Любителям покопаться на чердаке
ochendaje — 06.02.2013 В первой половине января довелось побывать у замечательного мастера из Псковской области, знакомого многим из вас по жж. Пост получился большой и готовился долго.И вот наконец, результат!
Навигация по этому посту:
История
Я любитель потертых джинс, ботинок, вещей потрепанных временем. Меня, как и многих, привлекают старые вещи с чердаков. В детстве мы наслаждались среди этой рухляди, ну может быть не все, а кому повезло. А уж мечтали, поди, об этом все. К сожалению, времена эти прошли. И наше поколение не оставит после себя чемоданов, в которых копались бы потомки, находясь в плену у своих фантазий. Потому и хочется окружить себя старыми штуками, наполненными временем. Оттого и желание сделать вещи, будто найденные на чердаках нашего детства.
Марино (с ударением на И) Штефан Миронов, больше известный в жж, как manoletto родился в городе Карл-Маркс-Штадт в ГДР (нынешнее название Хемниц) в 1957-м году. Потом, после развода родителей, переехал с матерью в Ленинград. По семейной традиции поступил в Горный институт на геолога, но оттуда перешел в советскую армию, в связи с отсутствием интереса к выбранной специальности.
В лихие 90-е, Марино принимает решение уехать со своей семьей из Петербурга, в любимые Пушкинские горы, а квартиру на Васильевском острове сдать в аренду. Поскольку вопрос обеспечения быта, в результате этой рокировки стал не столь насущным, у Марино появилась возможность заняться тем, чем хотелось всегда.
А хотелось попробоовать себя в декоративно-прикладном искусстве, слово "хэндмейд" тогда не пользовалось популярностью. Если в Питере, Марино пробовал свои творческие силы в живописи, то с переездом открылись новые разнообразные горизонты: предметы интерьера, дерево, ковка, но победу одержала керамика.
Большое влияние на творчество оказала совместная работа с художником Борисом Чернявским, который на тот момент увлеченно работал с кожей. Так совместились два таких разных, невероятно теплых материала, как кожа и глина. Фотографии, к сожалению, совсем не передают тех ощущений, которые вызывают эти уютные работы.
Если бы не керамика и кожа, я бы попробовал себя в лэмпворке. У Терри Прэтчетта есть замечательные слова о мастерской волшебника, что-то вроде: здесь все походило на плоды трудов стеклодува, страдающего икотой. Эта метафора мне очень нравится, она многое отражает.
Жизнь
Сейчас Марино - член Союза Художников, живет в небольшом старинном бревенчатом доме, на отшибе деревеньки, о которой ничего не знает гугл, в Псковской области. Его блог читает больше тысячи человек, а его работы заказывают покупатели со всего мира.
Работает Марино, в основном, под заказ . Часто люди обращаются с необычными просьбами, чаще всего это и интересно – решать новую идею, создавать самому себе нечто незнакомое.
Вот это моя палитра, пробнички. У меня все по номерам. Номера на баночках соответствуют номерам на пластинках. Это, так сказать, алтарь керамиста.
Это очень большая разница, гончарка, литье и формовка. Я не гончарю. Во-первых, с кругом у мастера уходит достаточно много времени на каждое изделие. А во-вторых, это изделие будет очень простым. А если хочется сделать что-то сложнее, с рельефом, например, с какими-то штучками? Предпочитаю отливку.
От всех возможных напастей, включая покой, Марино сторожат дружелюбнейшая овчарка Тоська и три разнохараткерных представителя кошачьих. Небольшой зоопарк ежедневно поставляет положительные эмоции и позитивный контент для блога хозяина.
Тоська это производная от имени Тофсла, из Муми-Троллей. Она моей же породы, немецкая. Сторожит меня, но больше на визуальном уровне, покарябать никого никогда не пыталась. Но полаять - это на здоровье.
Любимые режиссеры - Джармуш и Бертоллучи, любимая музыка - Led Zeppelyn, а вообще у меня 500 гигов аудиокниг, здорово - включаешь и можно работать, лучше всего - Сервантес.
Потому что можно сходить за дровами, по дому что-то сделать, Тоську выгулять. Приходишь домой - а там, все еще на том же месте. Ничего не произошло.
ЖЖ
Не могу сказать, что не хватает заказов. Но прокачивать иногда надо. У меня есть инструмент - ЖЖ, и если что я могу какой-то форсаж устроить. Вот с оберегами "Конь Одина", например. Совсем недавно повесил пост с описанием, ценой, условиями доставки. Я знаю, что многим эти лошадки нравятся, но они ж забывают об этом, я напомнил просто. И раскупили, один товарищ из Нижневартовска аж 20 штук сразу купил.
Ник в жж появился случайно. Один мой друг, когда-то давно когда мы познакомились, обратил внимание на мое имя, Марино. Он крутил-крутил это слово, потом раз, и прозвал мена Маноло. Ну а где Маноло, там уже и Манолетто. Это ничего не значит. Моих детей он называл Манольтиссимо.
А еще liveinternet есть. Там, как будто пауки сидят, тянут все к себе и молчат. Все в шкатулку.:)
Есть какой-то сайт дауншифтеров. Они меня как-то вычислили и прописали. А я не стал особо спорить. Зачем? Бывает, приходят научные сотрудники, которые бросили все и уехали в деревню, кур с коровами разводить, и спрашивают - как вам все это удалось. А я говорю, ребят, я не знаю. Это дао.:) А если серьезно, я не думаю, что это дауншифтинг. Никакого ухудшения моего быта не произошло, все стало только лучше.
Бываю в Москве и Питере периодически с мастер-классами. Здорово, что там меня знает достаточно много любителей рукоделия и с участниками проблем не возникает. Мастер-класс обычно длится 2-3 часа.
За 3 часа с учениками можно сделать бутылку. К каждой бутылке, обычно, уже готова керамика. Интенсивно, конечно, приходится работать. Кто-то просто повторяет мои действия, а кто-то сразу подключает свои творческие способности.
Ничего специфического мне для вдохновения не нужно. Мне просто нравится все это делать.
Дали
Стеклянные бутыли с керамическими фрагментами. Обтянуты мятой кожей.
Я перестал понимать, а жена его, в музеях ему глаза закрывает? Заказчица отказалась, а я решил - ну и хер с ней.
Так что есть такой момент, лучше точно знать чего хотят заказчики. С обсуждением, с эскизами. У меня и в магазинчике так написано - хочу сделать Вашу вещь, рассчитанную на вас и ваш вкус.
Нганасаны
И вот тут был самый интересный момент. Я начал погружаться в тему. Я довольно быстро стал разбираться, где информация в сети ложная, где она правдивая. В википедии, как правило, все неправда, но в тоже время она отлично годится как упор для первого толчка. Потом выкопал, ах, какие замечательные лица я там нашел. Они действительно очень странные люди. Эти 700 человек умудрились сохранить свою народность, берегут свой язык. У них свои особенные узоры, отличающиеся от соседних каких-нибудь племен, свои ходы, свои бубны. Это все пошло в дело и все вошло в работу над бутылкой. Наверное, один из лучших моих заказов.
Могу показать свою смешную подборку инструментов. Но без объяснений не очень понятно, наверное. Вот специальный инструмент для бутылки про нганасанов, был сделан из линейки.
Тоська тогда самовольно задавила хорька, а я его использовал в качестве меха северного оленя. Вонял перед смертью страшно, я тогда понял, что да, недаром их так зовут.
Муми-тролли
Сам процесс выглядит так: сначала из гипса же делается мастер-модель. Чтобы гипс к гипсу не прилипал, наносится разделительная смазка. Получается форма.
Отсюда вынута вот та штука. Это гипс. Их складывается две половинки. Резинкой затягивается, потом сюда заливается жидкая глина. Гипс начинает впитывать влагу и здесь нарастает тонкий слой глины уже уплотненный. Потом лишнее, минут через 20-30 выливаешь. А на стенках это все налипшее остается.
Глина садится процентов на 8-10. Собственно, эта технология, наверное, девять десятых всей существующей в мире керамики. Ничего более подходящего, чем гипс, человечество не придумало.
Шкатулки
Один из лучших заказов на всю жизнь запомню - одна израильтянка. У нее дома была коллекция ножиков их рода. То есть, из поколения в поколение у мужчин в семье, у каждого есть ножик. Это еще с России началось, до их эмиграции. И вот она мне сказала, а сделайте мне шкатулку, чтоб в ней были ложементы, чтоб все эти ножики хранить. Ножики простенькие, но каждый своей формы. Она мне прислала фотографии ножиков с линеечкой рядом. Я перефотошопил, сделал точные их контуры, чтоб они туда вкладывались. Все подошло, заказчица была счастлива. Много работы, а мне приятно. Сама шкатулка из фанеры.
Конь Одина
Это тот самый оберег, конь Одина. Конь очень почитался у древних и считалось, что изображения его приносят благополучие в дом. Есть предположения, что изображения были импортированы на нашу территорию варягами, видящими в этом коне - восьминого коня Одина - Слейпнира. Для тех, кто не в теме - коняшки сделаны по мотивам археологических находок. Шумящая подвеска, так именуют их археологи.
У меня пока точного мнения нет, коплю статистику, но я даже у интернета уже спрашивал, откуда пошла вся эта раннеславянская хрень, то что Задорное так активно распространяет, например. У меня друзья археологи - спецы по северо-западу, абсолютно точно говорят - там где начинаются славяне, там все заканчивается. То есть 6-й, 7-й век и все. Никаких упоминаний. Откуда все это взялось? Кто выдумал?
Если честно, из изделий мне интереснее заниматься тем, что делается один раз и единственный. Потому что, как с этими лошадками Одина. Вот гипсовые формочки от них. Хоть они меня и греют, но когда начинается штамп, это уже перестает быть творчеством.
Винный погребок
А потом появилась одна московская девушка, которая занимается дорогими подарками. И вот она уже вышла на меня и пишет: а можно мне вот таких две штуки сделать? В процессе работы подготовил мастер-класс для жж. Кажется, даже до топа добрался.