рейтинг блогов

Миграции пилотов. Поговорим о житейских трудностях.

топ 100 блогов denokan24.06.2017 Миграции пилотов. Поговорим о житейских трудностях.

В своей предыдущей записи Миграции пилотов через границу я довольно кратко описал сложившуюся в отрасли ситуацию — определенная часть пилотов обратила свой взор на зарубежные авиакомпании и что-то около нескольких сотен уже успешно в них обосновались.

В прессе муссируется однобокий слух о том, что от больших зарплат пилоты сбежали к еще большим, я в статье попытался дать несколько более сложную оценку ситуации и причин, ее вызывавших.

Тем не менее, я склонен подозревать, что у многих складывается впечатление о том, что "здесь было все плохо", а "там теперь все будет хорошо".

Сегодня я хочу на примере личного выбора порассуждать о том, что не все так ажурно, как может казаться на первый взгляд. Возможно, мои рассуждения будут полезны тем, кто находится на этапе размышлений о своем будущем.
* * *

Я скажу откровенно — я не могу (и не хочу) назвать условия жизни моей семьи в России, как и моей летной работы в предыдущей авиакомпании такими "ужасными", от которых хотелось сбежать. Подобное мнение несколько непопулярно в нашей среде, но я же имею право на собственное?

Прежде чем вы устанете читать, я хочу в очередной раз сказать, что многие пилоты покинули страну по простой причине — безысходность. Среди таких те, кто оказался за бортом (например, пилоты Трансаэро), а также, "лишенцы" — те, кто прошел "некошерное" по мнению государственного органа обучения на пилота. Эти люди не сломались перед лицом проблем, я безмерно уважаю их опыт и чрезвычайно рад, что у них все получилось.

Деньги?

Как уже было сказано, обсуждение проблемы "бегства пилотов" идет в основном вокруг зарплат в зарубежных авиакомпаниях.

Сущая правда — в Китае зарплаты экспатов очень высокие — как для экспатов-пилотов, так и для экспатов-футболистов.

Нигде в мире нет таких возможностей для пилотов — прийти и сразу получать действительно немалые деньги (скажем, 20-25 тысяч долларов на руки в месяц). И даже местные особенности летной работы (непростая медкомиссия, нюансы CRM и т.п.) не могут быть настолько негативным фактором, чтобы перевесить — в России пилоты привыкли и не к такому.

Но то Китай. В других странах, например, в "песочнице" (как за глаза называют арабские страны Персидского залива) таких зарплат попросту нет.

Говоря откровенно, до девальвации 2014-го года зарплаты российских пилотов в крупных (и не очень) авиакомпаниях в долларовом эквиваленте были весьма неплохими в сравнении с рынком Европы, США и того же Залива. Более того, стартовые условия для молодого пилота в России были на порядок лучше — практически любой, ставший обладателем свидетельства пилота (госорган тогда устраивали любые варианты его получения), мог прийти в авиакомпанию на В737 или А320 и сразу получать много больше денег и дней отпуска, чем его европейские или американские коллеги (отмечу, что и сегодня стартовые условия для молодых в России много лучше).

Тем не менее, и после девальвации лично мне на жизнь зарплаты хватало за глаза, что неудивительно — большая часть населения страны имеет значительно меньший доход, но голодными в рванье ведь не ходит? В моей авиакомпании не произошло понижение зарплат (что случилось в некоторых других), и, пусть в долларовом эквиваленте она резко просела, но жили-то мы на рубли? Пусть цены и выросли (автомобили, например, подорожали конкретно), но мне совесть не позволяет кривить душой и говорить о том, что "зарплаты нищенские".

Если, опять же, говорить обо мне, то сегодня я вижу в своем иноземном зарплатном листе примерно те цифры, которые имел до девальвации в России. Кредиты мои никуда не делись, усложнилась логистика их выплат, кроме того, сегодня на мой доход чувствительно влияет необходимость платы за аренду жилья и автокредит.

Кто помнит, в сентябре я принял решение уйти с довольно-таки высокой должности, и которая помимо всего прочего стабильно приносила мне неплохой по российским меркам ежемесячный доход. Чтобы заработать столько же денег рядовым капитаном мне надо было бы из месяца в месяц летать по 85-90 часов.

Тем не менее, я посчитал, что работа руководителем мне не приносит радости и влияет на мое душевное равновесие (то есть, здоровье), и принял решение уйти в рядовые командиры на чувствительно меньший доход. Который все равно оставался высоким в сравнении со средней российской зарплатой. До нереальных цифр, озвученных г-ном гендиректором Аэрофлота ему, конечно же, было далеко, но тем не менее.

Но мог бы и не уходить, и тогда разница в доходе в России и в моей сегодняшней авиакомпании в рублевом эквиваленте была бы не такой уж и значительной. Скажем, в полтора раза вместо двух (коэффициенты меняются вслед за изменением курса рубля).

В любом случае, в сравнении с сегодняшней Россией я прибавку в зарплате получил... Но с какими сопутствующими проблемами приходится теперь мириться

* * *

Моей семье неплохо жилось в России — мы жили в достатке, быт был обустроен, дети ходили в школу и садик. За годы жизни в Подмосковье сложился круг общения, друзей, привычек.

Условия работы? Если бы я "меньше выступал" (как многие мне советовали), мне бы и в офисе жилось совсем неплохо. Я мог бы и не "выступать", но мне хотелось постоянно двигаться вперед, улучшать, изменять, а это всегда непросто, это всегда приводит к трате нервов и стрессам.

К тому моменту, как я дошел до точки и предпочел уйти в рядовые, было уже внедрено столько изменений и качественных улучшений, что после этого решения я получал от работы исключительно удовольствие. Беспокоило меня лишь одно — годы идут, а я хотел реализовать свое желание состояться, как пилот в международной авиакомпании. Это желание может показаться эгоистичным по отношению к моей семье, и я даже не буду спорить, т.к. сам нет-нет, да признаюсь себе в этом.

Подытожив, я скажу, что мне в общем-то не на что было жаловаться, семья жила в достатке и спокойствии, плюсы перевешивали. Дети сыты-обуты, на отдых в жаркие страны выезжают регулярно и т.п.

Относительном, конечно же, спокойствии — в России, как мы все знаем, нельзя быть уверенным в завтрашнем дне... но, будучи человеком разумным, я считаю, что сегодня вообще ни одна страна не дает гарантий стабильности.

Идеал есть только в Утопии, но такой страны на карте нет.

Итак, о каких грядущих трудностях пришлось мне задуматься, и все же принять решение резко изменить комфортную жизнь?

Быт и прочее

Все нижеследующие неудобства мне не кажутся значительными, но я все же напишу.

Мы привыкли ругать свою страну, не замечая положительных моментов. Нет, я не собираюсь утверждать, что в России прям все такое чудесное, но!

Главный фактор — живя в России, мы привыкли к правилам игры, писанным и неписанным. Зная родной язык, мы можем объясниться и договориться... ну, например, с сантехником или госслужащим.

Попробуйте объясниться с местным с индийцем, например. Он не понимает ваш английский, а вы — его.

В России очень много удобных он-лайн сервисов, которые незаметно стали частью нашей жизни. Вы, наверное, привыкли оплачивать много чего, не выходя из дома (каждый уважающий себя российский банк имеет Интернет -банк)? В Омане я как будто бы вернулся на десятилетие-другое назад. Оплатить сотовую связь? Omantel не дает возможности это сделать даже через банкомат! В мобильном приложении Bank Muscat недавно появилась опция... но моего высшего образования пока не хватило, чтобы заставить ее заработать. Покупаешь скратч-карды (молодежь в России, поди, и не знает, что это такое?) или оплачиваешь сотовую связь в специальном терминале.

Интернет... В России мы привыкли к быстрому и дешевому Интернету — как домашнему, так и мобильному. Те, кто не бывал за границей, возможно и не в курсе, что Интернет в России (доступ к нему) один из наиболее продвинутых.

В Омане скорость мобильного интернета в среднем выше, чем у стационарного. А если хочешь быстрый интернет у себя дома — плати нехилые суммы. Какой уровень цен? Безлимитные 25 мбит/сек стоят 45 риалов в месяц. Это около 6.5 тысяч рублей.

Мобильный интернет тоже весьма дорог. Я плачу 7 риалов в месяц, за это мне Omantel дает 1 GB данных вообще и 1 GB данных соцсетей. Хочешь еще гигабайтов? Плати 2 риала за каждый. (1 риал равен примерно 150 руб).

В общем, в плане IT технологий здесь есть еще множество возможностей для улучшения.

Да и в принципе, сравнение различных сервисов пока что идет в пользу привычной нам России. Мне еще не довелось, к примеру, столкнуться с ремонтом автомобиля и "индийским сервисом", а коллеги уже имели опыт... Хотя, опять же, можно получить не менее негативный опыт и в России (мне, возможно, повезло — у меня всегда был только хороший).

Менталитет

Честно, не могу сказать, что ощущаю дискомфорт от жизни в стране, как принято считать, с другим менталитетом. Это еще весьма спорный вопрос — чей менталитет покруче будет :)

Коренные жители Омана — спокойные, дружелюбные и неторопливые. Возможно, нет иной арабской страны, где арабы так много работают. Именно работают — таксистами, продавцами и пилотами, а не только получают пожизненную ренту от государства, за то, что родились арабами.

Коренных жителей не хватает для всех видов работ (да как и в России, не все виды работ отданы коренным гражданам), поэтому вокруг очень много представителей других национальностей — индийцы, пакистанцы, филиппинцы и проч. Все они — такие же экспаты-гастарбайтеры, как и мы, только русских здесь крайне мало (как, собственно говоря, и везде). Индийцы вообще очень разные, и их здесь безумное количество — они заняты всем, чем только можно заниматься — они и строители, и доктора, и учители, и пилоты тоже.

Бытует мнение, что в арабских странах женщин принижают. Возможно, но только не в Омане — здесь арабские женщины точно так же имеют право на работу (есть даже пилоты!), водят автомобили и гуляют по магазину не только в обществе супруга. Все ходят в традиционных одеждах, но женщин с закрытыми лицами встречаешь достаточно редко.

Проблема "возвращенцев"

Не могу не упомянуть о ней.

Бытует мнение, что если пилот ушел за границу, то обратно в Россию его не заманить никакими коврижками. Кроме того, как мы помним из недавнего (предыдущая статья) — не всегда возвращенцам рады. То есть, из принципа могут не взять на работу в назидание другим.

В моем конкретном случае я не рвал связей и не имею таких планов. Я честно озвучил свое желание уйти из компании в поисках нового опыта, это желание было понято. Я поддерживаю контакты с коллегами и отвечаю, как и раньше, на все их вопросы дать совет в той или иной ситуации.

Так же, я честно своим руководителям признался, что я не знаю, какими будут мои желания и планы через три-пять лет, но пока что у меня есть цель — пожить для себя, полетать, посмотреть мир, получить опыт взаимодействия с людьми различных стран и культур, изучить организацию летной работы в новом для себя мире, то есть, вложиться в свой личный опыт. Может быть, это звучит наивно и патетически, но однажды я хотел бы применить его во благо в родной стране, желательно в зеленой авиакомпании, за годы работы ставшей мне родной.

В первом своем отпуске я прилетел в Россию и несколько часов провел в офисе авиакомпании, общаясь с коллегами, которых у меня язык не поворачивается назвать "бывшими".

Я не собираюсь ругать свою Родину, как это часто принято. Как и не собираюсь надевать розовые очки — я замечаю проблемы здесь, как замечал и продолжаю замечать проблемы и в России.


Итак, что имеем в сухом остатке?

В моем случае, главная головная боль — это дети и их будущее.

Вторая, сильно связанная с первой и остальными — это знание английского языка членами моей семьи. Английский очень нужен для повседневной жизни.

Это то, что меня действительно беспокоит и не дает по-настоящему расслабиться — как я уже выразился, я достаточно эгоистично поступил, приняв решение сменить работодателя на зарубежного, тем самым доставив достаточно трудностей своей семье.

Мне хочется уверенности в завтрашнем дне — то есть в том, что мои мозги и опыт когда-нибудь будут востребованы в родной стране (при условии, конечно же, что я не поменяю свои цели — вернуться когда-нибудь). Увы, глядя на те дела, которые совершает регулятор, оптимизма что-то не прибавляется. Есть надежда, что вырастет молодежь — но ей еще расти и расти, а так, как среди них много толковых и умных, то есть определенные сомнения, что они захотят работать госслужащими :)

Все остальное, как оказалось, имеет и недостатки, и плюсы — с ними можно жить, как мы жили в России. Здесь отличные дороги, отличный климат (как ни удивительно это звучит! Сам дивлюсь — жара переноситься проще, чем я ждал), добрые люди. В магазине все можно купить.

Вот как-то так.

Спасибо за внимание! Хороших выходных!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Среди психологов-неофитов бытует мнение, будто человека нельзя обидеть: дескать, это он сам обижается. И раз сам обиделся, то и самвиноват. Да, реакцию на причинённую боль каждый выбирает сам. Растеряться, обидеться, разозлиться, устыдиться, ...
Никогда не меня не касалась ревность, меня никто не доставал и не устраивал сцен. Я, при том, что страшная собственница, тоже никогда не закатывала никаких сцен, доверяла полностью, доверие было взаимным. Теперь впервые почувствовала, что меня ревнуют. Пока что это довольно мило, нах ...
Пусть будет снег. Пусть будет белый иней, И гладь пруда в застывшем хрустале, И на стекле рисунки снежных лилий, Огонь в камине и угли в золе. Когда зима немного запоздает, Мы с нетерпеньем ждём её приход – А ведь никто из нас ещё не знает, Что принесёт с собою новый год. Но белый ...
Сталин в глазах всего мирового сообщества — одиозная и однозначная сволочь. Кровавый диктатор, опьянённый безграничной и бесконтрольной властью. Что примечательно, эта оценка в целом соответствует действительности. Сталинский СССР вполне обосновано рассматривается как агрессивное ...
В журнале тамбовского прокурора Дмитрия Гурулева есть занятный пост http://gurulev_dmitry.livejournal.com/321383.html о том как осудили одного шустрого молодца, продававшего воздушные шарики с закисью азота. Там экспертное заключение весьма примечательно. Доводы ...