КУРДСКИЙ ГАМБИТ

топ 100 блогов rabies_rabbit26.10.2011
Последние месяцы турецкий Курдистан фактически живет на осадном положении. Теракт следует за терактом. Так, 19 октября в провинции Хаккари курдским повстанцам удалось провести масштабную операцию против турецкой армии. В результате скоординированного нападения на восемь блокпостов были убиты 24 солдата, еще 18 получили ранения. Теракт 19 сентября был самым громким, но далеко не единственным за прошлую неделю. Так, днем раньше в провинции Битлис от заложенной бомбы погибли восемь человек, в провинциях Мардин и Тунджели были обстреляны военная колонна и пост жандармерии. В сентябре Рабочая партия Курдистана (РПК) также громко напомнила о себе двумя терактами — в столице страны Анкаре и небольшом городе Кахраманмараш на востоке, рядом с Газиантепом. По этим событиям и их освещению в СМИ может создаться впечатление, что движение курдских сепаратистов в Турции находится на подъеме. Между тем даже активизация курдов в последние два месяца не может скрыть того факта, что на самом деле РПК переживает самый серьезный за свою 30-летнюю историю кризис.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

Несмотря на нынешний всплеск активности, общее количество операций Рабочей партии Курдистана сокращается (даже при наличии мощной базы в соседнем Ираке). Стратегия морального изматывания властей и граждан Турции путем диверсионных акций по всей стране больше не работает — за последние три года число погибших в терактах и нападениях сократилось более чем вдвое. При этом сама РПК стремительно теряет поддержку курдского населения. Важнейшую роль в этом сыграла новая политика турецкого правительства, сочетающая бескомпромиссность по отношению к членам партии с существенными уступками курдскому населению. Отказ от насильственной ассимиляции, строительство инфраструктуры, рабочие места и повсеместное проникновение интернета — таковы элементы общественного договора, предложенного Турцией курдам. В целом затухающая динамика активности РПК в последние годы говорит о том, что договор принят. Чтобы разобраться в том, что происходит с движением курдских сепаратистов на самом деле, мы поехали в турецкий Курдистан — вотчину РПК.

Тунжели

Небольшой курдский город с населением в 80 тысяч человек, расположенный высоко в горах, когда-то был одной из основных баз курдского сопротивления. Однако, на парламентских выборах 2011 года целых 56% избирателей этого города проголосовали на националистическую кемалистскую партию (Республиканская народная партия) - партию, представляющую интересы армейской верхушки и стоявшую за началом насильственной ассимиляции курдов.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

Я разговариваю с местным учителем Серканом в попытке понять причины такого парадокса. 10 лет назад бойцы КРП часто спускались в город за провизией и другими припасами. Местные жители видели в них своих защитников и выделяли значительную часть своего небольшого бюджета на помощь КРП. "Все помогали", - говорит Серкан. "А если кто-то не хотел?" - уточняю я. "Ну такого не бывало, все хотели помочь" - отвечает он уклончиво. "Но все же, если предположить, что кто-то не хочет платить, что будет?" Серкан улыбается:"Тогда будут проблемы..." 
"Но небольшие" - добавляет он, подумав.

С середины 90-х годов от небольших проблем из Тунжели эмигрировала большая часть населения - в основном на запад Турции, где расселилась в исконно турецких городах, постепенно ассимилируясь и растворяясь среди коренных жителей.  По мнению местных жителей, уехало до 70% населения.
___________________________________________________________________________________________________
Тридцатилетняя война

Восток Турции еще со времен Оттоманской империи был бедным и отсталым регионом. Приход к власти Кемаля Ататюрка в 1920-е годы и провозглашение курса на строительство национального государства сделали курдскую идентичность нежелательной в новой Турции. Так появился план ассимиляции курдского населения и экономического развития региона. Насильственное проведение подобной политики вызвало немедленный ответ курдов в виде серии плохо организованных бунтов и мятежей, которые не имели успеха. Тем не менее именно тогда была заложена основа цивилизационного конфликта между просвещенной Западной Турцией и «диким» Курдистаном, который окончательно оформился в середине 1970-х годов с созданием Рабочей партии Курдистана во главе с харизматичным Абдуллой Оджаланом.

Военный переворот 1980 года в Турции толкнул новообразованную РПК на путь партизанской войны, сделав невозможным политическое представительство курдских интересов. Резкие действия военной хунты, включая полный запрет курдского языка и предоставление армии широких полномочий, только обострили ситуацию. Постепенная эскалация конфликта достигла своего пика в середине 1990-х годов, когда турецкое правительство с помощью полиции создало группы киллеров, охотившихся за лидерами курдского сопротивления, и неофициальные полувоенные формирования, занимавшиеся тем же самым в горах Курдистана. Эти группы финансировали себя самостоятельно, контролируя контрабанду наркотиков. Именно тогда похищения людей из курдских деревень сотрудниками спецслужб и бессудные казни армией стали обычным делом, а число погибших с момента начала боевых действий приблизилось к 30 тыс. человек. Сложная паутина связей полиции, спецслужб, наемных киллеров и организованной преступности открылась для широкой публики случайно, когда в 1996 году во время автокатастрофы в одной машине оказались замначальника стамбульской полиции, лидер одного из влиятельнейших курдских кланов Турции и наемный убийца из «красного» списка розыска «Интерпола».

Активность боевиков РПК спала в 1999 году после крупнейшего успеха турецких спецслужб — ареста главы движения Абдуллы Оджалана. Новый всплеск произошел в 2003 году, после начала американского вторжения в Ирак.

__________________________________________________________________________________________________

На рубеже 2000-х годов армия и полиция сменили подход, применяя "мягкую силу". Печально известные незаконные формирования "охотников за головами" были расформированы, практика похищения родственников членов КРП и безосновательных арестов также была пересмотрена. Вместо это, как обьясняет Серкан, сейчас к человеку, несущему домой явно больше продуктов, чем требуется на его семью, могут подойди военные и спросить, кому предназначены продукты, - просто чтобы показать, что он замечен. Впоследствии за его домом может быть установлено наблюдение - не снабжает ли он боевиков КРП. Еще 15 лет назад такого подозрения было достаточно для ареста и бессрочного содержания в тюрьме.

 Сейчас КРП все реже приходит в город за помощью, да и желающих эту помощь оказывать осталось совсем немного. В основном это старики, которые по старой памяти поддерживают "свою" ветвь КРП. Дело в том, что Курдская рабочая партия, несмотря на свою официально марксистскую идеологию, всегда делилась на религиозные фракции ислама - алевитов  и суннитов.

 Некоторые собеседники даже уверяли, что марксизм КРП был лишь наружной ширмой для получения поддержки СССР. Да и само название "партия", вводящее в заблуждение европейских "левых", по их мнению, было всего лишь пиар-приемом. КРП создавалась в 70-е группой курдских студентов, до которых тогда дошли отголоски студенческих бунтов в Европе в 60-е. Изначально партия обьявила себя частью движения за мировую революцию и приняла идеологию марксизма-ленинизма. Впрочем, сконцентрировалась КРП лишь на принципе равенства полов, что позволило рекрутировать женщин-боевиков.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

После ареста "большого друга советского народа" Оджалана, который время от времени по привычке обращался к социалистической терминологии, покровы окончательно спали, и КРП сосредоточилась на отстаивании культурных и языковых прав курдского населения, полностью забыв о мировой революции.

Впрочем, даже это оказалось слишком зыбким фундаментом для строительства общей для всех курдов общественной структуры, и на поверхность вышли старые разногласия двух ветвей ислама, представленные в КРП, - алевитов (более секулярная версия ислама) и суннитов.Принадлежность к той или иной секте связана с местом рождения курда, поскольку секты имеют "свои" регионы, где они пользуются максимальным влиянием. Таким образом, на религиозные различия накладываются еще и региональные. Особенностью горной местности является изоляция долин друг от друга, их зачастую раздельное развитие и, как следствие, большие культурные различия между жителями даже соседних долин. Местные жители рассказывали, как появление группы из "чужой" секты в не своем селе может привести к конфликту и даже кровавым перестрелкам. По мнению турецких военных, большая часть погибших в Курдистане за последние годы гибнет именно в таких внутрипартийных разборках.

Я спрашиваю Серкана, почему жители города проголосовали за турецких националистов на выборах. "Люди устали от войны, которая идет уже 30 лет без результата. Кемалисты действительно развивают регион, строят дороги, отремонтировали школу вот. Мы не хотим быть больше в изоляции."  "Но я голосую всегда за BDP (политическое крыло КРП)", - поспешно добавляет он.

Мы уезжаем из Тунжели уже вечером. На холмах вокруг города стоят военные базы с пулеметными вышками - над каждой красиво развевается на ветру турецкий флаг. Внизу же в городе под прицелами пулеметов кипит своя жизнь на своем отдельном языке.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

Наш путь лежит в город Диярбакир - неофициальную столицу турецкого Курдистана.

Диярбакир

Самый крупный город юго-востока Турции с населением около 2-х миллионов человек был всегда критически важен для КРП. Здесь проводились многие операции, теракты против турецкой армии и полиции и отсюда же рекрутировалось пополнение.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

 На улицах Диярбакира чувствуется напряжение - на основных перекрестках стоят полицейские бронемашины с водометами для разгона демонстраций, а с наступлением темноты на неосвещенных улицах появляются люди в гражданской одежде с автоматами. "Не пугайтесь,  - успокаивают нас наши сопровождающие, - это просто полиция". При звуках свадебного фейерверка вся улица тревожно замирает и оборачивается  - фейерверки и выстрелы звучат здесь одинаково часто.

Я разговариваю с Емером - инженером электрооборудования, тем самым молодым профессионалом, которые являются целевой группой рекламных кампаний. Ни Емер, ни его друзья не хотят отделения Курдистана от Турции, понимая, что Турция сегодня - это единственный шанс на развитие этого отдаленного от торговых путей горного региона. В отличие от живущего в непосредственной близости от КРП Серкана, Емер не скрывает эмоций:"КРП - это банда террористов и преступников, которые под видом защиты курдских интересов делают свой бизнес".

Действительно, Курдская рабочая партия стала настоящей бизнес-империей с ежегодным оборотом, по некоторым оценкам, до полумиллиарда евро. Деньги поступают как от "крышевания" контрабанды наркотиков через Курдистан, так и от помощи курдских диаспор. Этот "налог" является в значительной степени принудительным - им обложены большинство курдов, добившихся успеха в бизнесе, независимо от места их проживания. Широко известны истории о поджогах ресторанов и офисов курдов, отказывавшихся оказывать "помощь".

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

Падению популярности КРП помогает и весьма осторожная политика турецких властей, идущих на значительные уступки, чтобы продемонстрировать курдскому населению свою лояльность. Так, например, набор курдов в полицию Диярбакира - вещь не так давно немыслимая - стал вполне обыденной рутиной.  Легальная курдская партия BDP (Партия мира и демократии) имеет своих депутатов в парламенте, которые, правда, отказываются участвовать в его работе, штаб-квартиру в Диярбакире и вполне умеренную программу, не включающую отделения Курдистана от Турции.  

Пока многолетняя недоинвестированность в городе очевидна - часто отсутствующие тротуары, огромные ямы на дорогах, стихийные мусорные свалки, но при этом строятся новые жилые районы, ведется прокладка скоростной трассы до "большой земли", недавно открыта новая больница. Точные размеры дотаций и инвестиций, идущие в турецкий Курдистан из центра, установить сложно, т.к. они раскиданы по бюджетам разных министерств и ведомств, включая даже министерство обороны. Однако, не менее очевидна активность, с которой турецкое правительство заглаживает свою историческую вину, пытаясь подтянуть этот регион до уровня остальной Турции.
__________________________________________________________________________________________________
Курды живут на стыке четырех ближневосточных государств

Название "курды" появилось во время династии Сассанидов в Персии как обозначение кочевников иранского происхождения, занимающихся выпасом скота. Впервые как этническая группа они выделились в средневековье на фоне формирования национальных государств и империй. География расселения курдов определила их дальнейший статус - их территории находились на стыке трех крупнейших культур Ближнего Востока: арабской, персидской и оттоманской. Курды, будучи сравнительно небольшим народом, находящимся в стороне от крупных торговых путей, не смогли выдержать конкуренцию с ними и оказались разделены между сферами влияния. Распад крупных империй, завершившийся в 20-м веке, еще больше раздробил курдскую общину: сейчас курды разделены между Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. Каждая из этих общин имеет значительные отличия друг от друга и ведет собственную, зачастую не скоординированную с соседями, сепаратистскую борьбу. В каждой из стран-хостов сепаратизм курдов стал серьезной внутренней проблемой, превратившейся за годы противостояния и насилия, вопросом престижа. В Турции курдский вопрос в последние 20 лет стал ключевым пунктом внутренней политики. Учитывая, что ближневосточные режимы, легитимизируя себя в глазах своих народов, обращаются в первую очередь к традиционалистским ценностям, предоставление полной независимости какой-либо из территорий, заселенных курдами, в обозримой перспективе невозможно. Количество курдов оценивается цифрой от 28 до 35 миллионов человек. На сегодня это крупнейший компактно проживающий народ, не имеющий своего государства.

____________________________________________________________________________________________________

Емеру 25 лет, он учит английский и мечтает получить работу в турецком отделении корпорации АВВ - лидера в производстве электрооборудования. "Наше поколение, - говорит он, - с удовольствием пойдет на выборы и проголосует за легальную курдскую партию. Мы можем сходить на демонстрацию.  Но мы не будем с автоматами бегать по горам, нападая на военные базы".

 Для ведения партизанской герильи нужны люди, готовые нести лишения в горных лагерях и, возможно, умирать за идею курдской независимости. На четвертом десятке лет своего существования КРП столкнулась с неожиданной проблемой - кажется, что таких людей в новом Курдистане становится все меньше.


Кризис КРП

Система рекрутирования новых бойцов в КРП строилась на привлечении в первую очередь малообразованной молодежи.  Основательная политработа превращала политически незрелых подростков в настоящих фанатиков партии.

Однако, значительные инвестиции турецкого государства в образование в Курдистане наконец начинают приносить плоды. Пожалуй, самым большим успехом правительства в борьбе с герильей было проведение доступного интернета в большую часть населенных пунктов юго-востока Турции. Курдская молодежь теперь предпочитает сидеть в социальных сетях, общаясь с сверстниками из других частей Турции и остального мира и постепенно преодолевая закрытость и изоляцию, которые были хорошей почвой для пропаганды КРП.

Серкан из Тунжели рассказывал, что в последние годы в город приходит все меньше молодежи из КРП.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ

В основном группы боевиков состоят из старой гвардии - людей среднего и старшего возраста.
На улицах Диярбакира все чаще можно встретить модно одетых мальчиков и девочек с камерами-зеркалками и ноутбуками - примету любого современного мегаполиса.

КУРДСКИЙ ГАМБИТ
Недавно открывшийся шоппинг-молл в Диярбакире

Новое поколение в Курдистане, как и во многих других частях мира, выбирает английский язык, фэйсбук и ироничное отношение к ценностям предков. Курдам предстоит еще долгий путь преодоления многолетней самоизоляции и бытовой неприязни, которая укоренилась между ними и турками за годы конфликта, однако, первые шаги уже сделаны.

Курдская рабочая партия продолжает время от времени проводить теракты, совершая периодические набеги из Ирака, с все меньшей, впрочем, интенсивностью. Лидер КРП Оджалан приговорен к пожизненному заключению и находится в стамбульской тюрьме. А курдский флаг - символ недавнего сопротивления - уже продается в диярбакирских сувенирных лавках, постепенно занимая свое место на футболках и шейных платках в одном ряду с Че Геварой и буквами СССР - другими символами уходящей эпохи.


КУРДСКИЙ ГАМБИТ



Опубликовано в журнале "Эксперт"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так что каждый из нас уже получает свою долю нефтегазовых доходов. Особенно эффективно мы получаем ее через формирование "государственной культурной политики" и "демократизацию образования", последнее особенно понравилось. ...
"Cуррогатное материнство - это форма торговли человеческим телом." дьяк Кураев ...
.. perche bastardo gia avuto )(это не обо мне, не обо мне)ооохх.. какие красивые орхидеи ... ...
Не понимаю, чем виновата женщина, которая увела чужого мужа? автор |  02.11.2014, 18:52:52 [3439627067] Мужчина это не автомобиль и не животное, чтобы его "уводить". Увести можно лошадь, машину, телегу, в конце концов. Уход мужчины из семьи - в 100% случаев его осознанный ...
А кто-то ещё удивляется, почему наши в футболе ничего не могут добиться. Всё просто, когда вместо тренировок , у них алкоголь и вечеринки, то и результат соответствующий... Вот очередная крупная вечеринка, на этот раз отмечают окончание сезона, ...