Меньшов о советской интеллигенции в "Зависти богов".
apotapov777 — 17.10.2015 В 2000 году Владимир Меньшов снял фильм "Зависть богов". Фильм этот воспринят неоднозначно. Дело в том, что очень уж нелицеприятно показана в нем советская интеллигенция. Действие фильма происходит в конце лета - начале осени 1983 года в Москве. Главная героиня картины Соня (Вера Алентова) — редактор на телевидении, у неё есть сын, выпускник школы, и муж Сергей (Александр Феклистов) — вполне успешный советский писатель. Однажды к ним в гости приезжает француз Бернар (Жерар Депардье), с которым Сергей познакомился во время работы над книгой о движении Сопротивления, в сопровождении переводчика — француза русского происхождения по имени Андрэ (Анатолий Лобоцкий). Андрэ влюбляется в Соню с первого взгляда. Постепено отношения перерастают в роман. Фильм, на мой взгляд, довольно средний, но диагноз московской интеллигенции поставлен точно.Сначала разговоры о свободе и демократии, но потом, когда главная героиня Соня обьявила о своем романе с французом Адре, все в общем-то решили держаться подальше, ибо проблемы не нужны. И замечательный диалог ближе к концу фильма между мужем Наташи (в исполнении Владимира Еремина) и Соней. Соня спрашивает мужа Наташа: "А почему ты не уедешь на Запад, ты же ненавидишь СССР?" На что получает ответ:"Потому что там я буду никем. Здесь чего-то добился. Потому буду врать, сколько скажут - столько и буду" (не совсем точно, но смысл тот же). И вся правда, в СССР начала 1980х врали не потому, что боялись КГБ или КПСС, врали ради карьеры, ради пайков и загранпутевок... И делала это интеллигенция по большей части. Сейчас тоже самое, только без поправок на "кровавую диктатору", врут ради того же - карьера и деньги. Причем не только в госструктурах, но и в коммерческих. Вранье, ложь - необходимый аттрибут торговли и производства, а уже рекламы на 100%. Ложь - необходимый аттрибут многих интеллигенских профессий, таких как журналистика, например.
|
</> |