Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии

топ 100 блогов griphon12.06.2018 Португалия - страна довольно домашняя. Подобная узкоколейка смотрится тут вполне естественно. Тем не менее, проехаться по заповедной линии среди лесов и деревенек всегда приятно. Про то, чем отличаются западноевропейские узкоколейки от СНГ-шных, и чем они похожи, расскажу дальше. Итак, Linha do Vouga.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3106.JPG



Узкоколейка является частью всей железнодорожной сети Португалии и принадлежит основному ж.д. перевозчику страны Comboios de Portugal. Расположена к югу от Порту. Двумя своими концами она примыкает к идущей вдоль океанского побережья магистрали "Порту-Лиссабон" и уходит вглубь стр. Северный её конец отходит от города Эспинью - ближайшего пригорода Порту, а южный - от Авейру - более дальнего пригорода.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии

Однако несмотря на то, что линия, якобы, единая, сквозного движения по ней нет с 2013 года. Поезда ходят только на небольших участках от Эспинью до Оливейры-де-Аземейш и от Авейру до Сернада-ду-Вога.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2694.JPG

Между Сернадой и Оливейрой ездит два раза в день... такси! Вот это красное - оно. При этом, этот участок - чуть ли не большая часть линии.Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии

Но начнём по порядку. Начал исследовать линию я с Авейру. Приехав сюда из Коимбры, обнаруживаю специальный 7-й путь с узкой колеёй для этих поездов.Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2685.JPG

И вот оно, традиционное португальское раздолбайство. На указанном в табло пути поезда нет, а он стоит на соседнем. Можно бы было подумать, что сейчас он сюда отманеврируется, если бы не оставалось до отправления меньше 10 минут. В итоге он так и уехал с 8-го пути.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2687.JPG

В поезде нахожу объявление о ремонтах. Забавен следующий факт. Узнал про эту линию я поздно, когда уже уехал из пригородов Порту. Откуда было так логично её исследовать (тем более, что мы жили как раз в одной станции к северу от Эспинью). А так мне пришлось сюда возвращаться из Коимбры. Не самый дальний свет, но все равно очень обидно. Но тут оказалось, что если бы я знал заранее про эту ветку, то как раз в те дни когда я бы поехал её исследовать, линия бы и не работала. А так я в нужный день попал.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2691.JPG

Салон вагона.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2696.JPG

Кабина машиниста
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2697.JPG

Очень быстро мы съезжаем с главного хода и оказываемся среди тихих деревенек.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2702.JPG

С полустаночками.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2721.JPG

Так непривычно оказаться здесь после шумной быстрой магистрали, где модные поезда гоняют под сотку и высаживают пассажиров на красивых удобных платформах.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2737.JPG

А здесь всё по-неформальному, всё по-простому.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2739.JPG

Впрочем, таких диких местностей как в СНГ, в Португалии вы все равно не встретите. Даже такая глубинка будет обжита и обустроена дорогами.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2752.JPG

Линия Вога была построена в начале 20 века. Движение от Эспинью до Оливейры было открыто в 1908 году, а остальная часть пути была достроена в 1913. Также существовала ветка от Сернады до городка Вишеу, но её закрыли и разобрали ещё в 70-е годы.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2771.JPG

Местами мы можем встречать и памятные таблички.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2772.JPG

Станция Агведа. Здесь происходит скрещение со встречным поездом.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2774.JPG

Узкая колея при строительстве была выбрана из-за сложного рельефа, по которому должна была петлять линия.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2777.JPG

Большинство станций было построено по типовому проекту, хотя сейчас они стали, можно сказать, памятниками архитектуры.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2780.JPG

Всего на каждом из участков ходит 5-6 поездов в сутки. Интервал - 2,5-3 часа. Время в пути - около часа и 15 минут и там и там.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2817.JPG

Предпоследняя станция Macinhata do Vouga. Решил тут выйти и прогуляться до конечной станции. И не пожалел ни разу!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2821.JPG

Во-первых, тут был обнаружен исторический паровоз.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2825.JPG

А, во-вторых, железнодорожный музей, посвящённый линии Вога!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2839.JPG

Вот да, полноценный музей на промежуточном полузаброшенном полустанке! Там, где меньше всего ожидаешь его встретить! Я был в полном восторге.
Старые расписания
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2843.JPG


Спидометр
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2854.JPG

И даже реальные транспортные средства тут сохранились!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2863.JPG

В общем, если поедете по этой линии, обязательно спланируете остановку в Масиньяте, чтобы музей посетить.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2871.JPG

Тем временем, пока я смотрел музей, поезд успел съездить до конечной станции и вернуться назад.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2831.JPG

Я же выпил кофейку в забегаловке с типичным СНГ-шным интерьером, и пошёл 4 километра до конечной пешком.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2945.JPG

А красиво тут, здесь, что ни говори!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2955.JPG

Ж.д. переезд с полноценным шлагбаумом.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2981.JPG

Сельская Португалия хороша и умиротворённа.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2989.JPG


1-й км
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_2992.JPG

Поймал идущий обратно поезд, попытавшись сделать кадр среди этого провинциального антуража.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3007.JPG


Природа
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3015.JPG

Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3020.JPG

При подъезде к конечной станции Сернада-ду-Вога, железная дорога выходит на мост. Самое уникальное, что это мост этот совмещённый железнодорожно-автомобильный.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3025.JPG

Вот так едешь ты себе по мосту на своём джипе, а тут тебе бац - и поезд навстречу!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3035.JPG

И ты такой в шоке: "аааа, чего делать?!?!??!".
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3099.JPG

Ну поезд проползает мост совсем неспеша.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3103.JPG

Вот она и деревушка Сернада. Ну совсем крошечная..
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3040.JPG

Станция Сернада-ду-Вога. Дальше поезд не идёт, просьба освободить вагон.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3051.JPG

Здание станции. На которой так по-домашнему сушится бельё..Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3054.JPG

Здесь же расположено депо
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3059.JPG

Стрелки
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3064.JPG

Водонапорная башня

Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3069.JPG

Заправка для дизель-поезда
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3073.JPG

Подготовка дизеля к отправке
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3077.JPG


Стрелка
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3083.JPG

Местные собаки
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3138.JPG

Проводники и пассажиры

Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3160.JPG


Часы здесь на вечном приколе.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3158.JPG

Пассажиры и кондуктора погрузились в дизель, и от, погудев, и подымив, отправился обратно в Авейру.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3161.JPG

А мы, тем временем, садимся в Такси! Пора ехать в Оливейру. Вот, считайте, что это такой поезд!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3057.JPG


При посадке вдруг меня переклинило насчёт того, вдруг это реальное такси и тут таксишные тарифы. И я на всякий случай спросил:

- А сколько стоит проезд?
- Так, вы докуда едете? До Оливейры?
- Да, до Оливейры.
- Сейчас, секунду... С вас 2 евро 80 сентаво.
- О, ну отлично.
- А стоп! Вы едете в Оливейру, или дальше собираетесь ехать на поезде?
- Ну вообще дальше, в Эспинью.
- Тогда ничего не надо платить. Там на месте возьмёте билет.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3166.JPG

Вот это вышел классный поворот. Такси отправилось в путь по всем станциям, указанным в расписании поезда. Поскольку станции эти были нанизаны на железную дорогу, а не на автомобильную, то маршрут вышел довольно путанным. Мы неоднократно съезжали с трассы, заезжали в деревни и подъезжали к станции. Где водитель ждал положенные 2-3 минуты и ехал дальше. Всё, чтобы ощутить будто это обычный поезд.
В итоге, я оказался единственным пассажиром на всём протяжении пути. Никто больше не сел ни на одной из станций. Стало понятно, почему на этом участке отменили поезда. Ведь если бы не я, у этого такси был бы вообще нулевой пассажиропоток!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3173.JPG

Станция с подъехавшим "поездом"
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3201.JPG

Трасса, конечно, не столь атмосферна, сколь узкоколейка. Но зато это позволяет ощутить их взаимный контраст.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3177.JPG

Станция Альбергария-а-Нова
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3183.JPG

Тлен заброшенных станций... Такое знакомое ощущение.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3190.JPG

И уходящие вдаль узкие проржавевшие пути.. По которым никто уже никогда не поедет. Это Европа, сынок!
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3186.JPG

Ещё одна станция. Пинейру-да-Бемпошта
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3206.JPG

Переезжаем на машине переезд, но не с той стороны, с которой должны.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3209.JPG

"Осень" на Фигейреду.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3219.JPG

И вот мы въезжаем в город Оливейра. Вот оно, отличие нашей глубинки от "ихней". Среди узкоколейной безмятежности регулярно попадаются вполне себе оживлённые многоэтажные кварталы.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3238.JPG

Приезжаем на станцию Оливейра. Отсюда начинается вторая часть железнодорожного маршрута. Прощаюсь с "машинистом", желаю ему счастливого пути.Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3241
Здесь есть спальный домик.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3254

И мемориальная табличка, посвящённая 100-летию линии.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3258

Всего через 15 минут поезд отправился в цивилизацию.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3247.JPG

Поехали!
Покосившиеся заколоченные исторические вокзальчики... Где мы??Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3273


Опять не сказать, чтобы везде совсем глушь.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3270

Сан-Жуан-ду-Мадейра
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3289

Станция Вила-да-Фейра.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3309

Здесь у нас скрещение со встречным поездом. Появляющегося внезапно из-за скрытого осенними деревьями поворота.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3324

Увидеть одновременно 2 поезда на Воге доводится не так часто.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3330

Риу-Меан
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3347

Пасуш-де-Брандан.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3356

Постепенно вечереет..
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3374


И уже в сумерках мы прибываем на конечную станцию Эспинью-Вога.Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии

Грязь, разбитые рельсы, раскаляканный граффити вагон. Точно ли мы в Европе, а не в какой-нибудь Африке?
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3393

В отличие от Авейру, здешняя станция не совпадает с основной станцией, где ходят широколейные поезда, а отстоит от неё на 400 м. Там большие скорости, электрическая тяга и современные поезда. А тут всё по-простому - старые рельсы и вагоны, низкие платформы, маленькие скорости.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3387

Так что вот такая уникальная линия сохранилась на задворках Западной Европы. Что с ней будет дальше - неизвестно. Может быть - закроют, может быть - перешьют на широкую колею. Как видим, значительный кусок линии уже был не так давно переведён .. даже не на автобус, а на такси! В любом случае Вога вполне может потерять своё обаяние. Но пока оно есть. Пока можно насладиться альтернативной "домашней" Европой. Узкоколейкой, так напоминающей родные узкоколейки. Я, во всяком случае, получил большое удовольствие, проехав по всей линии.Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3358

И огромное спасибо Саше Малянову (Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии malianov), который мне вовремя указал на эту узкоколейку как раз когда я приехал в Португалию. Так бы, может, я и не догадался бы на неё поехать.
Линия Вога - последняя узкоколейка Португалии IMG_3343





ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вот так оно себя зовет - Руководитель Челябинского Регионального Исполнительного Комитета ВОО "Молодая Гвардия Единой России" , Секретарь постоянной комиссии по Социальной политике и Регламенту, Член фракции ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Совета ...
Пост навеян статейкой https://auto.mail.ru/article/62057-nivu_priznali_samym_medlennym_novym_avtomobilem_v_germanii/ Раньше, когда жигули под названием LADA экспортировали в Европу, качеству их сборке уделяли отдельное внимание. Помните понятие "реэкспорт"? Сейчас вроде двух конвейров ...
Как сказал один олигарх, изучив новый Трудовой кодекс РФ (давно это было): - "Это писали люди, которых вот вот должны были уволить". И это действительно так! Был когда то КЗоТ и было в нём всё так прописано, что директор не мог уволить алкаша и тунеядца. Вот просто не мог и всё, а если ...
Она была его приемной дочерью. А потом мир потрясло известие о свадьбе и обвинения Вуди бывшей женой в педофилии. Неясно, с какого возраста "папа" начал спать с дочкой. Тем не менее, на сегодня у пары за плечами уже 20 лет то ли нормального, то ли педофильского-инцестного брака. Вот ...
У нынешней украинской власти есть одна интересная особенность: она глубоко убеждена в том, что может кому угодно вместо головы примастырить зад. Причём без всякого хирургического вмешательства.  Используя лишь информационно-психологическую обработку, меняющую местами у человека ...