Курильский опрос
valkorn — 11.02.2011Интернет-газета «Соль» попросила Борю Иванова, меня и нескольких незнакомых мне любителей аниме ответить на вопросы о японцах, их мультфильмах и о спорных островах. Часть моих реплик в итоговый материал почему-то не вошла, целиком пусть висят здесь.
Как вы считаете, стоит ли отдавать японцам острова Курильской гряды, которые они требуют?
На мой обывательский взгляд, разумным выглядит вариант-компромисс, когда к Японии в обмен на подписание мирного договора между нашими странами отходят острова Шикотан и Хабомаи, а Итуруп и Кунашир остаются за Россией.
Вас как российского гражданина оскорбляет, что японцы топчут наш флаг?
Да, но меня больше беспокоят фотографии омоновца, топчущего российский флаг в Москве.
Вообще, почему японцам впились Курилы? Исключительно по меркантильно-политическим причинам или по каким-то личным, психологическим, социокультурным (как у русских с Крымом)?
Там богатые рыбой места, есть полезные ископаемые, плюс, конечно, возврат островов стал бы для Японии своего рода реваншем за поражения Второй мировой. Для японских политиков это возможность заработать очки в глазах избирателей. Правда, судя по разговорам с простыми японцами, вопрос «северных территорий» для них — дело двадцатой важности. А топчут и жгут флаги ультранационалисты, их не так много; у нас какие-нибудь православные хоругвеносцы тоже практикуют перформансы перед телекамерой.
Если рассматривать аниме как источник для изучения японского социума, можно ли определить какие-то ключевые модели поведения, фобии, свойства японского национального характера?
Трудолюбие на грани самопожертвования, повышенная восприимчивость к красоте, чистоплотность, вежливость. Боязнь идти наперекор общему мнению, вызвать недовольство окружающих. Определенная шаблонность действий — японцы порой похожи на автоматы с ограниченным набором инструкций.
Детей в Японии принято воспитывать в духе коллективизма, однако в последние полтора десятилетия «плохой экономики» социальные лифты (школа-университет-корпорация) сбоят, и среди молодежи растет число затворников-хикикомори. Всё это легко проследить по литературе, кино, комиксам и анимации.
А с боевым духом у японцев как, судя по аниме?
Хотя сценаристы аниме чаще своих западных коллег обращаются к теме военных конфликтов, это не значит, что современные японские зрители как-то особенно агрессивны. Все мальчишки любят играть в солдатики, просто западные продюсеры делают для мальчишек видеоигры, а японские вдобавок к играм выпускают рисованные сериалы. По-настоящему жестокое аниме занимает в Японии ту же нишу, что фильмы ужасов и боевики со взрослым рейтингом в Европе и Штатах, снимаются в расчете на совершеннолетнего зрителя. В целом, анимации с насилием и сексом японцы производят значительно меньше, чем мирных мультфильмов.
Не надо забывать, что Японии запрещено иметь собственную армию. Деятельность так называемых Сил самообороны ограничена защитными функциями, базовый принцип их военной доктрины — ненападение. Реваншистские сюжеты, где нынешняя Япония выступала бы агрессором, если и существуют, до экрана в виде анимации не добираются. При желании черты таких фантазий можно разглядеть в той или иной НФ-постановке о конфликте выдуманных цивилизаций будущего, но это уже совсем слабые отголоски скорби по утраченной империи. Аналога нашей «боевой фантастики», в которой российские (или даже советские) космодесантники в 2578 году крушат США и Китай, я в аниме не встречал.
Cкажите как специалист, националистические мотивы в аниме сильны? И поднималась ли когда-либо в аниме проблема «северных территорий»?
На излете
В их анимации, естественно, находят отражение анекдоты вроде «встретились японец, американец и француз», но дальше жонглирования стереотипами дело не заходит. Например, в сериале «Хеталия» разные страны олицетворяют веселые человечки, и Россия — обаятельный хам, который третирует троицу прибалтов, без парашюта выпрыгивает из самолета в сугроб и стращает Италию Дедом Морозом.
Существует полуфэнтезийное аниме о Русско-японской войне
Кстати, в 1997 году снята любопытная полнометражная лента «Трудная дружба». Речь в ней идет о японской экспедиции адмирала Ефимия Путятина и подписании Симодского трактата 1855 года, это первое дипломатическое соглашение между нашими странами. Премьеру мультфильма подгадали к одной из встреч Бориса Ельцина и тогдашнего японского премьера Хасимото. Русские в этой картине, разумеется, показаны с симпатией.
Как вы считаете, сообщество анимешников, да и фанаты Японии в целом, какую сторону в конфликте с Японией поддерживают, в массе своей? Возможно ли, что, если Россия гипотетически согласится отдать Японии Курилы, толпы юных отечественных анимешников ринутся туда?
Есть такой старый рассказ фантаста Лукьяненко — «Фугу в мундире». Общероссийский референдум о судьбе Курил там приводит к тому, что Японии приходится принять РФ под свой суверенитет целиком. Этот шуточный текст довольно популярен у наших любителей аниме, кто-то наверняка мечтает о таком развитии событий. Аниме-фэндом напоминает историю со стилягами из пятидесятых, с той разницей, что сейчас власть на всё это не обращает внимания, и картинки с подписями «Сегодня смотрит он хентай, а завтра — Родина, прощай!» проходят по разряду сетевого юмора, а не государственной кампании контрпропаганды. Ну да, если бы Япония завтра вторглась на территорию России (ситуация абсолютно невозможная, но всё-таки) из среды поклонников аниме вышло бы, конечно, какое-то количество коллаборационистов. В реальности японцы никуда не вторгнутся и анимешники будут спокойно смотреть свои мультики, никому не мешая.
Upd: Единственная встреча с японскими ультраправыми.
Ездят и проповедуют через репродукторы, что пора гнать гайдзинов. Фотографируешь, строят рожи.