Меритократия - 1.0
george_rooke — 29.09.2017 Часто говорят, что Британия была обязана господством на море тому, что ее население было склонно к морской торговле и морским перевозкам. Это и так, и не так.Проблема была именно во взрывном росте потребности людей на флоте. В 1713 году экипажи Роял Неви составляли 48 тысяч человек. В 1813-м – 327 тысяч человек. Процентное соотношение иностранцев и в том и в другом случае не изменилось, и составляло примерно 15%.
Так и получилось, что одним только прессингом загнать такую ораву людей на флот не получалось. И в ход пошли «пиштяки» - все, кто добровольно вызвался служить, могли рассчитывать на более легкое продвижение по службе, получали денежные доли при захвате призов, выбирали, под командованием какого капитана хотят служить. Им даже разрешали «подработки» во время вынужденных стоянок в портах, но с тем условием, чтобы при первом же зове они встали под знамена короля. Добровольцы получали жалование на 22% выше, чем остальные моряки (для опытных матросов), и на 11% выше для лэндсменов (неопытных моряков). Кроме того, на экипаж, собственно на самих матросов, выделялось 12.5% от стоимости призов. Так, все моряки, именно нижние чины, участвовавшие в сражении при Трафальгаре, привезли в результате домой в среднем по 10 фунтов каждый. При этом, чтобы еще больше привязать нижних чинов к конкретному капитану или конкретному кораблю, офицеры в иных случаях скидывались и выплачивали морякам нужную сумму заранее, или прибавляли процент «от щедрот своих».
Некоторые из американских исследователей (D. Benjamin and C. Thornberg, ‘Organization and Incentives in the Age of Sail’, in Explorations in Economic History, 2, 2007) утверждают, что английские моряки просто оказались более мотивированными, прежде всего денежно, нежели их французские, испанские, голландские, русские и т.д. коллеги.
Именно «вес» материальных и нематериальных стимулов, разработанный Адмиралтейством, стал решающим для того, чтобы задать высокие стандарты для службы на море, и конкурентный отбор, как в высших, так и в низших звеньях. При этом сословное разделение на кораблях уже к середине 18 века было в Роял Неви довольно размыто – их заменили династии «морских семей». Гардемарины из высших слоев общества уже в 12-15 лет попадали на корабли, где служили бок о бок с представителями простых сословий, приобретали знания в навигации, артиллерии, работе с парусами, судовождении и пр., и сдав экзамен на лейтенанта становились «имеющими право» командовать военными кораблями. То есть учеба шла с самых низов. На экзамене соискателями требовались не только знания, но и рекомендации от капитанов, а так же разрешение на допуск к экзамену от Адмиралтейства. И только меньшинство из них становилось кэптенами, поскольку жесткие ограничения на их количество были наложены разрядами на высшие командные должности.
Таким образом, Королевский Флот скорее всего стал первым госпредприятием, где меритократия была поставлена во главу угла и реально работала, в отличие от английской армии и большинства других государственных структур.
|
</> |