рейтинг блогов

Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

топ 100 блогов varandej16.02.2013 Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

В Калининград несложно улететь самолётом, тем более летают туда из Москвы аж с 1922 года - только садятся самолёты теперь не в старом Девау, а в загородном Храброво. Однако куда интереснее ехать поездом: он идёт без малого сутки, и пересекает две страны - Беларусь и Литву. Через день ходят фирменный "Янтарь" и безымянный нефирменный поезд - впрочем, у обоих новые вагоны с биотулетами и кондиционерами, цена отличается в полтора раза, а главное - нефирменный поезд пересекает Литву днём. И первая часть моего рассказа о Восточной Пруссии, то есть Калининградской области, этом Дальнем Западе России и Дальнем Востоке Европы - про Литовский транзит. Формальности и виды из окна на ближайшую к нам страну Евросоюза.

Только оговорюсь сразу: большинство фотографий ужасного качества - пыльное стекло, тусклый зимний свет и ощутимое движение без остановок берут своё. Извините и за размер поста - но всё ж такие страну пересекаем навылет.

Восточная Пруссия была островом и для проигравшей Первую Мировую войну Германии, стала и в проигравшей Холодную войну России. Собственно, создание коридора из "материковой" Германии в Кёнигсберг было одним из поводов ко Второй Мировой войне. Литовцы после распада СССР решили не повторять давней ошибки поляков, и не без скрипа, но всё же предоставили россиянам возможность пересекать свою территорию без Шенгенской визы. Жителям Калининградской области загранпаспорта выдаются бесплатно. Процедура оформление билета на первый взгляд звучит мудрёно, да ещё и через интернет билеты на калининградские поездка не оформляются, но на практике всё предельно просто. Вот так выглядит "полная версия" билета на поезд Москва-Калининград:

2.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

К билету сразу выдаётся фиолетовая бумажка, а за белой бумажкой можно заехать не ранее как через 26 часов в справочную. Если Литва вдруг отклонит транзит, билет можно сдать с 100%-й компенсацией, но как мне сказали в справочной - таких случаев на их памяти ещё не было. Впрочем, уже в Калининграде голос диспетчера настойчиво звал к справочного некоего пассажира ("Для вас информация!") - возможно, иногда всё-таки отклоняют? Как бы то ни было, белая бумажка - для пассажира, предъявлять её не надо. В вагоне в стопку сложены вот такие анкеты (даю ссылкой, так как фотка полновесная), которые нужно заполнить и отдать проводнику. Через пару часов после отправление поезда приходит консульский работник и всем выдаёт красивый УПДЖД ("Упрощённый Транзитный Проездной Документ", в обиходе "упрощёнка" и "виза"), действительный в течение месяца. На него литовские пограничники и ставят штампы. В загранпаспорте же отмечаются границы Беларуси (на въезде в Литву) и России (на въезде в Калининградску область). Всего на пересечение 4 границ поезд тратит около 4 часов.

3.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Первая граница - белорусская, и пусть литовское название Гудогай не вводит в заблуждение. Да и в принципе север Гродненской и Минской областей традиционно относят к Дзукии - центральной исторической области Литвы между Неманом и Нярисом. Гудогай - станционный посёлок в полутора часах пути от Молодечно, близ города Островец с симпатичным царским вокзальчиком (1873) старой Ландварово-Роменской (часть Либаво-Роменской) железной дороги, построенной для вывоза орловских хлебов через балтийские порты:

4.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

У белорусов всё как полагается - опрятные пограничники работают быстро, корректно и дисциплинированно. До Литвы 7 километров, и опознать пересечение её границы можно безошибочно:

5а.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Первые 9 километров, до пограничной станции Кяна, через местечко Шумскас, тянется натуральный укрепрайон с высокими забором и камерами через каждые полсотни метров. Вряд ли это литовская инициатива - скорее, такая дань Евросоюзу. Сама же Литва... поймите правильно: я с детства слышу разговоры о том, как чудесно в Прибалтике, и потому несколько неожиданно, что первое капитальное здание, которое видишь после пересечения границы - бесхозные облезлые руины фабрики:

5б.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

В принципе от России и Украины при взгляде из окна поезда Литву отличает разве что чуть другая архитектура - скажем, у нас нет хат такой формы:

6.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

на Украине и в Беларуси почти не встречаются такие вот модернические костёлы:

7.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Ни футуристические водонапорки, похожие на ракетные турели из компьютерных игр. Это уже Кяна - приграничный посёлок:

8.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Вокзал в фирменном литовском стиле - минималистичном, но очень приятном глазу. Литовские пограничники расторопностью и дисциплиной не отличаются, зато на поясе у каждого пистолет. По-русски говорят с ощутимым акцентом, однако после четырёх прохождений границы, я пришёл к мысли, что с красивыми женщинами в Литве всё в порядке.

9.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

В Кяне ещё есть деревянный костёл Богоматери Остробрамской (1922), но с поезда он не виден. Пока ждали пограничников, на первый путь подошёл рельсовый автобус до Вильнюса. Как я убедился позже, на рельсобусы (в основном польские 620М) тут приходится основной трафик:

10.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Жители Кяны собираются в Вильнюс. Не уверен, что это литовцы - в приграничных с Беларусью районах традиционно живёт много (до 60%) поляков. У литовцев вообще довольно необычная внешность.

11.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

А от Кяны до Вильнюса - буквально полчаса пути. Литовский пейзаж зимой не запоминаются - те же поля, перелески, хутора, болотца. В какой-то момент из-за домов возникают окраины Вильнюса:

12.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Вернее, это Ново-Вильня - до 1957 года отдельный город, выросший при одноимённой станции на Петербургско-Варшавской железной дороге (1852-62). Собственно, на неё - четвёртую (после Царскосельской, Варшаво-Венской и Московско-Петербургской) магистраль империи, сюда дошедшую в 1862 году, и въезжаем. Сама станция довольно невзрачна, но ей история Ново-Вильни не исчерпывается - так, в 1903 году здесь была основана крупнейшая в Российской империи психбольница (действующая и поныне), в 1940-41 годах отсюда отбывали лагерные этапы, а после войны появилось несколько крупных заводов. Вполне пролетарский пейзаж сталинских малоэтажек и деревянных бараков:

13.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Симпатичный домик, похожий на бывший вокзал:

14.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Слева от дороги на холме неоготический костёл Святого Казимира (1911):

15.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

И старые облезлые промзоны. Нет, не такой представляешь себе Прибалтику из России:

16.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Ново-Вильню от собственно Вильнюса отделяют Павельняйские холмы - вообще, Вильнюс, как и Львов, весьма холмист, и его центр как бы опоясан высокими зелёными холмами. В этих рощах - остатки древнелитовских замчищ, а на опушках старые деревянные дома:

17.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Очень колоритно смотрятся райончики в оврагах. Этот кадр, правда, снят уже на западном выезде из Вильнюса - но уверяю, особой разницы нет:

18.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Понемногу вступает в права Старый город:

19.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Заброшенный дом непонятного возраста:

20.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

А когда впереди покажется внушительного размера доходник 1878 года постройки, будьте начеку:

21.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Ибо перед ним - не абы что, а Остробрамская улица (Аушрос-Варту гатве), главная ось Старого Вильнюса, сменяющаяся в его центре улицей Диджёйи. Из-за правого дома выглядывает краешек собственно Острой брамы (она же ворота Аушрос, 1503-22), в которой хранится Остробрамская икона Богоматери, главная святыня литовской столицы. Левее видны башни Базилианского монастыря (1761, построен мастером "виленского барокко" Иоаганном Глаубицем), правее из-за домов торчит крест Костёла Святой Терезы (1633-50), дальше - кварталы Старого города, а вдалеке, примерно в 3 километрах отсюда, Шнипешкес - виленский деловой квартал: справа Вильнюсское самоуправление (администрация), слева - Башня Европы (148м, 2004), высочайший небоскрёб Прибалтики, да и в принципе на тот момент выше в бывшем СССР строили только Москва и Астана.
Проблема лишь в том, что открывается этот вид на доли секунды:

22.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

А впереди уже и вокзал показался. Вернее, сначала ещё только железнодорожный музей:

23.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Далее - если я не ошибаюсь, административное здание станции 1860-х годов, времён открытия Петербургско-Варшавской железной дороги. Лишь разбирая фотографии, заметил венчающую его угол скульптуру животного. Если я не ошибаюсь (разглядеть невозможно), это Железный Волк - символ Вильнюса: по легенде, князь Гедемин, убивший на охоте тура, увидел во сне, что пытается одолеть непобедимого волка в латах, от которых отскакивают стрелы, и жрец Лиздейка истолковал этот сон как призыв к строительству крепости над Нярисом, которая будет подобна этому волку. Если у кого есть его фотография крупнее - киньте в комментарии?

24.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Сам вокзал - довольно невзрачная сталинка совсем не столичного масштаба: старый вокзал 1860-х годов был разрушен в 19 января 1945 года взрывом поезда, перевозившего взрывчатку. Тогда погиб 91 человек, а старое здание восстановлению уже не подлежало. У вокзала обратите внимание на двухэтажный чешский вагон - самый экзотический (для русского глаза) объект Литовских железных дорог.

25.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Третье здание - судя по виду, почтово-багажный терминал, и построено явно после того же взрыва. Тут обратите внимание на камеру, которыми места остановок калининградского поезда прямо таки нашпигованы.

26.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

В Вильнюсе поезд делает единственную на территории Литвы 15-минутную остановку на огороженной платформе. Тут стоит сказать, что калининградским поездом народ ездит и в Минск, и сюда: из Вильнюса по Европе активно летают лоукостеры, и потому многие москивичи и минчане здесь пересаживаются с поезда на самолёт и обратно. Интересно, что билеты берут из России в Россию: так, на 17 февраля одним и тем же поездом билет Москва-Калининград стоит 1323 рубля, Москва-Минск - 1427 рублей, Москва-Вильнюс - 2204 рубля, а как результат, от Смоленска до Нестерова тут полная неразбериха. Обратно в Нестерове и вовсе подсел дядька с билетом до Смоленска, выходивший в Кибартае - то есть тупо на той стороне границы: "по решению суда" его не выпускают из страны (видимо, как должника по кредитам), но вот не выпустить из Калининградской области в Смоленск права уже не имеют, равно как и литовцы не имеют права не выпустить на своей территории человека с шенгенской визой - такая вот лазейка.
Ну а я не отказал себе в удовольствии первый  раз в жизни ступить не землю Евросоюза:

27.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Но стоянка недолгая. Дальше - грандиозное депо, опять же аутентичное, едва ли не времён постройки дороги. Судя по всему, рвануло как раз напротив почтового терминала, на полпути от депо до первого здания.

28.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Бело-красные литовские поезда - как на подбор. К слову, единственная электрифицированная линия в стране - Ново-Вильня - Каунас, в основном же Литва, как и Калининградская область - царство тепловозов.

29.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Здоровенная водонапорка, похожая на болт, А города за сплетениями путей толком и не разглядеть:

30.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Кроме легендарной Вильнюсской телебашни (1974-80, высота 326 метров), у подножья которой, если я не ошибаюсь, Лаздинай, который считался едва ли не лучшим с архитектурной точки зрения жилмассивом в Советском Союзе конца 1960-х:

31.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

И труба ТЭЦ-3, кажущаяся едва ли не более высокой (на самом деле в ней стандартные 250 метров):

32.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

А под конец довольно неприглядная, типично постсоветская промзона на выезде из города:

33.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Буквально в 8 километрах от Вильнюса - городок с не очень благозвучным названием Лентварис (11 тыс. жителей), в Российской империи известный как Ландварово. Во-первых, это аванстанция старинного Тракая, а во-вторых здесь поезд покидает Петербургско-Варшавскую магистраль.

34.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

...Львовяне страшно гордятся, что австрияки дотянули до них железную дорогу в 1862 году, чуть раньше, чем москали до Одессы. В Восточную Пруссию - то есть в самый дальний угол Германии - железная дорога пришла на 5 лет раньше, а в 1862 прусские железные дороги сомкнулись с русскими. Так вот, ветка к прусской границе отходила как раз в Ландварове, а вернее Петербургско-Варшавская магистраль здесь раздваивалась. Вокзал 1862 года постройки, но проект, весьма вероятно, ещё времён Николая I:

35.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Заинтересовало меня вот это здание по соседству - это "паровозный сарай", предшественник депо:

36.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Следующая станция (а поезд все их проходит без остановок) - Вевис, бывший Евье (4,5 тысячи жителей). В 1920-39 годах здесь проходила польско-литовская граница - ведь если кто не в курсе, Вильнюс в тот период принадлежал II Речи Посполитой, остальной Литвы же в её составе не значилось. Вевис встречает церковкой-"муравьёвкой":

37.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

А вокзал выглядит уже совершенно иначе. Честно говоря, не могу определить на глаз - он советский или межвоенный? Литовский модернизм в ХХ веке имел почти непрерывную традицию, и всегда сохранял верность себе - хоть в 1920-е, хоть при Брежневе:

38.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

С железной дороги видны ещё и трубы ГРЭС в городке Электреняй, но их у меня заснять не получилось. Дальше ещё станция Кайшядорис с развилкой на Каунас-Калининград и Клайпеду. Поезд проходит эти станции без остановок. Вот посто зарисовки литовской глубинки:

39.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

40.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

41.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

42.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

43.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Замёрзшее озеро указывает на Каунас - вторую столицу Литвы, в отличие от многонационального Вильнюса, считающуюся более "литовской". Поезд обходит Каунас по окраинам, через грузовую станцию Палемонас с очень симпатичным модерническим костёлом рядышком (заснять не успел). В центр дорога ведёт по самому длинному в Прибалтике тоннелю (1285м), а здесь - прямо по берегу водохранилища Каунасской ГЭС (1959) на Немане:

44.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

На полуострове - Пажайслисский монастырь, шедевр литовского барокко 18 века:

45.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

А с самой ГЭС неплохие виды на промышленные окраины Каунаса:

46.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Никаких исторических памятников отсюда не видно, но вот эта небольшая ТЭЦ на переднем плане, судя по виду - времён прошлой независимости:

47.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

За Неманом начинается Сувалкия - другая историческая область Литвы, входившая до революции в губернию польского города Сувалки, нынешний её центр - Мариамполе. Элеватор в каком-то городке:

48.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

И фахверковый костёл Святого Сердца Иисуса (1923-26) в посёлке Казлу-Руда:

49.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Поезд оставляет в стороне Вербалис - при империи он был известен как Вержболово, и звучало это название тогда примерно как Чоп и Брест в СССР, "западные ворота". Как я понимаю, таможня там находилась ещё до постройки железной дороги, аванстанция же выросла в соседнем посёлке Кибартай. Старый вокзал, судя по всему, был разрушен войной, и так как после войны пограничность Вержболова кончилась - ныне вокзал тут неприметная сталинка:

50.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

У которой, тем не менее, снова встречают литовские пограничники. Весь путь от Кены до Кибартая поезд преодолевает примерно за 3 часа. От края до края... В Кибартае видны русская церковь-"муравьёвка" (1878) и очень красивый костёл (1928) в характерном для межвоенной Литвы облике:

51.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Ну всё, до свидания, Литва! До скорого свидания - через 12 дней я ехал здесь обратно...

52.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Как странно! Здесь снова граница, только раньше Россия была от границы на востоке, а теперь - на западе. В одной версте от Вержболово стоял Эйдкунен - "Восточные ворота Европы". Железная дорога пришла сюда из Кёнигсберга в 1860 году, и два года оставалась тупиком. Колёсные тележки менять тогда было слишком накладно, поэтому пассажиры здесь пересаживались с поезда на поезд. Эйдкунен и Вержболово помнят Тургенева (живого и мёртвого), Достоевского, Чехова, Маяковского... да проще сказать, кого они не помнят. Огромное здание немецкой таможни война каким-то чудом пощадила:

53.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Добро пожаловаться на землю (П)русскую, в Россию заграничную!

54.
Литовский транзит. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить.

Кибартай и Эйдкунен (Чернышевское) - по сути один город, разделённый границей, пропускной пункт же чуть дальше, в городке Нестеров. В следующей части перенесёмся на противоположный конец Калининградской области - к руинам замка Бальга, форпосту крестоносцев на этой странной земле.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
История и достопримечательности.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Новогодняя елка с игрушками у нас хранилась в гараже до которого пешком минут 30. После 20-х чисел декабря, в какой-нибудь выходной надо было идти за ёлкой, ходил папа и всегда брал меня, это была традиция, которую я очень ждала и часто поглядывала на календарь. Если все ...
Этот хлеб уже не первый месяц лежит  в папках, выжидая своего часа. И он...он невероятный! С первого же укуса , он покорил и влюбил в себя. Сочетание нескольких текстур ...
Каждая  последующая  формация  общества  вызревает  внутри  предыдущей. Феодализм  вызревает  внутри  рабовладельческого  общества. Капитализм  внутри  феодального. Когда  капитализм  набирает  ...
На днях где-то в соцсетях прочёл комментарий к публикации на экологическую тему: дескать, человечество — это плесень, которой покрылась наша Земля, её раковая опухоль. Вообще ...
Как раздавались номера школ в бывшем СССР (а может и сейчас)? В моем городе 51-я школа находится почти в центре, 15-я и 22-я - ближе к окраине, причем у них общий стадион, т.е. эти школы рядом настолько, насколько возможно, а вот 19-я - чуть ли не при царе построена и расположена очень и о ...