Лейбл, коттон и печенье «Маэстро».
zina_korzina — 18.06.2011- Работа. Герои работают в очень серьёзном учреждении (в одном из
кадров мелькают буквы - ЦНИИПРОММАШ). Разумеется, НИИ. Где же ещё?!
Лестницы, коридоры, кульманы и много-много людей с высшим
техническим образованием. Часть из них прилежно трудится, другая
часть - листает на рабочем месте журналы мод или вообще ничего не
делает. Смысл их деятельности (равно как и бездеятельности -
неясен). Если герои 1950-х были совершенно конкретными
монтажниками-высотниками, а герои 1960-х - вполне определёнными
физиками-ядерщиками, то жители предперестроечного Эдема могли себе
позволить делать отсутствие дела. Оно как бы есть, но его
как бы нет. Все что-то чертят, а что неясно. Возможен, правда,
конспирологический вариант, что перед нами - засекреченный военный
«ящик», но в это верится с большим трудом, если честно. Но что
именно делают люди в таком несметном количестве - неясно.
- Общественное выше личного! Только на плакатах и в отчётах. Да.
Главная героиня занимается общественной работой, можно сказать -
горит и полыхает. Но между делом подчёркивается, что всё это рвение
- во многом результат (а может и причина!) неуспеха в личной жизни.
Надя Клюева со своим фингалом, полученным в процессе задержания
преступника, сморится, скорее, нелепо, чем героически. В фильме
сталинской эпохи какая-нибудь красавица-Серова в подобной ситуации
выглядела бы иначе. А в 1984 году общественная работа
воспринималась, как досадная трата времени (я имею в виду взрослых
людей, а не пионеров и членов ВЛКСМ, которые зачастую были активны
из интереса, а не для «карьеры» или для «галочки»). Для киногероев,
как и для большинства советских граждан указанной эпохи, личное
apriori было выше общественного. К общественному относятся
снисходительно. К личному - с трепетным вниманием.
- В фильме нет, собственно, ярких положительных и отрицательных
персонажей, разве что Надя - она очень чистая и порядочная, каких
уже не бывает! Остальные - просто люди с набором плюсов, минусов и
пристрастий. В предшествующие времена персонажи Абдулова
(самовлюблённый пижон), Куравлёва (командировочный распутник),
Удовиченко (циничная стерва) были бы выписаны с карикатурной
чёткостью и прямолинейной неприязнью. А в 1984 году всё иначе -
люди есть люди. Бывает хуже. Даже фарцовщик, к которому Сусанночка
приводит Надьку Клюеву, нарисован не врагом народа или ещё
каким-нибудь исчадием, а вполне симпатичным пролетарием
умственного труда. Вы можете представить фильм 1950-х или
1960-х, в котором главная положительная героиня приходит на хату к
фарцовщику?! Лично я - нет.
- «Не родись красивой, а родись активной» - так говорит
Сусанночка своей подруге детства Надьке Клюевой, подразумевая, что
ждать милостей от природы бессмысленно и надо самой брать
инициативу в свои нежные руки. Неюной девушке предлагается самой
заарканить мужчину и привести его в уютное стойло. Спрашивается,
зачем? Мужчина должен быть опорой, а не баранчиком. А тут баранчики
все, включая шикарного Володю-супермена и вальяжного мужа
Сусанночки. Исключительной барановостью обладают и все три мужа
НИИ-шной секс-бомбы Ларисы, которых она опять-таки, сама выбирала,
сама меняла. И которым она милостиво позволяла себя любить. Не
лучше выглядит и начальник отдела, который, судя по всему,
давным-давно перегорел и теперь просто влачит своё околонаучное и -
околопроизводственное бытие.
- Увлечения! Для человека эпохи Застоя и ранней Перестройки
главное - это его хобби. И хобби должно быть модным! Володя даже на
рабочем месте слушает в плеере музыку группы «Зодиак». Все - в себе
и в своём-любимом. Кстати, тогда многие действительно увлекались
аутотренингом, тестами, психологией и социологией (в её
обывательском варианте, разумеется). Вся эта мешанина хорошо
монтировалась с гороскопами, хиромантией и...уфологией. Это же всё
ин-те-рес-но! Если работа - никакая, общественная работа -
видимость, а муж - баранчик, надо быть в теме... Также в фильме
показано увлечение итальянской эстрадой - персонажи идут на концерт
Джанни Моранди. И вообще, лейбл, коттон и печенье «Маэстро» - это
три источника и три составных части.
- Фирма́ и мода. Точнее - фарца и мода. Типовые модные вещи эпохи
- с квадратными плечами и мужественными формами. И - плоская
подошва сапожек. «В джинсы уже облачились даже самые отсталые
слои населения». Джинсоманию позднесоветского периода вряд ли
поймут молодые да юные. Без джинсов, а точнее, без фирменных
джинсов - никуда. Всё должно быть видно по «коттону и по
лейблу». Иначе ты - с Урала. «Журнал Бурда́ смотрим
ежемесячно» - снисходительно и гордо произносит женщина Лариса,
подчёркивая свою причастность к миру заграничной моды и -
заграничного (читай - запредельного) шика. Да. Просмотр журнала,
изначально созданного для небогатых, но опрятных и деятельных
домохозяек образца fly-ladies, считался в СССР чем-то, вроде
приобщения к буржуазному хай-лайфу. Тот факт, что описываемая лайф
вовсе не была хай, никого не смущала. По выкройкам из 'Бурды' шили
многие женщины, но ещё большее их количество её именно листали!
Что, собственно, и отражено в кинокартине.
- И главное, что все эти люди - нормальные и даже - хорошие. Просто когда им предложили вместо надоевшей общественной работы - жизнь по коттону и и по лейблу, они тут же согласились. Потому что они не с Урала и им надоело униженно произносить: «Ну, нет у нас ананасов!»
|
</> |