Культовый роман.
chto_chitat — 15.08.2012Как вы считаете, что такое культовое литературное произведение?
Какие произведения в русской литературе вы относите к культовым (включая ХIХ и XX века)?
А какие - в американской?
По окончании дискуссии (если таковая будет и если позволят модераторы) я дам ссылку на статью, в которой (в том числе) автор высказывает свое мнение о том, что такое культовость по-русски и по-американски, которое мы сообща подтвердим или опровергнем.
UPD:
Алексей Цветков в статье про «Радугу тяготения» Пинчона немного касается вопроса культовости:
«Российская аудитория хорошо знакома с явлением культового романа — здесь сразу приходят на ум дилогия Ильфа и Петрова, импортный «Швейк» (в Америке зияющий своим отсутствием), «Школа для дураков» Саши Соколова, «Москва—Петушки» Венички Ерофеева и, конечно же, булгаковские «Мастер и Маргарита». Эта линейка — вовсе не эквивалент «великому американскому», в нее явно не попадут ни «Братья Карамазовы», ни «Чевенгур». В русской практике сюда обычно входят вещи, подлежащие разбору на остроумные цитаты, которые впаиваются в языковую практику интеллигенции.
С этой точки зрения культовый роман в США — нечто фундаментально иное, своего рода «анти-Швейк»… . В американской литературной практике можно скорее выделить эзотерический культовый роман, и одной из причин культа здесь как раз является узость и осведомленность круга посвященных, так что те, кто не прорвался через первую сотню страниц, лишь укрепляют уверенность адептов в своей избранности» (с)
Т.е. по Цветкову: если в России «культовое» произведение - это (всего лишь) наиболее часто цитируемое, то в Америке это - ! - «великий американский роман» (культовость которому, однако, придает горстка посвящённых)
Значит, в России культовость создают массы, а в Америке - узкий круг интеллектуалов. Впрочем, то же самое можно наблюдать и в Европе, когда жюри Нобелевской премии по литературе отдают свои голоса никому не известному претенденту, чувствуя при этом «собственную исключительность и интеллектуальное превосходство» (http://hobosti.ru/news/2012/07/nobel).
Поэтому разница, на мой взгляд, состоит не столько в масштабах произведений (для сравнения: камерные (по сюжету) «Москва - Петушки» и «Школа для дураков» - и эпические «Моби Дик» и «Радуга тяготения»), сколько в масштабах фэндома.