рейтинг блогов

Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР

топ 100 блогов visualhistory24.03.2013Игры В СССР были не самые плохие игрушки, но среди их немалого ассортимента был настоящий шедевр - железная дорога ГДРовской фирмы PIKO. Среди игрушек она вообще занимала исключительное место. Во-первых, она была больше для взрослых, чем для детей ввиду своей дороговизны и хрупкости. Во-вторых, это была не одна игрушка, а целый игрушечный мир, который можно было конструировать самому из бесконечного множества элементов: подвижного состава, систем путей, мостов, станций, красивых немецких домиков разных размеров и стилей (которые надо было клеить самому). К ней были специальные машинки, растительность (деревья и трава), даже крошечные человечки. Всё это многообразие умножалось на три масштаба: 9, 12 и 16 мм, из которых средний был наиболее популярен. Для многих после покупки первого минимального набора модельная железная дорога превращалась в многолетнее хобби с постоянным приобретением всё новых паровозиков, вагончиков, домиков по своему вкусу и кошельку.
Мой отец увлёкся ГДРовской "железкой" в начале 1970-х, тогда же в доме появился великолепный глянцевый каталог, который я сегодня частично переснял. Он даёт лишь некоторое представление о многообразии этого игрушечного мира.

Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР

Картинка из каталога очень точно отражала характер этой игры: папа строит, ребенок смотрит.



Обложка каталога:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР

Образцы минимальных наборов:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

В этот минимальный набор входило всё необходимое для начала игры: рельсы, трансформатор, локомотив и пара-тройка вагонов. Стоили такие наборы изначально около 4-5 рублей, но цены постепенно менялись в строну увеличения.
В Москве всё это покупалось в основном в фирменном магазине "Лейпциг", где всегда был большой выбор для коллекционеров. Как обстояло дело в других городах СССР, я не знаю.

Варианты трансформаторов:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

Мой отец купил второй транформатор из верхнего ряда с самым первым набором, так он с тех пор и работает (40 лет!).

Выбор локомотивов и вагонов был очень большим, хотя и сомневаюсь, что вся номенклатура из этого каталога попадала на прилавки СССР:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

Например, я не припоминаю в продаже таких поездов:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

Товарняки и теплушки выглядят все до боли знакомыми:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение
В "Лейпциге" эти вагончики можно было покупать поштучно.

Меня поражало фантастическая точность изготовления малейших деталей подвижного состава. У некоторых вагончиков открывались насыпные люки!
Особенно нравились цистерны в разноцветных ливреях с непонятными нерусскими надписями:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

Пассажирские вагоны также оставили неизгладимое впечатление:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

С тех же 1970-х хранится обрывок рекламного проспекта:
Любимые игрушки детства: каталог железной дороги из ГДР
Высокое разрешение

На нём мы видим то, что было конечным смыслом и вершиной собирания железной дороги - настоящий ландшафтный макет. До этого уровня доходили лишь немногие энтузиасты, потому что, несмотря на множество готовых деталей и аксессуаров, требовалось много столярной и другой ручной работы, да и места в скромных советских квартирах для настоящего макета просто не было. Мой отец всё же сделал к концу 1980-х, разместив его в специальном шкафу по принципу откидной кровати. Как-нибудь выложу фото.

P.S. В 2002 г. во Франфурте увидел в витрине знакомые паровозики. В СССР они к Перестройке стоили максимум 25 рублей за штуку. Во франкфуртской витрине у каждого стоял ценник в 300 евро! До сих пор не могу понять, с чего такая дороговизна?

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Сегодня хочу вкратце анонсировать новый проект, который начинает электронный журнал Севастополь LIFE - журнал, который Вы сейчас читаете. Проект задуман как очень серьезный и актуальный. Но он будет по-своему жесткий, потому что это социальный ...
Сижу, перебираю фотографии с последней поездки по Европе (нет, не настоящие, а цифровые - 21-й век, ага!) И хочется затянуть как у Розенбаума "Покажите мне Москву, москвичи...", то есть "покажите мне Америку, американцы!" Вот я вижу Рим и Геную - белье на ...
В России идёт бурное обсуждение введения визового режима для въезда на нашу территорию гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Правительство считает, что наша экономика не может обойтись без привлечения рабочей силы из стран средней Азии, но в то же время желает узаконить пребывание на ...
Замечено немеряно адекватов на мкаде. От каширки до ленинского никто ни разу не влез, кого пропустила -поморгали все. Акуеть! кстати там стояк. И ленинскй в область -стояк писец, от ломоносовского не шевелицо вообще. Выбирайте пути. пишу с нокии, ...
Мы совершенно незаслуженно перестали обращать внимание на ситуацию в городе Славянске. Вот так выглядит горсовет в Славянске и мирные жители перед ним. ...