, или как-то по особенному не смеяться.

Но в данном случае это важно, что сие характерно не только для конкретных индивидуумов, но и для определенных социальных групп, у которых в ходу оказывается одно стандартное "вежливое лицо".

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

То есть когда вы в историческом романе читаете про "сделал вежливое выражение лица", или "куртуазное", то вот это вот оно тоже самое. Лицо, которое "модно" носить, и принято "носить", чтобы быть принятым в определенных кругах.

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

В случае изобразительного искусства, в первую очередь, идет речь о куртуазном выражении лица, которое было принято иметь в придворном обществе.

И человек не просто носил эту мимическую маску, но, вдобавок, художник знал про эту моду, ловил ее. И порой придавал это выражение лица людям, которые могли им не обладать, даже годовалым младенцам.

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Люди на портретах могут быть похожи не из-за того, что они родственники (хотя для королей это стандарт), но и потому что это дорогой портрет модного живописца.

Женские портреты Виже-Лебрен
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

В разные эпохи привычка выражать эмоции была разной. У разных наций, конечно,  были свои стандарты этикета (см. английская верхняя губа).

Но, глядя например на совр. английскую королевскую семью, мы примерно можем понять, в каком именно формате не одобряласьразнузданность эмоций в тех обеспеченных слоях, которые заказывали портреты маслом (а это всегда элитарный продукт потребления, правда, чем ближе к 20 веку, тем планка снижается).

Но всегда надо было "держать лицо", "не терять лица", в особенности при позировании для портрета, который предназначен для вечности. Такой разнузданности в выражении эмоций (да и всего остального, гуглить "без трусов в Каннах"), какая есть сегодня, не было никогда, если судить по изобразительному искусству.

Бытие в обществе требовало выражения чувства собственного достоинства, демонстрации социально одобряемых норм, добродетелей. Чрезмерное (гримасы, широкие улыбки) считалось некрасивым и оставалось для "комических" жанров, например, бытовых картин про пьяниц.

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Понятно, что в эпоху Ренессанса и в эпоху рококо это были разные мимические маски, выражавшие разные имиджи, луки, образы жизни портретируемых (ну, и конечно, их мировоззрение). В Ренессанс, скажем, это "я офигенно умный образованный крутой непобедимый". А в рококо "я такая милота". И поэтому в рококо люди, в том числе мужчины, чаще улыбаются.

Картины Рокотова
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

В эпохи, когда портретный жанр слабо развит, люди вообще получаются одинаковыми на картинах из-за этого (а также из-за частого желания "хочу прическу как у королевы!").

Если же наоборот, портретный жанр на взлете, то хороший портретист ловит эти характерные черты лица и все равно их запечатлевает на полотне, не забывая, правда, и истинный характер пришпилить.

Красавицы Серова
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Одна из этих дам ниже на фото.
Видите, как "свистит" это придворное выражение лица светской красавицы, попав внутрь кокошника? А гламурный разворот головы?
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Не забываем и о таких мелочах, что за века искусство стоматологии очень продвинулось, поэтому людей с дистрофичными нижним челюстями, подобных старинным, найти нелегко. Это, понятно, влияло на строение мускулов лица и на мимику.
У носителей разных языков, в зависимости от того, активно ли они работают ртом или цедят сквозь зубы, тоже разные складываются этнические типажи. Нюансов куча.

***

Так вот.
Чтобы верно изобразить человека предыдущей эпохи, нужны не только

  • исторически точная одежда

  • прическа

  • макияж

  • маникюр

  • освещение

но и правильная осанка, выправка.

И правильная мимическая маска.


(про отсутствие пластической хирургии я вообще молчу).

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Фотомодели, привыкшие работать для современного глянца с тем выражением лица, который ныне является наиболее покупаемым, не способны его воспроизвести. Потому что они профессионалки своей работы, и выполняют ее хорошо, от них требуются именно такие губы и такие взгляды. Актеры (некоторые) -- могут. Потому что их работа именно что влезать в чужую шкуру (тыц: Фотомодели vs Актрисы).

Порой достаточно просто расслабить лицо и убрать с него то напряжение, которое накладывает 21 век. (Поэтому детей и подростков, а также азиатов снимать выигрышнее в этом жанре).

Боттичелли в современной рекламе
Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Чтобы воспроизвести человека иной эпохи, на самом деле надо отсмотреть много-много картин с изображением людей той же эпохи, чтобы понять, какие прически, костюмы, осанку и мимику они носили.

Еще желательно понимать, в каком мировоззрении они жили. Влезть в шкуру персонажа.
Аристократ средневековья и аристократ наполеоновской эры имеет совсем разные ценности. Одного вера в Бога укрепляла и давала ему энергию, подпитку, достоинство. Второй, скажем, сидит и раздумывает о гашише.
Для одной женщины позировать с голой грудью -- это повседневность, для другой -- это одолжение, которое она делает художнику; для третьей -- одолжение, которое она делает лично королю. Понятно же, что в этих трех случаях грудь будет выражать совсем разные эмоции, да?

Но большинство людей считают, что достаточно воспроизвести внешнее, а в глубины лезть не надо.
В этом ошибка.
Пока не залезешь очень глубоко -- ничего не поймешь...

Мимическая маска, или Про дакфейс эпохи Екатерины Великой

Так вроде понятно изложила? Вопросы возникли какие-нибудь?

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:52

https://bit.ly/2NkBY0U
Экспресс заработок от 35 000 рублей за 30 дней!
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
1. Удивительно современно звучит сейчас «Письмо внуку» Ивана Савина, которое он написал в 1927 году. Перевести бы его на английский и показать американцам, да уж они, конечно же, не станут читать. Не делай революции, сын. ...Мы, то есть все те, кто отошел уже в вечность, – сходи ...
Маленькая квартира 51 м2 для двоих. Довольно странная изначальная планировка, по крайней мере, с кухней не понятно, как подразумевал архитектор ее разместить: И хотя хозяева просили обойтись малыми мерами, без слома перегородок выполнить все задачи не получилось. Зато новая ...
___________________________________________________________ Я уже года как два хочу сделать один пост. Для этого нужно взять фотоаппарат, пойти в туалет, сфотографировать кое что, скинуть фотки на комп и загрузить в пост. За то время, пока я сижу и пишу этот пост, я бы ...
- И что, мы по закону должны отдать ему всю Европу? - Увы. В Кармазонской пещере на стене действительно подлинный текст. Эксперты подтвердили. - И никак не обойти? Всё же три тысячи лет прошло. - Юристы разводят руками, ничего не могут придумать. Закон однозначно за неандертальцев. - ...
часто задумываюсь.. ведь во все времена рождаются люди, готовые разорвать дурную ...