Методология истории

топ 100 блогов ivakin_alexey11.01.2016 Как говориться, спрашивали - отвечаем.
Обычно, под "заклепками" в интернете понимают как всякие-разные технические детали. Толщину брони, угол заточки меча, длину ствола в калибрах и прочие интересные технарям железяки.
Но это, ребята, далеко не вся история.
И это не мои придумки.
Самое большое разочарование у студентов-историков бывает на первом курсе, когда они - ВНЕЗАПНО! - обнаруживают, что на истфаке вовсе не учат ходить фалангой, не разбирают на скорость трехлинейку и не стреляют из мушкетов.
Оказывается, что на первом курсе исторического существует предмет"Вспомогательные исторические дисциплины".
И на этом предмете - а в мое время этот предмет изучался в течение одного года - вовсе не изучают проблему возникновения промежуточного патрона. Там изучают вспомогательные исторические дисциплины, к которым относятся: фалеристика, геральдика, бонистика, нумизматика, архивистика и так далее. При этом, обучение идет так: "Сегодня изучаем фалеристику - это наука о наградах. Авторитетные источники по фалеристике - такие-то и такие-то. Цель фалеристики - такая-то. Задачи - такие-то"
Все!
Вот это все - вспомогательные исторические дисциплины.
Любые исторические артефакты - это не факты, это вспомогательные доказательства, не более того.
Цель историка вовсе не "ввести в научный оборот" новый документ или новую накопанную гильзу.
Нет.
Цель историка - объяснить историческое событие.
Инструменты - артефакты. Археологические это находки или архивные - не важно. Это лишь вспомогательные инструменты.
Те, кто не имеет базового исторического образования - не кандидатского, не докторского, а именно базового - все время путают артефакты с фактами.
Не, понятно, что все гуманитарии рукожопые дураки и пока они валяются на диване - технари прочищают засорившийся унитаз.
Зачем-то на исторических факультетах изучают "Методологию истории", а не "Сравнительный анализ бронепробиваемости гомогенной и гетерогенной брони". Дураки какие, правда?
На "Методологии" изучают, например, принципы исторической науки. Науки!
Какие принципы?
- Принцип объективности - заявленной теме должно соответствовать содержание.
- Принцип историзма - любое событие должно рассматриваться в динамике развития. Статичных событий не бывает. Цусима есть результат и причина одновременно. Мидуэй тоже. Да и все другое, начиная с битвы египтян и хеттов при Кадеше. Шутка. Это один из законов мироздания. А это не шутка.
- Принцип системности - любое событие взаимосвязано не только по вертикали (прошлое-настоящее-будущее) но и по горизонтали: любое событие испытывает влияние от параллельно происходящих событий и само влияет на них.
- Принцип ценности - любое событие, произошедшее в прошлом, влияет на настоящее, в котором мы находимся.

Оценили?
Теперь вот по этим принципам "28 панфиловцев" попробуйте рассмотреть. Совершенно по другому заиграет ситуация.
- Служба Добробабина полицаем в 1942 - влияет на события 16 ноября 1941? - Нет.
- Была ли необходимость держать оборону под Дубосеково? - Да. Повлиял ли краткосрочный бой на продвижение немцев? А хоть и на 5 минут, но да.
- Повлияло ли описание подвига Кривицким на личный состав РККА? - Да.
- Влияет ли это описание на современность? - Да.

Рано еще пробовать эти принципы прикладывать к событиям. Хоть к Донецку, хоть к античности.
Это вот были объективные принципы, а есть еще и субъективные. То есть, относящиеся не только к историческому событию, но и к исследователю.
Дело в том, что в истории нет системы познания "субъект-объект". В геологии хорошо - вот каменюка, вот геолог. Он там поколотил молоточком - вот вам и какой-нибудь колчедан там.
В истории система "субъект-субъект". Исследователь точно так же влияет на исследуемое, как и исследуемое влияет на него. Исследователь зависит от истории и история зависит от исследователя. Диалектика, епт.
Чтобы минимизировать влияние историка на исследуемое необходимо постоянно рефлексировать.
То есть, сомневаться в своих выводах и с благодарностью принимать критику.
"-Ребята, вы неправильно написали, что всю гражданскую войну белые побеждали красных. Ледяной поход - это бегство Добровольческой армии от красногвардейцев Сиверса" Это была критика.
"Да он бухой и все придумал!!!111" - это нарушение принципа рефлексии.

Историк не может быть уверен в том, что его открытие истинно на века. Потому что откроются новые документы, найдутся новые факты и все раскроется по другому.
Например, когда я написал "Десантуру-1942" - это художественная книга, напоминаю, не документальная - она была основана на тех данных, которые у нас были в 2008-2009 годах. Сейчас есть новые документы и новые археологические данные. И если бы я сейчас ее писал, то уклон был бы не в трагедию двух бригад, а в героический эпос и трагедию пары немецких дивизий. Надо переписывать, да.
История это не канувшее в вечность прошлое.
История это прошлое, прорастающее через нас в будущее.
Прошлое живо точно так же, как живо настоящее.
Поэтому и надо рефлексировать.
Отделять себя от истории и одновременно погружаться в нее. Нет, не фундаментальным цитированием. А осознанием того, что ты всегда недостаточно прав. Или недостаточно неправ :)

Да, придется еще писать продолжение...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
09.01.2016 Симонов...
Архив записей в блогах:
Эту девушку очень сложно застать одетой. В ее соцсетях – максимум крошечные трусики. Ну и что-нибудь очень откровенное сверху. И она – феминистка. Причем очень известная и популярная. Правда, какая-то неправильная. Другие феминистки осуждают. Она даже на серьезных мероприятиях в таком ...
Почему сообщество BRICS не сможет стать конкурентом резервным валютам (доллару и евро в первую очередь) и не запустит полноценный этап дедолларизации в настоящий момент? Одним из важнейших условий кристаллизации резервной валюты является свободное движение капитала, помимо емкости ...
Вообще, мне конечно дико приятно, что вы посмотрели наш ролик) Все же видео не все смотрят обычно...      Как это было? Эта прекрасная идея появилась в моей уже почтичто неблондинистой голове вчера в пробке. Когда я простояла на одном месте 45 ...
https://t.me/rian_ru/223691 МОСКВА, 4 дек - РИА Новости. Если в Латвии продолжат обращаться по-свински к населению, которое хочет жить там, то скоро эти власти столкнутся с ответным отношением, заявил президент России Владимир Путин. "Я не думаю, что счастье придет в дом к тем, ...
Вот тут многие ювенальщиков не любят. Хорошо, раз вы так разбираетесь, скажите, а что делать с теми родителями, которые поднимаясь или спускаясь на эскалаторах в метро, сажают своих малолетних детей себе на шею? Или, что делать с родителями, ...