КВЖД. 100 лет спустя
diak-kuraev — 24.01.2015 Китай построит высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой, стоимостью 1,5 трлн юаней (242 млрд долларов), сообщили муниципальные власти Пекина.Общая протяженность железной дороги составит 7 тыс. километров. Маршрут железной дороги будет проходить через Казахстан, а время в пути составит два дня, сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление правительства в социальной сети Weibo. В заявлении отмечается, что железная дорога сможет облегчить путешествие из Пекина в Москву и сократить время в пути, передает РИА «Новости».
Китай продвигает свои высокоскоростные технологии в области железных дорог на международном уровне, добавляя, что новости о строительстве железной дороги появляются на фоне охлаждения отношений между США, Европой и Россией в связи с конфликтом на Украине и попыток российской экономики оправиться от падения цен на нефть.
http://www.vz.ru/news/2015/1/22/725637.html
Самое время вспомнить - какие аргументы приводились в конце 19 века для строительства КВЖД
(кстати, по моему, это было тупейшее решение: экономия, которая китайцев превратила во врагов и вынудила держать армию для охраны дороги, которая насторожила японцев и в итоге привела к войне; война, проигранная на Востоке, крайне затруднила России поиск союзников на Западе)...
***
ультрапатриоты дрессированно и предсказуемо бросились защищать свою догму о мудрости любого решения российских властей на любом изгибе нашей истории. В том числе и по поводу КВЖД.
Что ж, чуточку конкретики.
Сооружение этой дороги обошлось России в 1 млрд рублей.
При этом она была ежегодно убыточна.
В 1897 г убытки составили 5 млн рубл.
В 1898 - 26,3 млн
В 1899 - 62,7 млн
В 1900 - 76 млн
В 1901 - 64 млн
В 1902 - 68 млн.
При этом 10 млн ежегодно шло на содержание охраны.
Условием китайского разрешения на строительство КВЖД было заключение военного союза: при нападении кого-то на Корею, Китай или России, стороны должны были помочь друг другу. Так Витте подарил России ненужного и крайне слабого союзника. Уже в 1897 г Пекин требовал от России объявления ею войны Германии (та захватила Циндао).
В 1900 г. для подавления "боксерского восстания" пятитысячному русскому корпусу пришлось идти аж до Пекина
Условием ухода русской армии из Китая был запрет на поселение китайцам вдоль линии КВЖД.
С началом русско-японской войны китайская армия начала движение к КВЖД явно не с целью нашей поддержки. И хотя реального участия в войне они не приняла, потом, при составлении военно-мобилизационных планов недружелюбность Китая надо было учитывать и отвлекать силы с европейского театра. С декабря 1905 года Китай рассматривается русским Генштабом как вероятный противник. Японцы стали реформировать китайскую армию по европейскому образцу. Интерес Китая - выдавливание России из Манчжурии.
План войны с Японией (ноябрь 1903 года) предполагал высадку десанта на японских островах и разгром там японских вооруженных сил.
1902 год- заключение договора Японии и Англии.
Если бы дорога проходило по территории России, Китай просто оставался бы противником Японии - на многие десятилетия нейтрализуя японскую агрессию.
|
</> |