Миграции пилотов. Поговорим о житейских трудностях.
denokan — 24.06.2017В своей предыдущей записи Миграции пилотов через границу я довольно кратко описал сложившуюся в отрасли ситуацию — определенная часть пилотов обратила свой взор на зарубежные авиакомпании и что-то около нескольких сотен уже успешно в них обосновались.
В прессе муссируется однобокий слух о том, что от больших зарплат пилоты сбежали к еще большим, я в статье попытался дать несколько более сложную оценку ситуации и причин, ее вызывавших.
Тем не менее, я склонен подозревать, что у многих складывается впечатление о том, что "здесь было все плохо", а "там теперь все будет хорошо".
Сегодня я хочу на примере личного выбора порассуждать о том, что не все так ажурно, как может казаться на первый взгляд. Возможно, мои рассуждения будут полезны тем, кто находится на этапе размышлений о своем будущем.
Я скажу откровенно — я не могу (и не хочу) назвать условия жизни моей семьи в России, как и моей летной работы в предыдущей авиакомпании такими "ужасными", от которых хотелось сбежать. Подобное мнение несколько непопулярно в нашей среде, но я же имею право на собственное?
Прежде чем вы устанете читать, я хочу в очередной раз сказать, что многие пилоты покинули страну по простой причине — безысходность. Среди таких те, кто оказался за бортом (например, пилоты Трансаэро), а также, "лишенцы" — те, кто прошел "некошерное" по мнению государственного органа обучения на пилота. Эти люди не сломались перед лицом проблем, я безмерно уважаю их опыт и чрезвычайно рад, что у них все получилось.
Деньги?
Как уже было сказано, обсуждение проблемы "бегства пилотов" идет в основном вокруг зарплат в зарубежных авиакомпаниях.
Сущая правда — в Китае зарплаты экспатов очень высокие — как для экспатов-пилотов, так и для экспатов-футболистов.
Нигде в мире нет таких возможностей для пилотов — прийти и сразу получать действительно немалые деньги (скажем, 20-25 тысяч долларов на руки в месяц). И даже местные особенности летной работы (непростая медкомиссия, нюансы CRM и т.п.) не могут быть настолько негативным фактором, чтобы перевесить — в России пилоты привыкли и не к такому.
Но то Китай. В других странах, например, в "песочнице" (как за глаза называют арабские страны Персидского залива) таких зарплат попросту нет.
Говоря откровенно, до девальвации 2014-го года зарплаты российских пилотов в крупных (и не очень) авиакомпаниях в долларовом эквиваленте были весьма неплохими в сравнении с рынком Европы, США и того же Залива. Более того, стартовые условия для молодого пилота в России были на порядок лучше — практически любой, ставший обладателем свидетельства пилота (госорган тогда устраивали любые варианты его получения), мог прийти в авиакомпанию на В737 или А320 и сразу получать много больше денег и дней отпуска, чем его европейские или американские коллеги (отмечу, что и сегодня стартовые условия для молодых в России много лучше).
Тем не менее, и после девальвации лично мне на жизнь зарплаты хватало за глаза, что неудивительно — большая часть населения страны имеет значительно меньший доход, но голодными в рванье ведь не ходит? В моей авиакомпании не произошло понижение зарплат (что случилось в некоторых других), и, пусть в долларовом эквиваленте она резко просела, но жили-то мы на рубли? Пусть цены и выросли (автомобили, например, подорожали конкретно), но мне совесть не позволяет кривить душой и говорить о том, что "зарплаты нищенские".
Если, опять же, говорить обо мне, то сегодня я вижу в своем иноземном зарплатном листе примерно те цифры, которые имел до девальвации в России. Кредиты мои никуда не делись, усложнилась логистика их выплат, кроме того, сегодня на мой доход чувствительно влияет необходимость платы за аренду жилья и автокредит.
Кто помнит, в сентябре я принял решение уйти с довольно-таки высокой должности, и которая помимо всего прочего стабильно приносила мне неплохой по российским меркам ежемесячный доход. Чтобы заработать столько же денег рядовым капитаном мне надо было бы из месяца в месяц летать по 85-90 часов.
Тем не менее, я посчитал, что работа руководителем мне не приносит радости и влияет на мое душевное равновесие (то есть, здоровье), и принял решение уйти в рядовые командиры на чувствительно меньший доход. Который все равно оставался высоким в сравнении со средней российской зарплатой. До нереальных цифр, озвученных г-ном гендиректором Аэрофлота ему, конечно же, было далеко, но тем не менее.
Но мог бы и не уходить, и тогда разница в доходе в России и в моей сегодняшней авиакомпании в рублевом эквиваленте была бы не такой уж и значительной. Скажем, в полтора раза вместо двух (коэффициенты меняются вслед за изменением курса рубля).
В любом случае, в сравнении с сегодняшней Россией я прибавку в зарплате получил... Но с какими сопутствующими проблемами приходится теперь мириться
Моей семье неплохо жилось в России — мы жили в достатке, быт был обустроен, дети ходили в школу и садик. За годы жизни в Подмосковье сложился круг общения, друзей, привычек.
Условия работы? Если бы я "меньше выступал" (как многие мне советовали), мне бы и в офисе жилось совсем неплохо. Я мог бы и не "выступать", но мне хотелось постоянно двигаться вперед, улучшать, изменять, а это всегда непросто, это всегда приводит к трате нервов и стрессам.
К тому моменту, как я дошел до точки и предпочел уйти в рядовые, было уже внедрено столько изменений и качественных улучшений, что после этого решения я получал от работы исключительно удовольствие. Беспокоило меня лишь одно — годы идут, а я хотел реализовать свое желание состояться, как пилот в международной авиакомпании. Это желание может показаться эгоистичным по отношению к моей семье, и я даже не буду спорить, т.к. сам нет-нет, да признаюсь себе в этом.
Подытожив, я скажу, что мне в общем-то не на что было жаловаться, семья жила в достатке и спокойствии, плюсы перевешивали. Дети сыты-обуты, на отдых в жаркие страны выезжают регулярно и т.п.
Относительном, конечно же, спокойствии — в России, как мы все знаем, нельзя быть уверенным в завтрашнем дне... но, будучи человеком разумным, я считаю, что сегодня вообще ни одна страна не дает гарантий стабильности.
Идеал есть только в Утопии, но такой страны на карте нет.
Итак, о каких грядущих трудностях пришлось мне задуматься, и все же принять решение резко изменить комфортную жизнь?
Быт и прочее
Все нижеследующие неудобства мне не кажутся значительными, но я все же напишу.
Мы привыкли ругать свою страну, не замечая положительных моментов. Нет, я не собираюсь утверждать, что в России прям все такое чудесное, но!
Главный фактор — живя в России, мы привыкли к правилам игры, писанным и неписанным. Зная родной язык, мы можем объясниться и договориться... ну, например, с сантехником или госслужащим.
Попробуйте объясниться с местным с индийцем, например. Он не понимает ваш английский, а вы — его.
В России очень много удобных он-лайн сервисов, которые незаметно стали частью нашей жизни. Вы, наверное, привыкли оплачивать много чего, не выходя из дома (каждый уважающий себя российский банк имеет Интернет -банк)? В Омане я как будто бы вернулся на десятилетие-другое назад. Оплатить сотовую связь? Omantel не дает возможности это сделать даже через банкомат! В мобильном приложении Bank Muscat недавно появилась опция... но моего высшего образования пока не хватило, чтобы заставить ее заработать. Покупаешь скратч-карды (молодежь в России, поди, и не знает, что это такое?) или оплачиваешь сотовую связь в специальном терминале.
Интернет... В России мы привыкли к быстрому и дешевому Интернету — как домашнему, так и мобильному. Те, кто не бывал за границей, возможно и не в курсе, что Интернет в России (доступ к нему) один из наиболее продвинутых.
В Омане скорость мобильного интернета в среднем выше, чем у стационарного. А если хочешь быстрый интернет у себя дома — плати нехилые суммы. Какой уровень цен? Безлимитные 25 мбит/сек стоят 45 риалов в месяц. Это около 6.5 тысяч рублей.
Мобильный интернет тоже весьма дорог. Я плачу 7 риалов в месяц, за это мне Omantel дает 1 GB данных вообще и 1 GB данных соцсетей. Хочешь еще гигабайтов? Плати 2 риала за каждый. (1 риал равен примерно 150 руб).
В общем, в плане IT технологий здесь есть еще множество возможностей для улучшения.
Да и в принципе, сравнение различных сервисов пока что идет в пользу привычной нам России. Мне еще не довелось, к примеру, столкнуться с ремонтом автомобиля и "индийским сервисом", а коллеги уже имели опыт... Хотя, опять же, можно получить не менее негативный опыт и в России (мне, возможно, повезло — у меня всегда был только хороший).
Менталитет
Честно, не могу сказать, что ощущаю дискомфорт от жизни в стране, как принято считать, с другим менталитетом. Это еще весьма спорный вопрос — чей менталитет покруче будет :)
Коренные жители Омана — спокойные, дружелюбные и неторопливые. Возможно, нет иной арабской страны, где арабы так много работают. Именно работают — таксистами, продавцами и пилотами, а не только получают пожизненную ренту от государства, за то, что родились арабами.
Коренных жителей не хватает для всех видов работ (да как и в России, не все виды работ отданы коренным гражданам), поэтому вокруг очень много представителей других национальностей — индийцы, пакистанцы, филиппинцы и проч. Все они — такие же экспаты-гастарбайтеры, как и мы, только русских здесь крайне мало (как, собственно говоря, и везде). Индийцы вообще очень разные, и их здесь безумное количество — они заняты всем, чем только можно заниматься — они и строители, и доктора, и учители, и пилоты тоже.
Бытует мнение, что в арабских странах женщин принижают. Возможно, но только не в Омане — здесь арабские женщины точно так же имеют право на работу (есть даже пилоты!), водят автомобили и гуляют по магазину не только в обществе супруга. Все ходят в традиционных одеждах, но женщин с закрытыми лицами встречаешь достаточно редко.
Проблема "возвращенцев"
Не могу не упомянуть о ней.
Бытует мнение, что если пилот ушел за границу, то обратно в Россию его не заманить никакими коврижками. Кроме того, как мы помним из недавнего (предыдущая статья) — не всегда возвращенцам рады. То есть, из принципа могут не взять на работу в назидание другим.
В моем конкретном случае я не рвал связей и не имею таких планов. Я честно озвучил свое желание уйти из компании в поисках нового опыта, это желание было понято. Я поддерживаю контакты с коллегами и отвечаю, как и раньше, на все их вопросы дать совет в той или иной ситуации.
Так же, я честно своим руководителям признался, что я не знаю, какими будут мои желания и планы через три-пять лет, но пока что у меня есть цель — пожить для себя, полетать, посмотреть мир, получить опыт взаимодействия с людьми различных стран и культур, изучить организацию летной работы в новом для себя мире, то есть, вложиться в свой личный опыт. Может быть, это звучит наивно и патетически, но однажды я хотел бы применить его во благо в родной стране, желательно в зеленой авиакомпании, за годы работы ставшей мне родной.
В первом своем отпуске я прилетел в Россию и несколько часов провел в офисе авиакомпании, общаясь с коллегами, которых у меня язык не поворачивается назвать "бывшими".
Я не собираюсь ругать свою Родину, как это часто принято. Как и не собираюсь надевать розовые очки — я замечаю проблемы здесь, как замечал и продолжаю замечать проблемы и в России.
Итак, что имеем в сухом остатке?
В моем случае, главная головная боль — это дети и их будущее.
Вторая, сильно связанная с первой и остальными — это знание английского языка членами моей семьи. Английский очень нужен для повседневной жизни.
Это то, что меня действительно беспокоит и не дает по-настоящему расслабиться — как я уже выразился, я достаточно эгоистично поступил, приняв решение сменить работодателя на зарубежного, тем самым доставив достаточно трудностей своей семье.
Мне хочется уверенности в завтрашнем дне — то есть в том, что мои мозги и опыт когда-нибудь будут востребованы в родной стране (при условии, конечно же, что я не поменяю свои цели — вернуться когда-нибудь). Увы, глядя на те дела, которые совершает регулятор, оптимизма что-то не прибавляется. Есть надежда, что вырастет молодежь — но ей еще расти и расти, а так, как среди них много толковых и умных, то есть определенные сомнения, что они захотят работать госслужащими :)
Все остальное, как оказалось, имеет и недостатки, и плюсы — с ними можно жить, как мы жили в России. Здесь отличные дороги, отличный климат (как ни удивительно это звучит! Сам дивлюсь — жара переноситься проще, чем я ждал), добрые люди. В магазине все можно купить.
Вот как-то так.
Спасибо за внимание! Хороших выходных!