"Мальчик с яблоком" из фильма "Гранд-Отель Будапешт": все секреты картины

топ 100 блогов shakko_kitsune24.02.2018 Как создавался портрет из популярного фильма Уэса Андерсона, кто для него позировал (наш современник), кто его написал, и что, собственно, послужило для картины протототипом. А также какие в нем ошибки с точки зрения искусства, и про то, что великие творцы действительно сами не ведают, что творят -- а получается при этом круто.

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины 2434111_original.jpg



Оригинал записи у Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины rikki_t_tavi (с пропусками)

Сюжет, если вы помните, построен вокруг картины художника северного Возрождения Йоханнеса Ван Хойтла Младшего "Мальчик с яблоком". Она по сюжету совершенно бесценна, поэтому за нею гоняются все, кто участвует в сюжете.

Удивительно, когда я стала пересматривать фильм во второй раз, я увидела, что этот шедевр висит себе спокойно в "советской" гостинице, за спиной у портье - то есть за годы, прошедшие в фильме,  страсти успокоились, и никто его не замечает.

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины 2432378_original.jpg

Ван Хойтл на самом деле выдуман автором фильма, а картина написана специально для фильма известным английским живописцем Майклом Тейлором (Michael Tailor).

Андерсон обратился к нему еще до съемок и описал идею. Когда Тейлор согласился, Андерсон прислал ему сценарий и засыпал его разными картинками. Там было множество изображений замков, старых восточно-европейских отелей, обсерваторий в Альпах - чтобы художник представли атмосферу фильма. Для самого портрета режиссер прислал ему портреты мальчиков и молодых людей самых разных художников - Бронзино, Дюрера,Гольбейна, Кранаха, голландцев семнадцатого века, даже некоторые Тюдоровские портреты. Художник был сбит с толку, но постепенно до него дошло - ему не нужно будет написать копию существующей картины, нужно создать что-то, что есть сейчас в голове у режиссера, а на каждой из присланных картинок есть какая-то деталь, что-то похожее, что нужно принести в задуманный портрет.

Позировал для портрета настоящий мальчик, молодой танцовщик Эд Мунро. Агент Андерсона объявил в их студии, что для натурщика ищут молодого человека, блондина с балетной фигурой. Эд послал свои фото и на следующий день ему объявили, что он выбран режиссером.

Художник с режиссером обсуждали в деталях, что это будет за портрет, предлагали цвет, обстановку. Тейлор вскоре понял, что портрет должен выглядеть как настоящий, но при этом как будто из слегка параллельной вселенной.

В это время Эд примерял множество костюмов - разных воротников, штанов, плащей, камзолов, гульфиков. Один из них носила Кейт Бланшет в "Елизавете". Все пятьдесят вариантов подробно фотографировались и отсылались режиссеру. Наконец по фото Андерсен отобрал тот костюм, что его устраивал.

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины 2432656_original.jpg

Эд приехал из Лондона и поселился в доме художника. Каждый день они отправлялись в старинное поместье времен короля Якова неподалеку от дома художника. Сейчас там расположена школа для девочек (Hanford School). Стояло лето, все были на каникулах и старинный двор, арочные коридоры, спальни, огромные кухни и сад - все было пусто и призрачно. Только лошади в конюшнях составляли им компанию. Каждый день они работали в каменном дворе на фоне многовековой стены.

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Эд жаловался, что ему было запрещенно смотреть в телефон, жевать жвачку, и что рука затекала от сложного выгнутого положения пальцев, которое он должен был поддерживать. Балетная выучка, я думаю, помогала. Тейлор для атмосферы ставил им елизаветинскую музыку.

Так почти прошло лето, Андерсон готовился к началу съемок. Все начала работы над портретом художник был предоставлен сам себе, но теперь начались постоянные переговоры между ним и режиссером - летали туда и сюда фото, Андерсен просил добавить туда слова, сюда клочок бумаги на стену.

Когда портрет был закончен, Андерсон прислал описание рамы, которую он бы хотел, и Тейлор пошел к своему мастеру и тот сделал нужное - позолоченную, выглядящую старинной раму из дерева, погрызенного древоточцами.

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины 2433721_original.jpg

После чего художник упаковал портрет в специальный ящик, наклеил на крышку инструкцию по обращению с картиной и отослал Андерсону. Больше он портрета не видел до премьеры фильма и не знает, где он сейчас находится. Вся работа над портретом от начала до конца заняла четыре месяца.

И художника и мальчика с родителями пригласили на премьеру в Париж - обоим фильм очень понравился. Эд сходу посмотрел его четыре раза.

Автопортрет настоящего автора картины -- Майкла Тэйлора. Он кстати известный современный художник, лауреат множества премий и т.д.


Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

На сайте Тейлора можно посмотреть больше работ, они все такие - детальные и странные! При взгляде на них понятно, чем художник так понравился режиссеру, какими странностями.

***

Shakko:
а теперь я вам расскажу, на какие реальные ориентиры из истории искусства ориентировались при создании этого реквизита, есть ли в нем хронологические ошибки, и сколько он стоил бы деньгами.

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины 2433939_original.jpg
Это очень хороший портрет в фильме, просто великолепный. Пожалуй, на данный момент лучшее, что мне попалось по качеству. Тут даже есть своя фишка -- не рабское следование стилистике, а немного увеличенная голова мальчика, фирменная примета стиля Тейлора, указывающая для внимательного зрителя, что это все-таки произведение современного искусства, а не старинная.

Картина очень хорошо стилизована под манеру старых мастеров. Но недостаток у нее есть: дата.
На картине слева вверху написано латинскими цифрами "ANNO D MDCXXVII", а слева внизу, над подписью "автора", уже арабскими то же самое -- "1627". Такой повтор в принципе сам по себе страннен, не делали такое в двух вариантах, ну да ладно. (Текст слева  на уровне глаз "Unicus filius ducati undecimi" -- что-то типа "единственный сын одиннадцатого герцога", тоже странно).

Так вот, проблема с датой. Судя по стилистике портрета, он явно относится к более ранней эпохе.В 1620-е уже в полную силу барокко, все намного виртуознее, работают Рубенс, Веласкес, Ван Дейк и другие великие портретисты. Все намного легче, раскованней и виртуознее.

Симон Вуэ. "Автопортрет" 1627.
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

А "Мальчик с яблоками" по манере явно подражает (и очень узнаваемо!) стилистике 16 века, причем конкретным регионам -- не Италии, а Северному Возрождению (Нидерландам, Германии).

Ближайшие ориентиры, следите за датами создания картин:

Георг Пенц (1500—1550), Германия

"Портрет молодого человека", 1544.
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Портретам Северного Возрождения свойственна некая холодность, отстраненность, по которой они узнаются. Но при этом -- невероятная тщательность ко всем деталям костюма и интерьера.

Еще у моделей этих портретов обычно есть надменность во взгляде, они смотрят на тебя немного свысока (в отличие от 17 века, где люди глядят на тебя в принципе на равных). Даже в движениях пальцев иногда эту надменность удается ощутить.

"Портрет мужчины", 1540-е
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Ганс Эворт (ок. 1520—1574), нидерландский художник, работал в Англии

Поза у моделей чуть-чуть напряженная, как будто они не могут забыть, что сидят для позирования. В следующем веке художники научились рисовать портретируемых так, что те просто сидят.
Еще в наличии чрезвычайная любовь к выписыванию в подробностях мехов, узоров тканей. Это любование богачеством, при котором антураж становится также важен для художника, как лицо, и он его тщательно выписывает, не пряча в светотень.

"Портрет леди Дакр", 1558-1558
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Германн Том Ринг (1521 – 1596), германский художник

Надписи, а часто и гербы, играют в таких портретах важную композиционную роль. Они не только сообщают информацию о модели, но и явственно корреспондируют с остальными деталями картины.

Портреты неизвестных 1560, 1547, 1554 годов

Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

У более виртуозных художников все это получалось естественней, но таких мастеров было мало. И наша картина подражает не этому верхнему уровню, однозначно.

Ганс Гольбейн, "Georg Giese", 1532
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Ставлю еще вам этот реквизит, чтобы вы видели, что "датировать" его на самом деле надо не 1627 годом, а примерно 1540-1560-ми годами. Будь это реальная картина, справедливо было бы предположить, что надпись была нанесена позже с какими-то загадочными, например, корыстными целями -- приписать ее другому автору и тем повысить ее цену.

Johannes van Hoytl. Boy with apple. 1627
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины 2433939_original.jpg

Кстати, жест пальчиками с этой картины нашли в "Автопортрете" Дюрера 1493 года.
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Сам художник рассказывал в интервью:
«Для вдохновения Уэс набросился на меня с изумительным выбором картин Бронзино, голландских живописцев 17-го века, Дюрера, самых разных полотен, даже некоторых тюдоровских портретов. Сначала я ощутил это ужасно запутанным, пока не понял, что в каждом изображении содержится какой-то необходимый элемент, который нужно было обработать в картине. Он ясно знал, чего хочет; просто не было ничего подобного. Это был непреодолимый вызов». Еще из другого: "...Бронзино, некоторые произведения немецкого ренессанса, Дюрер, Лукас Кранах и один или два Гольбейна. Я думаю, там были и некоторые Брейгели".
Режиссер же говорит: "Йоханнес ван Хойтль, вероятно, должен был быть смесью Ханса Гольбейна Младшего и Лукаса Кранаха Старшего, но Мальчик с Яблоком выглядел немного похожим на итальянскую ренессансную живопись, я полагаю".
Так что получается, что он, как истинный творец, сам не понимает, что сделал :)

Вот Бронзино, 1550-е годы, для сравнения. Некая общая надменность есть, но не более того
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

***

В этой эпохе был создан и настоящий портрет с яблоком, достаточно необычный. Он, кстати, более "расслабленный" по стилистике, чем примеры у меня выше.
Ну и вообще не очень типичный для портрета. Почему тут яблоки -- совершенно непонятно.

Crispin van den Broeck (1523 – c. 1591). "Два молодых человека"
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

Портреты с яблоками в руках вообще встречаются достаточно редко -- не очень хорошая библейская символика у этого плода. Вот самый знаменитый -- тоже Возрождение, только на этот раз итальянское. (И тут отстраненность и некую надменность тоже видите?)

В этом изображении неизвестного человека подозревают герцога Франческо Мария делла Ровере. И яблоко тут, в таком случае, не случайно -- это не просто фрукт, а золотое яблоко из античной мифологии, которое Парис отдал на суде прекраснейшей из богинь. Подозревают, что если это Франческо, то тут он с яблоком, потому что именно в год создании картины, предыдущий герцог урбинский, не бывший ему отцом, выбрал его среди своей родни и назначил наследником герцогства. Поскольку на нашем реквизите тоже есть какие-то слова про герцогов, возможно, какую-то похожую легенду Тейлор в голове у себя придумал.

Рафаэль. "Портрет молодого человека с яблоком". 1505
Мальчик с яблоком из фильма Гранд-Отель Будапешт: все секреты картины

А теперь про деньги: все это беганье в фильме "Гранд Отель Будапешт" c точки зрения рынка живописи неправдоподобно. Портреты Северного Возрождения и тогда миллионов не стоили (другое дело, если б это был Рафаэль). Из той когорты  мастеров сильно разбогатеть можно было, пожалуй, только на более раннем Гольбейне или Дюрере -- а в том ареале, к которому относит нас стилистика картины, "брендированных" художников не было, и цены на них были вполне умеренные (да что северяне, помните историю с находкой "Спасителя мира" Леонардо? В 1958 году он как работа Больтраффио 45 фунтов стоил всего). Со временем, в течении ХХ века, ситуация изменилась, этих старых мастеров распробовали. Например, один Пенц в 2010 году ушел за 5 млн. фунтов, но это вообще редкий рекорд. Так их до сих пор можно купить за 10-100 тысяч фунтов максимум.

Так что сцена, где в итоге портрет находит свое место в лобби отеля на первом этаже -- весьма даже правдоподобная.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну и немного наброшу: "Телекомментатор Геннадий Орлов рассказал о своем отношении к нападающему «Зенита» Александру Кержакову. – Пару раз Кержаков меня серьезно подвел. Однажды и вовсе страшно. Договорился с ним об участии в передаче «Опять о футболе». Вся передача была на Кержакове пос ...
Участников шестисторонних переговоров по северокорейскому ядерному вопросу однозначно сошлись в осуждении запуска спутника КНДР. Приглашение инспекторов МАГАТЭ посетить КНДР не снимает с Пхеньяна ответственность за нарушение резолюции ...
Для анонсов Мамагаза в выходные мы фотографировали детей, для чего арендавали профессиональную фотостудию на несколько часов. Место рекомендую, снимаем там уже не в первый раз: StudioRentals , м. Павелецкая. Время аренды студии расчитывать нужно ...
Речь не пойдет о мамашках-кукушках, которые непонятно зачем выносили эту беременность, родили милое чудо и оставили его в роддоме. Речь о папашках... О не-мужах, не-любовниках, а о непонятных папашках, которых не учили предохраняться ну или сдерживаться как-то что ли. А еще точнее, о ...
20 января 2021 года министр обороны Перу Нурия Эспарх Фернандес (Nuria Esparch Fernandez) подписала постановление о внесении изменений в оборонный бюджет страны на 2021 год. Речь идет о выделении дополнительных финансовых средств в размере 35 млн долларов США на приобретение двух ...