Мемуар-префас
akula_dolly — 29.12.2009 Мои друзья уже слышали от меня (некоторые и по несколько раз) Сагу о том, как Я Два Раза Забывала Выключить Утюг. Эта история вряд ли имеет общечеловеческий интерес, и я сейчас представляю ее граду и миру только потому, что нахожу ее подходящим предисловием к некоторому размышлению философического и даже несколько мистического характера.По своей любви к замыканию всяческих кругов начну, однако, тоже с общего замечания.
Изучая историю, как священную, так и профанную, наблюдая жизнь и читая великие произведения литературы, мы не раз замечаем, что некоторое важное событие предваряется событием схожим, но относительно менее важным. Встрече Ромео с Джульеттой предшествует его влюбленность в Розалинду, явлению Ревизора - приезд Хлестакова, обвалу семнадцатого года - мятежи пятого и тд. И, вопреки сентенции одного немца, скорее уж первый раз ближе к фарсу, второй же безусловно трагичен. Так вот и у меня было.
Первый случай. Я, будучи еще беззаботной незамужней пташкой, коротаю жизнь в невинных удовольствиях, живя вместе с родителями на ВО, он же Иль-Базиль, на углу Среднего проспекта и Десятой линии. У нас была дружная семья. И вот в один прекрасный вечер мы втроем собрались в Мариинку на "Травиату". А мы с мамой в те далекие годы еще придерживались мнения, что в театр надо "одеваться". (Более того, готовую одежду покупать было западло, надо было шить, в ателье или у "своей портнихи"). Мда. Ну соответственно я надеваю длинную до пят терракотовую юбку, украшенную какими-то хлястиками и пуговичками, и блузку с рюшами, белую в такой же терракотовый горошек. (Юбка цела до сих пор, в шкафу висит, можно бы носить, только она почему-то в талии съежилась сильно). Рюшечки же эти, естественно, надо было сначала отгладить, и делалось это в некоторой спешке, потому что кто же и когда же в таких обстоятельствах не опаздывал и не торопился? Ну вот.
Приходим в театр к самому началу, занимаем места, начинаются божественные звуки, всякие там libiamo ne'lieti calici, и так далее. Впрочем, знатоки питерскую оперу советских времен, кажется, высоко не ценили, Москва все лучшее переманивала - а вот балет наш как-то котировался. Но неважно. В первом же антракте, когда надо встать и прогуляться, я начинаю чувствовать себя полной идиоткой в этой блузке с рюшечками, потому что зал наполнен "иностранками" (тогда я их точнее не определила, но сейчас по разным признакам думаю, что это была выбравшаяся в долгий культпоход по Европам группа домохозяек из американской глубинки) в закатанных до колен джинсах и резиновых сапогах. И вот: до чего в нас советская власть комплекс неполноценности постаралась вбить - и вбила - и ведь не сразу, далеко не сразу мы от него избавились - чем бы им чувствовать себя неловко, потому что явились в нашу прекрасную оперу, в дивно украшенный зал, под историческую люстру в паршивых своих джинсах и сапожишках - нет, они галдели вполне непринужденно, а смущалась я, одетая вполне соответственно месту и времени.
Ладно. Антракт миновал, представление продолжается, баритон укоряет тенора, что он позабыл Прованс родной... Я, кстати как-то читала забавную пародию на рецензию. Не особо искушенный в опере журналист посетил спектакль, где Альфреда с Виолеттой пели народные артисты, а Жермона - недавний выпускник консы. Соответственно, рецензент и писал, что, вот, мол, как в опере показана жестокость молодости: казалось бы, нашли пожилые люди свое тихое счастье, ну и не мешать бы им, долго ли им осталось - нет, бестактный юнец влезает не в свое дело... и тд
И вот под рулады этого баритона я вдруг осознаю, что моя рука не помнит этого необходимого движения - простого жеста, которым вилка выдергивается из розетки. Я лихорадочно вспоминаю: я поспешно доглаживаю рюшечки, мама уже почти готова, папа ворчит, что мы опаздываем, я поспешно одеваюсь... А утюг-то я выключила?
Кое-как досиживаю до антракта, никакого пения уже, понятно, не слышу. Когда зажигается свет, говорю родителям: знаете, она сейчас будет долго и нудно страдать и умирать, я тут последнее действие не люблю, пойду, пожалуй, домой, мне еще к лекции надо подготовиться. (Наглая ложь: отродясь не готовилась ни к каким лекциям). Они с неудовольствием пожимают плечами, я вылетаю из театра, ловлю такси, мчусь домой... Ну да, включен, родимый. К счастью, я никогда не имела дурной привычки некоторых женщин ставить утюг плашмя - ну и ограничитель не полетел, что тоже иногда бывало. Обошлось, в общем...
Второй случай произошел через несколько лет и был гораздо серьезнее.
(Продолжение следует)