Мы пойдем другим путем? | Людмила Метечко

топ 100 блогов Людмила Метечко — 20.04.2012

 

Мы пойдем другим путем?

                                                           К западу лунный свет движется .

                                                           Тени цветов идут на восток…

                                                                                               Еса Бусон

                                      

Я жила в Монголии вместе с родителями, когда была еще школьницей. Училась во втором классе спецшколы для детей советских специалистов и, одновременно, в музыкальной школе, которая находилась в помещении Дворца культуры имени Ленина.

Дворец имени Ленина был культурным центром многочисленных советских специалистов работавших в Монголии. В нем показывали новые советские кинофильмы. Проводились концерты приезжающих с родыны артивтов, банкеты и праздники, посвященные Новому году , Первомаю и Дню 7 ноября.

Находился этот храм культуры на самой главной площади Монголии и ее столицы Улан-Батора, на площади Сухе-Батора (аналог красной площади). Напротив дворца культуры имени Ленина, через площадь высился гранитный мавзолей самого Сухе-Батора (очень похожий на мавзолей Ленина, только посещения мавзолея не разрешались).

Проводить глубокий анализ культурным и религиозным традициям в том возрасте было рановато. Но запомнились странные для европейского поведения культурные и национальные традиции местных жителей.

Сейчас перебирая воспоминания о тех годах, я понимаю, что эти отличия, были далеко не признак невежества, как мне и большинству «наших» тогда казалось. Сейчас они не вызывают ни насмешки, ни высокомерной улыбки, европейского урбанизированного человека.

Это ДРУГОЕ миропонимание, причем я склоняюсь видеть его более совершенным, чем традиционное технократическое западное мировоззрение.

Приведу два примера и поясню, что имею в виду.

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ.

Перед школой, в которой учились дети советских специалистов, была

развернута стройка. На стройке весь день сновали шумные машины и экскаваторы рыли большущий котлован.

Всё строительство с котлованом вцентре, где предполагалось закладывать фундамент какого-то крупного здания, были огорожены забором.

Сверху, из окон второго и третьего этажа школы стройплощадкабыла видна как на ладони. Повсюду вокруг котлована были навалены стройматериалы. Доски, трубы, мешки и прочее. Там же стояла бытовка, строительного начальства, к которой, через жидкую осеннюю грязь были настелены доски, сбитые большущими гвоздями. Этот узкий настил из 3 досок тянулся от ворот к бытовке довольно большой отрезок пути и, в одном месте, пересекал вырытую канаву с трубами.

Однажды в субботу, во время урока, за окнами раздался крик. Учительница, увидев что-то в окне, бросилась вон из класса, не сказав ни слова. Кстати, строители, в отличие от нас школьников, по субботам отдыхали. На стройплощадке было тихо, машины не шумели и не было рабочих.

Конечно же, мы прильнули к окнам. Внизу, на пустой стройплощадке, плакал маленький мальчик-монгол лет 5-ти. Он закрывал лицо руками, которые были красны от крови. Темно-синий его маленький национальный шелковый халатик издали казался черным от крови. Несколько взрослых, в том числе и наш фельдшер из школьного медпункта бежали к нему от здания школы.

   Впоследствии мы узнали, что мальчик бегал по пустынной стройке один и когда он пробегал по мосткам через канаву, доски настила перевернулись, и малыш упал лицом прямо на огромные гвозди, торчащие из грязной доски. Эти гвозди вырвали его нос, но, слава Богу, не проникли в мозг. Он остался жив. Вскоре приехала скорая помощь и увезла мальчика. Долго приходили в себя все свидетели происшествия. Нашей учительнице сделалось плохо и она задержалась в медпункте.

В понедельник, когда школьный автобус привез нас на учебу к 8.00, тот же мальчик, но уже без носа, в окровавленной повязке на лице, вновь бегал по еще не ожившей стройплощадке, по тем же мосткам, над той же канавой, как ни в чем, ни бывало.

Это настолько потрясло наших учителей, что уроки начали с задержкой. Еще бы! Вся школа наблюдала в окна как завхоз и техничка бегали по стройке - пытались ловить мальчика.

Не поймали.

Он ускользнул через дыру в заборе. Строительные рабочие-монголы, почему-то не реагировали так эмоционально. Приехавший руководитель стройки наш соотечественник поручил одному из рабочих узнать кто родители пострадавшего мальчика. Приходил отец ребенка, крепкий мужчина в нарядном синем шелковом халате, сапогах с загнутыми вверх носками и рисунками на голенищах, треухой шапке и кушаке. Неизвестно, что они говорили друг другу, но мальчик снова был неоднократно замечен на стройплощадке. Сначала он бегал в повязке, потом уже без повязки с обезображенным лицом, что впрочем совершенно не изменило его веселого нрава и любознательности.

Что можно сказать о родителях ребенка? Как охарактеризовать их отношение к сынишке? Какие слова подобрали бы вы?

ПРИМЕР ВТОРОЙ.

Молодой монгол ведет по улице за ручку маленького сына. За ним целая группа советских женщин умоляет отца одеть деточку теплее. Ребенок 3-4 лет одет только в меховую безрукавку, а на улице морозный ноябрь.

Холодно, пронизывающий ветер. Такой ветер я встречала только в Монголии. Он разгоняется над замерзшей каменистой пустыней Гоби и набирает столько силы, что зимой сметает с земли почти весь снег , отчего в сухом и бесснежном воздухе холод становится особенно острым.  

В группе женщин нашлась одна, немного говорящая по-монгольски. С изумлением она перевела остальным дамам, что ответил отец ребенка на просьбы женщин.

Речь его была примерно такой: « Мой дед, мой отец и я жили здесь и сроднились с этой природой. Мой сын тоже должен быть таким. В природе все естественно для человека. Мой сын вырастет батыром (богатырем), а если нет, и он не батыр – то ни мне и ни моей земле не нужен такой сын!»

Диковато звучит речь аборигена для нашего уха?

Мы трепетно пестуем своих детей. Понятие «естественный отбор» практически не существует для западной цивилизации.

Можно сказать, что молодой монгол дикарь.

А можно взглянуть на это совсем иначе.

Западная культурная традиция активного изменения окружающей среды, выросшая из монотеистических религиозных концепций, утверждающих, что Бог создал человека по своему образу и подобию и предоставил ему землю, и все живое и неживое на ней в полное господство.

Такой подход к природе породил «эгоизм» человеческой цивилизации думающей исключительно об удовлетворении своих потребностей.

Человек западной культурной и религиозной традиции вступил в противоречие с природой. Это противоречие переросло в войну в период научно-технической революции. Это произошло тогда, как писал Ю.Одум - «когда свершился брачный союз науки и техники».

Это противостояние человека западной культурной и религиозной традиции к природе привело к глобальным проблемам:

-к физическому вырождению человека, исключившего себя из естественного отбора. Всего 5% детей по статистическим исследованиям могут считаться здоровыми. В условиях современного общества выживают практически все младенцы, появившиеся на свет. Оперируются в первые часы большинство паталогий развития несовместимых с жизнью. Ряд операций производятся даже внутриутробно. Многие врожденные хронические, даже орфанные заболевания корректируются медикаментозно, в том числе и пожизненно.

- к неконтролируемому росту численности населения планеты. Последний миллиард прироста сформировался всего за 12 лет.

- к неконтролируемому росту потребления все новых товаров и услуг требующих затрат огромного количества энергии и минеральных и биологических ресурсов.

- к сверхэксплуатации природных ресурсов всех видов.

, при этом ресурсы планеты ограничены в отличие от неограниченного роста потребления их человеком.

- к катастрофическое истощению ресурсов. Следует учесть, что ресурсы планеты ограничены в отличие от неограниченного роста потребления их человеком.

- к глобальному загрязнению земли, поверхностных и подземных вод, атмосферы, а теперь и околоземного космического пространства.

- к опасному сокращению видового разнообразия животных и растений, что подрывает устойчивость биосферы и возможностей замещения ее исчезающих звеньев другими.

Результатом такого подхода к окружающему человека миру явиляется глобальный экологический кризис, угрожающий гибелью и человечеству и всему живому на планете.

В основе глобального кризиса лежит противоречие между ограниченным количеством природных ресурсов планеты и неограниченными: ростом населения, потребления,   загрязнения и истощения природы.

Человек запада стал изменять мир вовне, вокруг себя.

В то время как восточная культурно-религиозная традиция призывала изменять и совершенствовать себя изнутри, углубляться и развиваться внутрь себя.

Восточная же культурная и религиозная традиция характеризуется понятием «у вэй» - ПУТЬ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Она обожествляет природу и ее явления, где человек – лишь один из множества живых существ, живущих в природе, причем, все они имеют такое же право жить и пользоваться ее дарами, как и человек.

Потому человеку нельзя вмешиваться в общий порядок, а следует учиться жить в природе и не наносить ей вреда и ущерба.

Даже национальная обувь монголов имеет загнутые вверх носки, чтобы не ранить тело матери земли при ходьбе по ней.

Невольно задумаешься, какой подход и какое отношение к миру вернее?

И, кажется мне, не западный….

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А не плохое местечко у моря выбрано сестре для проживания. Вчера гуляла / гуляли Сняли конечно только до мая. На сезон переедут в наше летнее бунгало. Городок весь из вилл и пару отелей близко к пляжу. Это церковь!!! Большущие сосны. Тишина вокруг. Городок практически ...
В течении трёх лет, с 1983 по 1985 год в КНР, на Шанхайском монетном дворе, выпускалась латунная монета с изображением панды. Интересно, что монета не считается памятной, в каталоге указана просто как "необращающаяся монета". Сейчас это одна из самых дорогих современных китайских ...
31 декабря 2016 Белогорский мужской монастырь, Пермский край Освободи свой ум от мыслей,   Позволь Сердцу успокоиться.   Спокойно следи за суматохой мира ...
Только что из зомбоящика (посему — без пруфа): чуваку, отсидевшем 22 часа в машине, чтобы избежать эвакуации и сэкономить 3 000, выкатили 14 000 за простой эвакуатора. ...
И.Е.Репин (1844–1930) купил в 1899 году небольшую усадьбу, расположенную на Карельском перешейке в двух сотнях метрах от Финского залива на растоянии 40 км от Санкт-Петербурга. ...