рейтинг блогов

Меня мучают вопросы

топ 100 блогов mymaster04.08.2013Косметичка Аннотация: меня периодически начинает интересовать что-то совсем неожиданное, и пока не найду ответ сложно успокоиться. В этот раз меня взволновала женская мода. Такие вот дела.

Так уж получилось, что меня мучают многие вопросы. Настолько многие, что читатели уже начали жаловаться в комментариях, что блог из экспретно-транспортного катится в тартарары (это слово происходит от древнегреческих мифов о глубокой подземной бездне, царстве Аида - Тартаре, откуда оно перешло в христианство, как обозначение нижних пространств в царстве грешников). Это я к тому, что у меня регулярно возникают вопросы, на которые совершенно очевидно есть ответ, который должны знать специалисты - а вот я не знаю. Например к лингвистам у меня регулярно возникают вопросы, мучают меня 15 минут, а потом забываются. Вот почему названия числительных и названия чисел в начале числового ряда оказались разными: "первый" и "один"/"второй" и "два". А далее одинаковыми: "десятый" и "десять". Как это исторически происходило? Насколько это общее явление для всех языков?

Даже думаю завести записную книжку, чтобы записывать вопросы к разным специалистам, чтобы если случайно с ними столкнусь все выяснить. Правда, наверное, от меня тогда начнут шарахаться люди.

Крайняя куча вопросов посетила меня в области истории моды. Даже несколько уже - именно женской моды. Но не той моды, что определяет фасон платья, а той моды, которая определяет нелогичные на первый взгляд штуки. Вопросы нелогичности меня занимали всегда, так что тут я даже запомнил их, и начал искать ответы в интернетах. Правда все они какие-то зыбкие - источники не внятные. Уверенности, что в этом деле я и правда нашел настоящие ответы до сих пор нет.

Вот зачем женщины бреют ноги?.. Откуда это повелось?

Удалось найти, что явление приобрело массовый характер в США во время войны. В это время имел место дефицит колготок и чулок, которые считались обязательным элементом гардероба. То есть появляться на улице с голыми ногами считалось неприличным. Но так как по приемлемым для массового пользователя ценам достать колготки было невозможно, то бизнес (в лице салонов красоты) предложил выход: бритье ног, с последующей маскировкой ноги "под колготки", включая нанесение сзади полосочки, как бы отмечающей характерный шов колготок. В процессе перехода в домашние условия технология упрощалась, так что к концу войны закрепилась в ее нынешнем виде.

 Меня мучают вопросы

Зачем женщины красят губы?.. Вообще откуда появилась губная помада?

Явление имело место уже в Древнем Египте, затем Древней Греции.. полагалось, что так можно было подчеркнуть черты лица и принадлежность к более высокому социальному классу. Однако в христианской Европе это дело по началу не приветствовалось, так как имело оттенок "распущенности". При этом само слово помада, происходит от французского pomme - "яблоко". Так уж получилось, что кардинал Ришелье очень любил аромат яблок, и чтобы он был всегда с ним попросил своего аптекаря разработать мазь с запахом яблок. Она была прозрачной, и кардинал смазывал ей нос и верхнюю губу. От этого было уже недалеко до возвращения красящей помады, которая начала активно использоваться при дворе короля Людовика XVI, как женщинами, так и мужчинами. В 1803 году на Всемирной выставке была представлена помада, рецепт которой был позаимствован у африканских рабынь. Уже после того, как ярко красная помада вызвала ажиотаж в Европе, выяснилось, что для самих африканок это было сигнальным средством, указывающим на "критические дни". Но это все была помада поставлявшаяся в такой е форме, как крем. Первые тюбики появились в 1915 году по очень высокой цене, а к 1920 году их цена была существенно снижена и стала доступной для массового потребителя. После войны в США разработали современную упаковку, позволяющую прятать красящий стержень внутрь тюбика.

При этом сама притягательность раскрашенных губ, судя по всему, связана с эротическими ассоциациями, возникающими при взгляде на них. Эффектом подобных ассоциаций воспользовались дизайнеры, оформлявшие обложку очередного издания романа Набокова "Лолита". Но издатель запаниковал и в итоге, к сожалению, испортил весь замысел развернув фотографию горизонтально.
Должно было быть / На что решился издатель
 Меня мучают вопросы  Меня мучают вопросы

Зачем женщины таскают с собой сумочки? И вообще откуда и как это пошло?

Ну тут возникает естественный ответ: "А куда же еще класть ВСЕ ЭТО?!!" Под всем этим понимается все на свете вообще. По крайней мере у меня сложилось уже четкое ощущение, что если мне потребуется электронный микроскоп, то достаточно попросить его у жены, и он будет лежать где нибудь "во втором отделение, в кармане за молнией". Вообще женщину вопрос "Зачем тебе все это??" ставит в полный тупик. Обычно следует ответ: "А вдруг что-то случится, и как я тогда буду без ... ?" Надо отметить, что у мужчин, судя по тому, что никакого фетиша из сумок они не делают, ничего вообще не случается. Еще один распространенный аргумент, почему так происходит - у мужчин как правило есть карманы, в то время как в женских нарядах они не предусмотрены. На деле понятно, что карманов на женской одежде нет в первую очередь как раз потому, что женщины предпочитают их использованию таскать с собой сумочку.

То есть то, что для женщин является совершенно естественным, то у психологов вызвало вопросы ;) Мне удалось найти всего несколько заметок по этому вопросу, но общий вывод можно сформулировать примерно так: сумочка для женщины психологически является переходным предметом, между ее телом и окружающим миром. То есть воспринимается, как некое средство защиты себя от опасностей мира. Женщина с сумочкой чувствует себя уверенней, чем без сумочки. Фрейд, в свойственной ему манере, и вовсе наделил сумочку эротическим подтекстом, полагая, что женщина ассоциирует ее со своей... эм... как бы изящней выразиться - жопкой. И полагая, что по средством выбора сумочки женщина компенсирует неуверенность в состоянии того, чего ей выбрать не под силу. В целом, надо отметить, что разрешение поносить свою сумочку некому мужчине, является исключительным актом доверия к нему. То есть "школьное заигрывание" про донести портфель, имеет, как оказывается, глубокие психологические корни.

В любом случае есть много статей по теме того, что говорит выбор сумочки о ее хозяйке. И тут уже некоторые закономерности прослеживаются, так как рациональные идеи при выборе сумочки отступают на какой-то десятый план, и в реальности сумочку, как любимый аксессуар женщина выбирает исходя из своей натуры.

Что касается времени появления, то это конец 17-го, начало 18-го веков. В ту пору носить в основном можно было деньги, так что сумочки как таковой не существовало, но были кошельки. Кошельки делались как мешочки, и их изготовлением как правило занимались как раз женщины. Соответственно им хотелось чего-то более изящного, так что кошельки украшали вышивкой. Отсюда вышли ридикюли, которые носились на руке. Они появились во Франции, а оттуда перешли в Англию. Сумочка не как мешочек, а как уменьшенный саквояж появилась в 1841 году - когда промышленник Самуэль Паркинсон, заметил, что не все вещи его жены помещаются в ее кошелек. Он выпустил серию небольших сумочек, которые можно было менять в зависимости от потребностей. Первой сумочкой аналогичной тому, что сейчас носят женщины, была знаменитая Шанель 2.55. Коко Шанель так пояснила ее появление: «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю». А в феврале 1955 года мадемуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.
 Меня мучают вопросы

Почему женщинам нравится шопинг? Как вообще шопинг стал такой важной частью культуры?

Естественно, шопинг (замечу, что это не процесс совершения покупок, а скорее процесс хождения по магазинам и выбора неких нравящихся вещей - способ времяпрепровождения) нравится не всем женщинам. Кроме того, он нравится некоторым мужчинам. Но когда мы говорим о социальных явлениях, то говорить приходится не о "хвостах" статистического распределения, а о неком среднем. И в среднем женщинам нравится просто ходить по магазинам, а мужчины в магазины ходят только за конкретной вещью, которую хотят купить.

И, как во всяком деле, начинать рассмотрение стоит с экстремумов. Существует разновидность психического расстройства - ониомания, которая характеризуется склонностью совершению покупок всего и вся, без определенной цели. Исследователи указывают на то, что этому болезненному состоянию женщины подвержены значительно сильнее, чем мужчины. Причины явления - жажда адреналина (процесс покупок вызывает азарт, и выделение адреналина, к которому организм привыкает, так что для следующего раза он нужен все в больших и больших дозах, что вызывает зависимость); иллюзия власти (процесс обслуживания вызывает чувство значимости, возможность "управлять" продавцом, человек получает льстивое и услужливое обращение); иллюзия свободы (большой получает удовлетворение от процесса приобретения вещей, то есть сам факт покупки в его глазах становится неким "успешным делом", которое он сам сумел провернуть без посторонней помощи). Отмечается, что эти болезненные состояния у женщин обостряются в случае чувства одиночества, внутренней пустоты, отсутствия признания и любви со стороны окружающих.

Мужчина в современном обществе, как правило, более свободен и властен, а адреналин получает в иных сферах деятельности. На это накладывается еще и историческое разделение обязанностей, идущее еще с родо-племенных отношений, когда женщины были собирателями, в то время как мужчины - охотниками. То есть процесс выбора чего-то полезного из множества, с целью накопления, по сути закрепился как средство выживания. И тут уже, за давностью лет, не важно - выбирать ли съедобные ягоды, или красивые платья.

Естественно, что на это социальное и психологическое явление сверху наложилась еще и современная индустрия рекламы и продаж. Поощрять к совершению бесполезных покупок весьма выгодно. В условиях, когда с одной стороны у женщин есть достаточное количество денег, а с другой стороны нет реального равноправия с мужчинами в плане распределения социальных ролей, подталкивать их к такого рода сублимации оказывается достаточно простым делом. Теоретически, в какой-то перспективе, это явление потеряет "половую" окраску, так как торговая индустрия крайне заинтересована в вовлечении в процесс и мужчин (правда сперва их придется ввести в депрессивное состояние, как в начале фильма "Бойцовский клуб").

В процессе изучения материалов по этому вопросу меня особенно умилило количество статей и ресурсов направленных на поощрение и закрепление этого болезненного состояния. Вплоть до статей с советами "как лучше всего отдохнуть в процессе шопинга" или "почему шопинг это так круто" - ясно подтверждающими верность выводов психологов.
 Меня мучают вопросы

Если это вредно, что же тогда все это делают? И вообще насколько модное, равно хорошее?

В целом мода далеко не первый раз в истории колечит людей и усложняет им жизнь. Мода на маленький размер ноги в Китае явилась причиной появления обычая, который просуществовал до начала XX века. Девочкам пеленали ноги, подгибая на них все пальцы, за исключением большого. Эта процедура была весьма болезненной, но выполнялась до тех пор, пока стопа не приобретала нужную дугообразную форму. Маленькая грудь была эталоном для женщин средневековой Европы, для достижения которого ещё юным девушкам туго перетягивали грудь, не позволяя ей расти. Мода на очень тонкую талию в Европе и России послужила причиной появления корсетов, плотно стягивающих силуэт и сдавливающих внутренние органы, вызывая обмороки и различные заболевания. Наверное можно вспомнить, и моду на белила, в составе которых был цинк.

Но наверное самой причудливой темой в истории моды стоит назвать моду на радиоактивность. После открытий в области атомной физики, и последующего применения их в медицине, слова радиоактивность и прогрессивность стали практически синонимами. Радиоактивные элементы в маркетинговых целях стали добавлять в различные бытовые продукты. Для "сияющей улыбки" на прилавках в начале прошлого века предлагалась паста с добавлением радиоактивных элементов. Говорилось, что радий отлично убивает микробов в полости рта. В Париже была зарегистрирована торговая марка радиоактивных товаров назвалась “Tho-Radia”, потому что в состав кремов, лосьонов, пудры, румян и помады входили хлористый торий и бромистый радий — вещества на то время очень дорогие. Добавлять их в состав дамских товаров приходилось в очень малых дозах, но это не делало кремы и прочую “То-Радию” общедоступным товаром. Только состоятельные парижанки могли позволить себе радиоактивное мыло по 3 франка за 100 грамм, пудру по 12 франков за 50 граммов или крем по пятнадцать за баночку. Такая косметика продавалась даже после войны, вплоть до 1960-х годов.
 Меня мучают вопросы
Мне нравится узнавать, как появлялись вещи, чем это было обусловлено, как они развивались и прогнозировать куда это дальше выведет. Так что увы и ах, тем кто хочет в моем уютненьком бложике транспортно-экспертный справочник придется отписываться или терпеть. Это мой блог о том, что волнует меня... Конечно хорошо, если это будет интересно и другим, но на самом деле совсем не обязательно.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Военная прокуратура начала проверять «слишком холодную форму» от кутюрье ) – В России набирает обороты скандал с формой «от Юдашкина». Напомним, представители Минобороны выставили ее «виновницей» частых переохлаждений и смертей ...
Есть здесь юристы или люди имевшие дело с Законом по интересующему меня вопросу? Вопрос в следующем. Случилась у меня такой диалог: open_sincere: Мы с Вами живем во вполне определенной культурной среде. И в этой среде такие вещи, как запрет на ...
Пишут, что Элон Маск собрал команду скептиков искусственного интеллекта и требует заморозки разработок в этой области. А должен бы это делать Голливуд. Появление YouTube и иных платформ сделало распространение движущихся изображений делом, доступным обывателю-одиночке. Это уже ...
Жизнь порой подкидывает анекдоты там где не ждешь. Сижу сегодня в опорном пункте полиции, жду пока к следователю пропустят. Приходит курьер с увесистым пакетом суши, дежурный в окошке предлагает ей позвонить по внутреннему телефону, тем кто заказывал и начинает расспрашивать. Дежурный - ...
Эту идею я вынашивала аж с прошлой осени. С Керженским заповедником договорились без проблем. Хотите глухарей - приезжайте, снимайте, не жалко. Ждем команду на старт. И вот заветное письмо падает в почту. Ура, едем! Нас, конечно, честно предупредили, что в лесу много снега. На деле ...