Любимые художники. Александр Дейнека
savin-andrey — 06.07.2018Первые десятилетия XX века в России царили революционные
настроения: и в искусстве, и в политике. Русский авангард и русская
революция нашли друг друга, и после победы последней в России
сложилась уникальная ситуация: художественный авангард стал
фактически официальным государственным искусством. Но длился этот
роман недолго. Новая власть укоренилась, вчерашние революционеры
превратились в новую элиту, и ожидания от искусства изменились:
революции остались в прошлом, теперь художникам предписывалось
живописать счастливый трудовой быт советского народа. Так в 1930-х
годах возник так называемый "социалистический реализм". Потом,
после краха СССР к нему было принято относиться со снисходительной
усмешкой - что, на мой взгляд, совершенно напрасно. Соцреализм - не
стиль, а скорее - жанр. Он ограничивал сюжет и тему, но
оставлял художнику достаточно свободы в выборе художественных
средств: всё мировое художественное наследие к твоим услугам - от
античности до импрессионизма. Главное пиши не графьёв, а
сталеваров.
И в официальном советском изобразительном искусстве было немало
интересного. Не говоря уж про таких мастеров, как Бродский,
Решетников, Яблонская, Пластов... И, конечно же, мой сегодняшний
герой:
Александр Дейнека (1899 - 1969)
"Будущие лётчики" (1938, Третьяковка)
На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли
монументальные и помпезные 1930-е. В архитектуре - сталинский
ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. А в живописи -
идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие
в будущее. И Дейнека, на мой взгляд, наиболее яркий представитель
этой эстетики.
Родился в Курске, там же учился рисовать. Образования оказалось
достаточно, чтобы работать оформителем. А продолжает образование он
во ВХУТЕМАССе. Вот так вот - Дейнека уже продукт не классической
художественной школы, а новой. Работает в РОСТе, общается с
Маяковским.
"Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека,
Москва)
"Работать, строить и не ныть!" Да и живопись у Дейнеки как
плакат - лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько
прямолинейена.
"Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная
галерея)
"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)
О, вот сверхактуальное:
"Вратарь" (1934, Третьяковка)
"Бегуны" (1934, Русский музей)
С формой Дейнека очень интересно работает. Не хватает мне
образования, чтобы описать... Как будто бы не светотенью моделирует
её, а цветом. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и
экспрессионизма. Ну это на мой дилетантский взгляд...
"Игра в мяч" (1932, Третьяковка)
А потом - война. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской
плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных
работ:
"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)
"Сбитый ас" (1943, Русский музей)
Очень пронзительная... к сожалению, не нашёл в большом размере:
"В оккупации" (1944. Курская областная картинная галерея им.
Дейнеки)
Про следующую картину я всегда думал, что она довоенная, а
оказывается - 1944 год.
"Раздолье" (1944. Русский музей)
После войны манера художника слегка изменилась - Дейнека теперь
чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более
реалистично.
"Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)
"У моря" (1957, Русский музей)
"Купальщицы" (1952, частная коллекция)
Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и
кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в
отдельный типаж и дейнековские физкультурницы.
"Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им.
Дейнеки)
Монументальный стиль Дейнеки находит применение и в крупных формах:
он создаёт панно, витражи и мозаики для станций метро "Маяковская"
и "Новокузнецкая", для МГУ, Кремлёвского Дворца съездов и т.д.
После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в
Московском институте прикладного и декоративного искусства.
Удостаивается и множества других регалий. Умер Дейнека в возрасте
70 лет.
Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Кажется, это
иллюстрация к какой-то детской книжке: трогательная и совсем
немонументальная.
"Девочка у окна. Зима" (1931, частная коллекция)
В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму,
но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному". На смену счастливым
жителям Страны Советов придут грустные жители Североамериканских
Соединённых Штатов.
|
</> |