Мама Нина на войне

топ 100 блогов radulova27.10.2014 Нина Павловна Петрова, участница Великой Отечественной войны, снайпер, одна из немногих - полный кавалер ордена Славы.

35 — копия

Насколько я могу разглядеть на фото те самые пресловутые "георгиевские" ленточки (Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест), на груди у Нины Павловны два ордена Славы, 3-й и 2-й степени. К ордену Славы 1-й степени ее представили в конце войны, в феврале 1945 года отделение Петровой прикрывало снайперским огнём атакующую пехоту, подавляя огневые точки противника. В наградном листе командир полка помимо прочего отмечал: «Товарищ Петрова участница всех боев полка; несмотря на свой преклонный возраст (52 года), она вынослива, мужественна и отважна, время передышек полка от боев она использует для совершенствования своего искусства снайпера и обучению личного состава полка своему искусству».

Командир малость ошибся - Нине Петровой на тот момент был 51 год. Если задуматься - ну что за возраст по нынешним-то временам? Сандру Буллок, Ингеборгу Дапкунайте, Гулькину из этого ее "Миража", Кортни Кокс из "Друзей" как-то трудно сейчас отнести к людям преклонного возраста. А тогда они считались бы глубоко пожилыми старушками.

 Мама Нина на войне 35

Ну так вот. И до войны самым любимым её видом спорта была пулевая стрельба: за 1-е место на стрелковых соревнованиях в Ленинграде в 1931 году Нина Петрова была награждена именной винтовкой. Затем она успешно закончила городскую школу снайперов, получила 30 грамот и более 40 значков за успехи на состязаниях. Работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в спортивном обществе "Спартак" в Ленинграде - только за 1936 год она выпустила 102 ворошиловских стрелка. В числе первых в городе на Неве ей вручили значок ГТО I-й ступени. "Хороший спортсмен, - учила она потом молодых бойцов, - реагирует на опасность на 2 секунды раньше, чем нетренированный человек. А за 2 секунды можно многое сделать: нырнуть в укрытие, спустить курок, ударить штыком..."

22 июня 1941 года Нина Павловна Петрова смешалась с толпой добровольцев у райвоенкомата. Военкому она заявила:
- Я в совершенстве владею боевой винтовкой и личным оружием. Работала в госпитале, сдала нормы на значок ГТО. Прошу немедленно направить меня на фронт.
- Но ваш возраст...
- И всё-таки я могу быть полезна на фронте.

Худенькая, невысокого роста женщина прошла весь свой военный путь от рядового снайпера до старшины - командира отделения снайперов. Ходила в атаку и в разведку. Учила снайперскому мастерству молодых воинов. "Мама Нина" - так на фронте тепло звали солдаты ее.

В одном из писем к дочери Нина Павловна сообщила: "Как-то пуля немецкого снайпера пробила мне шапку и опалила волосы... В другой раз, сидим мы со старшим лейтенантом артиллерии на крылечке, немец бьёт из орудий, снаряды ложатся далеко за домом. Он говорит: 4-й год воюю и ещё не был даже ранен... Я ему отвечаю: "4-й год и я на войне, тоже не ранена, несмотря на то, что всё время на передовой". Его вызвал командир. Через минуту разорвался вражеский снаряд. Двух человек убило, нескольких - ранило. Старший лейтенант артиллерии ранен в руки и ноги, а меня поцарапало, оглушило, получилась общая контузия, отчего и болит спина. Вот и похвасталась".

Очень тепло о ней говорит в своей книге воспоминаний "Поднятые по тревоге" генерал армии И. И. Федюнинский: "Как - то после боёв под Эльбингом я подписывал представления к правительственным наградам. Внимание привлёк наградной лист, заполненный на снайпера старшину Петрову, которая представлялась к ордену Славы 1-й степени. Вероятно, во всей Советской Армии ещё не было женщины кавалера ордена Славы всех трёх степеней. Но ещё больше поразило меня другое: в наградном листе указывалось, что Петровой 52 года. Я не хотел верить своим глазам. Неужели ей действительно больше 50-ти ? Спрашиваю начальника штаба:
- Может, машинистка допустила опечатку?
- Нет, товарищ командующий, всё правильно: Петрова уже не молодая.
- Ничего себе, не молодая! Она, можно сказать, пожилая! Вызовите её ко мне, надо познакомиться. Воюет - то она лучше иных молодых!

К вечеру Петрова прибыла. Она оказалась худенькой, седой, но ещё крепкой с виду женщиной, с простым, морщинистым, рябоватым лицом. На ней были изрядно засаленные ватные брюки и солдатская гимнастёрка, которую украшали два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны и два ордена Славы. Быстрые уверенные движения Петровой никак не соответствовали её возрасту: чувствовалось, что в молодости она была спортсменкой.
- Это верно, что вы уничтожили больше 100 гитлеровцев ? - спросил я.
Петрова подтвердила: да, на её счету 107 фашистов. Кроме того, она обучила снайперскому делу около 480 солдат.
- А как вы попали в армию ? Как стали снайпером?
Вначале Петрова заметно смущалась, но потом разговорилась.
- На фронт пошла добровольно. Не хотели брать, но я настояла, - рассказывала Нина Павловна. - Я работала перед войной инструктором Осоавиахима в Ленинграде, была капитаном женской хоккейной команды, участвовала в 3-километровых заплывах, увлекалась лыжами, стрельбой, баскетболом... Знаете, товарищ генерал, если бы мне кто раньше сказал, что я в мои годы смогу так много ходить пешком с полной выкладкой, я бы не поверила! Посчитала бы за шутку! Но вот, оказывается, хожу и ничего. Здоровье у меня крепкое. Иной раз по нескольку дней приходится лежать в болоте, в грязи. И не болею. Вообще никогда не простужалась.

Я предложил Петровой пообедать у меня. За столом беседа продолжалась. От рюмки водки Нина Павловна отказалась:
- Не пью...
- Солдаты вас не обижают?
- Что вы, товарищ генерал! Они меня мамашей зовут, относятся с уважением. - Петрова усмехнулась и добавила: - Сказать откровенно, меня сам ротный немного побаивается. Молод он ещё, в сыновья мне годится, ему всего 23 года.
- Нина Павловна, я прикажу, чтобы вам выдали новое обмундирование. И пусть подгонят его в здешней мастерской военторга.
- Зачем ? - Петрова равнодушно пожала плечами. - Щеголять я стара, а ползать по передовой мне и в этих брюках удобно. Привыкла к ним. Вот новую винтовку я бы не возражала получить. У моей нарезы в канале ствола поистёрлись.

Нине Павловне выдали снайперскую винтовку с оптическим прицелом. На прикладе укрепили золочёную пластинку с надписью "Старшине Н. П. Петровой от командующего армией". Кроме того, я наградил отважную патриотку часами... И уже в боях за электростанцию в Данциге новой винтовкой снайпер Петрова заставила умолкнуть несколько вражеских пулемётных расчётов. Приходилось ей и в атаки ходить".

Сама Нина Павловна после этой встречи написала дочери: "Милая моя, 14-го числа я была на приёме у своего очень большого начальника. Ты его знаешь. Принял он меня замечательно, 3 часа беседовал со мной по поводу моей работы. Вместе пообедали. Он подарил мне наручные часы и снайперскую винтовку. На ней пластинка с надписью: "Старшине Н. П. Петровой от командующего армией". Домой приехала довольная, мне захотелось воевать ещё лучше. И вот вчера я подняла солдат в атаку. Они меня все уважают и поднялись как один, пошли в наступление. И немец не выдержал, решил, видно, что него целый полк наступает, сорвался с сопки и бежать, а почва сейчас вязкая, ног не вытащить. Тут уж мы их здорово били".

И все-таки ей так и не исполнилось 52. День рождения у Нины Петровой - 27 июля. Она не дожила до дня рождения, погибла 1 мая, за несколько дней до Победы. И свой Орден Славы 1-й степени так и не успела увидеть.

А за несколько дней до гибели отправила еще одно письмо дочери в Ленинград: "Устала я воевать, детка, - ведь уже 4-й год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку..."

Сохранилось письмо Александра Шведова - однополчанина Нины Павловны Петровой. В июне 1945 года он писал её дочери: "Своей матерью вы можете гордиться... Мы с ней прошли от стен Ленинграда до центральной Германии... Она своим поведением вызывала всеобщее восхищение, её всегда видели впереди, она для меня и для всех была нашей боевой матерью... На днях ей должны были вручить орден Славы 1-й степени. Погибла наша Нина Павловна при выполнении боевого задания. Похоронена под городом Штеттином. Родина не забудет свою славную дочь".

Оставить комментарий

Anya Kuzmina 12.05.2019 15:22
супер
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Отто фон Бисмарк, наше, всё, как говорится, во время Крымской войны. 7 апреля 1854 года: "Вы действительно верите, что Австрия начнет войну с Россией не на жизнь, а на смерть? Что вступит в войну либо в одиночку, или примет 200 тысяч французов себе на голову? " 27 апреля 1855 года: ...
Очнувшись в воскресенье после полудня, я ощутил себя лежащим на диване после тяжелого похмельного сна. Два дня беспробудного пьянства по случаю Масленицы основательно подточили мои силы. Я с трудом поднялся и шатаясь направился в ванную комнату. Умываясь, я вспоминал, что было накануне: ...
Один, и тот же двор во Фрязино, между домами 17, 19 и 21 по улице Нахимова. Март 2012 года: И декабрь 2016: Как видно, пропали стоявшие во дворе турники, лазилки, карусель и качели. Стояли они тут более сорока лет, я их помню столько же, сколько себя самого. На них несколько ...
Ученым с помощью телескопа "Хаббл" удалось получить снимок светового эха от взрыва одной из ближайших к земле сверхновой звезды SN 2014J, которая располагается в галактике М82 на расстоянии 12 млн.световых лет Изображения на темном фоне представляют собой снимки распространения ...