Люди: притяжение и отталкивание
drevniy_daos — 06.04.2011 Современные «цивилизованные» люди
(включая нас с вами) живут неправильно. При этом сами-то они
такие же, как и далекие предки, у них те же потребности и коренные
желания. Возникает диссонанс, который каждый пытается по-своему
преодолеть. Одно из проявлений – внутреннее неприятие
господствующего индивидуализма (отчужденности от других). Вот об
этом я и хочу поговорить. С одной стороны, человек стремится к
независимости, обособленности, самостоятельности в принятии
решений, даже уединённости. На отношения это влияет напрямую:
как с родственниками и друзьями, так и с «любимым» противоположного
пола человек начинает встречаться эпизодически вместо совместной
жизни и постоянного взаимодействия. Я имею в виду не только семью,
но и соседские отношения, любой тесный повседневный контакт.
Постоянной становится работа и взаимодействие по службе, но и
его стремятся свести к минимуму, поскорее покинуть место работы. В
любом случае, сотрудники не могут считаться близкими людьми, и
общение с ними не заполняет возникшей пустоты, чувства оторванности
и отчужденности. С другой стороны, человек стремится к объединению
с теми, кто ему дорог – к образованию семьи, к проведению
максимального большего времени с друзьями и родными, к общению со
своими детьми в случае развода. Человек хочет – неосознанно –
образовать свой круг тех, с кем ему приятно общаться, и пребывать в
этом кругу постоянно. Эти два стремления я обозначу
как отталкивание и притяжение.
Что же происходит
в отношениях между мужчиной и женщиной? Потребность в
супружестве всё больше пропадает. Если двое любят друг друга – им
не нужно формальное свидетельство. Когда-то это не
было просто формальностью, а признанием
обществом семейного союза. Обществом в узком, прямом смысле
слова – локальным сообществом, общиной. Семья – это дело не только
двоих, затрагивает интересы всего сообщества. В
современных городах всё иначе, потому что настоящего общества нет.
Человек общается с другими через посредство Системы, а не образует
с ними единого общества. Никому нет дела, кто с кем живет. Сами
формы проживания до неузнаваемости изменились. К примеру,
повсеместно практикуется аренда комнат. Мужчина может
оказаться в одной квартире с совершенно чужой женщиной, их ничто не
будет объединять кроме места проживания. О соседях за стенкой можно
и не говорить - они почти так же изолированы, как если бы жили в
другом городе или на луне. Что же остается от стремления к
образованию семьи? Очень мало, особенно когда у обоих потенциальных
супругов есть жилплощадь и достаток (заработок). Зачем объединяться
двум независимым людям? Пусть даже совместное хозяйство несколько
выгоднее, в наше время человек слишком ценит свою свободу и
неохотно с ней расстается. Инстинктивное стремление быть ближе к
любимому сохраняется, но его становится недостаточно для
решительного шага. И прежде всего потому, что большинство из нас не
уверено в своём выборе «партнера».
Стремление к
независимости, получившее поддержку воли и ставшее сознательным
жизненным принципом, не только игнорирует стремление к сближению,
но и угашает последнее, подавляет его. Проще говоря, человек
постепенно теряет саму способность любить, саму потребность в
другом. Не потребность в разговоре, сексе и общении, а потребность
в ощущении человека рядом. Постоянное заменяется эпизодическим,
жена – «любовницей» (или муж – «любовником», бойфрендом). Я не хочу
сказать, что чувство к такому «партнеру» ненастоящее, просто оно
неполноценное. Масла в огонь подливает чисто финансовая сторона
дела: вырастить ребенка требует очень серьёзных денег и
усилий, прежде всего от мужчины. Женщинам супружество нужнее,
поскольку у них есть материнский инстинкт, а чтобы получить защиту
и помощь, нужно иметь «постоянного» мужчину. Брак дает если не
гарантию, то какую-то видимость надежности. Падение рождаемости
настолько же связано с изменением культуры и подорожанием жизни,
насколько и с кризисом семьи. Когда брак стал непрочным, появляется
боязнь рожать детей и в браке, ведь с распадом брака такая женщина
оказывается в сложном положении, особенно если у неё больше одного
ребенка. Меня беспокоит не общая демографическая тенденция падения
рождаемости, с этой стороны я даже рад, что рождается меньше детей
– это может остановить перенаселение. Но ненормальность самого
процесса потери у массы населения желания иметь детей это нисколько
не отменяет.
Вы, наверное, заметили, что
мной было сделано одно неявное, но существенное допущение. Если
двое любят друг друга. Но всё чаще парень и девушка не уверены в
своих чувствах, находятся в постоянном поиске. «Рациональный» выбор
пары господствующая общественная (скрытая) идеология представляет
как великое завоевание. Раньше любви якобы не было, замуж
выдавали и женили родители, принудительно, и вообще супружество
было сферой насилия над личностью. Литературные памятники полностью
опровергают заявления, что любовь в современном понимании – позднее
явление. И от согласия/несогласия девушки зачастую зависело,
вступит ли она в брак. Это видно по легендам и сказкам, романам и
стихам. Отец как-бы отбирал кандидатов, подбирал подходящую пару.
Он вполне мог учитывать интересы дочки, и советоваться с ней, если
он не враг своему ребенку. Считать, что все родители были черствыми
и даже жестокими – нет основания. Тут есть интересный нюанс –
когда мужчина общается с девушкой напрямую, то ему не так трудно
обмануть её, вплоть до совершения брачной афёры. Родители
- люди опытные, они ограждают дочь или сына от обмана.
Зачастую же родительское благословение лишь закрепляло намечающийся
от взаимной любви союз. Всё сказанное не означает, что я считаю
такой порядок наилучшим. Просто современная свобода в выборе пары и
в отношениях имеет свои слабые стороны.
С юности каждая девушка и
каждый парень стремится к любви. Но постоянно сталкиваются с
равнодушием, обманом, лукавством, соперничеством. В делах любви
никогда не бывает всё просто. Когда общество было замкнутым,
небольшим, выбирать супруга было проще. В ситуации, когда вокруг
бесчисленное количество лиц противоположного пола, выбор
превращается в какую-то лотерею, а образ избранника - в набор
качеств. Остановишься на одной девушке, а завтра встретишь другую,
в десять раз лучше. Это ожидание и даже надежда на «выигрыш»
заставляет быть невнимательными к тем, кто рядом с тобой сейчас,
причинять им боль. Пикаперство – скольжение по жизни, возведенное в
принцип. По сути, это своеобразные «смотрины» девушек,
предпринимаемые ненамеренно. В итоге человек утрачивает способность
любить, и женится он или нет – уже не имеет особого значения. Брак
вовсе не означает взаимную любовь и счастья обоих супругов до конца
жизни. Не будем брать такие крайние случаи, но поиск любимого
путем проб и ошибок ведется почти каждым из нас. И хуже всего то,
что окончание поиска не означает, что мы остановились на лучшем
варианте и удовлетворены им.
На самом деле, само понятие
«лучший вариант» ущербно. Конечно, мы сравниваем «претендентов» на
наше сердце, но не можем их как следует узнать, не начав с ними
жить. Наверно потому так привлекательны в плане любви
давнишние друзья и подруги: от них не будет неприятных сюрпризов.
Главная проблема на самом деле вовсе не в том, что мы не можем
выбрать лучшего из-за недостаточного знания и нехватки опыта.
Главная проблема в том, что сам «рациональный выбор» 1) чаще всего
не дает ожидаемых результатов, 2) ведет к утрате умения любить.
Любовь – не рациональное чувство, и возникает не на основе
рациональных решений. Рациональность должна останавливать человека,
когда его любовь может быть опасна для него и для
других. Здесь разум выступает в роли того самого отца, который
выдает замуж и женит, не спрашивая согласия. Причем отца не
любящего – ему безразличны чувства. Разве это лучшая замена старого
порядка? Любовь не освобождена, она ещё сильнее подчинена разуму и
расчету. Человек не понимает, что он не может в принципе
учесть все факторы и сделать наилучший выбор. Те качества, которые
он считает лучшими, могут оказаться не лучшими (к примеру, излишняя
«самостоятельность» и «уверенность в себе» может обернуться
равнодушием и стервозностью). У «положительного» качества могут
быть неприятные следствия и побочные эффекты. Мягкость и
доверчивость тоже порождают проблемы. И ко всему этому, никто не
может просчитать, как другой изменится и как изменится его
поведение.
Итак, выбор – это своеобразная
игра, и чем больше человек в неё вовлечен, тем больше он ценит свою
независимость и тем меньше «подпускает» к себе, даже если заводит
любовные отношения. Поиск может не закончиться и со свадьбой,
угрожая союзу разрывом. Источник этих поисков и метаний отчасти
связан с естественными желаниями найти близкого человека, отчасти –
с искусственно раздутыми запросами и потребительским отношением к
людям. Мы сами себя загоняем в ситуацию, когда притяжение и
отталкивание становятся примерно одинаковой силы и разрывают нас на
части, приводя в постоянный внутренний разлад. В поисках исцеления
человек может принять опрометчивое решение, которое будет следовать
одной или другой внутренней тенденции: оттолкнуть любимого, с
которым мог бы быть счастлив, выбрать союз с нелюбимым, чтобы не
остаться одному, пребывая в вечных поисках.
Я разобрал тему
притяжения и отталкивания только в одной области, но она имеет
место и в других. К примеру, у родителей это сказывается либо в
стремлении чрезмерно опекать уже выросших детей, или в полном их
отторжении (типа – уже взрослый, должен сам о себе заботиться). На
мой взгляд, эта проблема не получила достаточного освещения в
литературе, а для каждого человека она представляет не
теоретический, жизненный интерес. Возможно, я где-то сгустил
краски, но надеюсь, что в целом изобразил проблему достоверно и
понятно.
|
</> |