Лиззи в доспехах
vikond65 — 18.08.2018Я чуть не пропустил интересную дизельпанковую годовщину: в этом году исполнилось 110 лет со дня запуска в серию знаменитой "Жестяной Лиззи", она же Ford Model Т, - самого массового и наиболее популярного легкового автомобиля первой половины XX века. За 19 лет серийного производства она была растиражирована в количестве более 15 миллионов экземпляров, разошедшихся по всему миру. Для сравнения можно сказать, что за первые 20 лет существования СССР в нем было произведено чуть больше одного миллиона автомобилей всех марок и классов, из них легковых - порядка 100 тысяч, то есть, в 150 раз меньше, чем одних только "Фордов-Т". Прямо скажем, весьма показательная статистика.
Вряд ли найдется человек, мало-мальски знакомый с историей автомобилестроения, который не слыхал об этом автомобиле. Однако, наверное, далеко не все из них знают, что во времена Первой мировой войны "Лиззи", несмотря на ее субтильность и маломощный 20-сильный движок, не раз пытались превратить в дешевый и массовый армейский броневик. Все эти попытки оказались не слишком продуктивными, однако они породили целый ряд любопытных конструкций.
Например, в 1915 году русский конструктор Александр Пороховщиков смастерил и предложил военному начальству "бронекаретку" на базе "Форда-Т", оснащенную двухслойной броней из котельного железа с прослойкой из сушеных водорослей, которую Пороховщиков считал своим выдающимся изобретением. Каретка также была снабжена резаком для "вскрытия" проволочных заграждений. Однако, из-за слабой защищенности и низкой проходимости она не прошла испытаний и не была принята на вооружение.
В 1916 году прибывший в Россию британский бронедивизион привез 11 легких разведывательных броневичков на шасси "Форда-Т" с бронекорпусами из 5-миллиетровых стальных листов и пулеметами "Виккерс-Максим". Впоследствии их передали русской армии и использовали на Кавказском и Румынском фронтах.
Американцы, разумеется, тоже сделали на базе "Форда-Т" броневик с пулеметом "Кольт", что и не удивительно, поскольку у них таких автомобилей уже имелось более миллиона. Никакой информации об этой машине, кроме ее фотографии, датированной 1916 годом, мне найти не удалось. Судя по всему, она была несерийной.
Наконец, уже в 1920 году польский инженер Тадеуш Таньский на той же базе спроектировал двухместный бронеавтомобиль Ford FT-B (он же Ford Tf-c), который был построен в количестве 17 экземпляров, успешно применялся при обороне Варшавы от Красной армии и состоял на вооружении до 1931 года.
Оригинальные бронемашины этого типа не сохранились, а на фотографиях - современная реплика. Обратите внимание на посадку водителя. В походном положении его сиденье поднималось для улучшения обзора.
Наконец, наиболее радикальной конверсией "Лиззи" был одногусеничный танк "Вездеход", разработанный и построенный в 1915 году тем же Александром Пороховщиковым, чуть ранее предложившим "бронекаретку". Из приведенной схемы, авторами которой являются С.В. Зыков и С.В. Ромадин, видно, что в этой машине использовалась рама, силовой агрегат, трансмиссия и задний мост "Форда-Т".
Цифрами на схеме обозначены: 1- несущая рама, 2 - направляющий каток, 3 - натяжной механизм, 4 - гусеничная лента из прорезиненной ткани, 5 - управляемое колесо, 6 - опорный каток, 7 - ведущий каток, 8 - цепной привод, 9 - броневая крышка воздухозаборника радиатора, 1-0 - бензобак, 11 - задняя откидная панель, 12 - пулеметная бронебашня (проект, на прототипе отсутствовала), 13 - бронерубка водителя (проект), 14 - кожух цепной передачи.
"Вездеход" на испытаниях под Ригой осенью 1915 года. В кабине - Пороховщиков, рядом - инженер-полковник Покровский-Козелло.
К сожалению, "Вездеход" Пороховщикова, как и его броневик, получился не очень удачным. На шоссе он развивал довольно высокую скорость - до 40 км/ч, однако управляемость и проходимость по мягкому грунту оставляли желать лучшего, танк не мог преодолевать окопы шириной в метр, а гусеница была слишком непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому на вооружение машину не приняли.
Предупреждая возможные вопросы, замечу, что подлинные чертежи "Вездехода" не сохранились, а в советской и российской печати долгое время распространялась его умозрительная и, скорее всего, ошибочная реконструкция (см. внизу), которая не соответствует техническому описанию и фотографии.
|
</> |