Леонид Андреев — Он (рассказ неизвестного)
profi30 — 01.03.2016Первоначально я хотел предупредить всех вас, что данный рассказ необходимо читать исключительно ночью и одному. Только так в полной мере можно ощутить весь эффект этого готического рассказа. И смею вас заверить, это действительно страшно. Замотался, запамятовал, но надеюсь, что многие так интуитивно и поступили.
На мой взгляд, этот странный рассказ по большей части бессмысленный и алогичный. И вышеуказанный эффект триллера является главным его достоинством наравне с авторским слогом, рассказ хорошо сделан с этим трудно поспорить.
Давайте все же наморщим попу и попытаемся высосать что-нибудь из пальца. Вот только несколько самых очевидных вопросов, которые в самую первую очередь приходят на ум: Кто или что этот высокий сутулый Он? Что скрывается за метафорой искусственно насаждаемого веселья, танца, игры в этом странном доме?
Уже не помню у кого из великих, предположительно у Томаса Манна, мне повстречался термин weltschmerz или мировая скорбь – «чувство, которое расползается по душе как газ, и несет с собой такую тоску, что ты принимаешься искать породившую ее причину, но ответа найти не можешь». Высокий сутулый человек, который смотрит в окно третьего этажа, воплощает в себе тот самый weltschmerz. Он - это мировая скорбь, от которой никуда не деться. И если игра, танец - метафоры жизни, то можно сколь угодно кричать «Танцирен», скорбь все равно, рано или поздно, тебя найдет и придавит.
Жизнь каждого человека подчинена каким-либо законам и схемам. Можно сказать, что над нами довлеет фатум. Танец в доме Нордена символизирует подчиненность жизни схемам, непонятным законам, лишающим личность свободы и самостоятельности. Человеческая жизнь пуста и бессмысленна и каждый, стремясь уменьшить индивидуальный уровень энтропии, заполняет её каким-либо культурным времяпрепровождением. А все оно, по гамбургскому счету, сводится к бездумному повторению одно и того же, что в данный момент времени считается должным делать, чтобы испытывать радость и счастье.
Мировая скорбь, словно чужая воля, накатывает, как только человек теряет бдительность и выпадает из обоймы жизни или съезжает с наезженной колеи. Мир страшен, мир безумен, мир непознаваем, мир гностичен, и если у тебя нет жизненного якоря, то к тебе, рано или поздно, придет «Он» и неважно в каком обличие. Он - плод воображения, двойник самого героя, его страх или воплощение мировой скорби. Он – иррациональность нашей жизни.
Мне очень нравится то, что написал Леонид Андреев, но читать его лучше маленькими порциями, чтобы в один прекрасный момент не начать сомневаться в собственной нормальности.
|
</> |