Куда делась куча картин Репина и других русских художников

топ 100 блогов shakko_kitsune07.09.2017 По поводу Репина разговорились тут в комментариях, и всплыл вопрос:

Но интересно ещё вот что. При его проработке сюжета у него известных работ же должно быть раз в пять больше чем есть в наличии? Куда делись все его эскизы, графическая проработка, варианты? Похоже как раз огромный пласт где-то у коллекционеров, и даже не описан.

И тут мне вспомнился интересный старый материал о том, что нашлось в Чехии -- выкладываю.


На фото -- один из ранних вариантов знаменитого "Крестного хода".
Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Фото: Владимир Поморцев

Мало кто знает, что на территории Чехии хранится самая большая коллекция русской живописи за пределами бывшей Российской Империи.

Некоторые картины покупалась еще до революции чешскими русофилами, остальное привезли с собой русские эмигранты. За редкими исключениями работы самых выдающихся мастеров русского искусства десятилетиями не покидают запасников чешских музеев или надежно спрятаны в чешских частных коллекциях. Возможность увидеть хотя бы некоторые шедевры представилась лишь нынешним летом. Картинная галерея в городке Глубока-над-Влтавой в Южной Чехии устроила первую за последние полвека масштабную выставку русской живописи из чешских собраний.

1. Кураторы выставки русской живописи Петра Лексова и Властислав Токош выбирают место для картины Николая Богданова-Бельского «Чаепитие у учительницы» (1910) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. Всего на выставке представлено почти сто полотен, многие из которых не выставлялись по несколько десятилетий.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 1.jpg

2. Портреты кисти Ильи Репина на выставке русского искусства в Южночешской картинной галерее имени Миколаша Алеша в городе Глубока-над-Влтавой. Мужской портрет (1899) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства в современной истории вообще не выставлялся и до сих пор был известен только по черно-белым репродукциям. Портрет старика (1910) из этого же собрания, по мнению многих искусствоведов, является фальшивкой. Подпись на портрете точно подделана, а живописная манера совсем не характерна для позднего Репина.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 2.jpg

3. Рабочие готовятся закрепить на стене огромную картину Ильи Репина «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе» (1911) из собрания Пражского Града. Самое крупногабаритное произведение русской живописи в чешских собраниях было приобретено в 1933 году лично первым президентом Чехословакии Томашем Масариком за 120 тысяч чехословацких крон и с тех пор украшает одно из служебных помещений Пражского Града. За последние полвека картина выставляется лишь второй раз.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 3.jpg

4. Посетители выставки русского искусства перед картиной Ильи Репина «Автопортрет за работой» (1915) из собрания пражской Национальной галереи. Автопортрет был написан по заказу Игоря Грабаря, тогдашнего директора Третьяковской галереи, однако по неизвестным причинам не был куплен Третьяковкой и впоследствии оказался в Чехословакии. Один из ключевых шедевров позднего периода творчества Репина последний раз выставлялся в 1950-е годы.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 4.jpg

5. Куратор выставки Петра Лексова выбирает место для картины из библейского цикла Василия Поленова «За кого меня почитают люди» (1909) из собрания пражской Национальной галереи. Справа видны пейзаж Василия Поленова «Татарская деревня в Крымских горах» (1905) из этого же собрания и картина Юлия Клевера «Старая Москва» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 5.jpg

6. Рабочие вывешивают картину Ивана Айвазовского «Прибрежный пейзаж с церковью в полнолуние» (1852) из собрания пражской Национальной галереи. Картина была приобретена музеем в 1953 году у частного коллекционера. Всего в запасниках чешских музеев хранится почти три десятка полотен Айвазовского.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 6.jpg

7. Куратор выставки Петра Лексова помогает перенести картину Филиппа Малявина «Каменоломня» (1930-е годы) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. В 1933 году в Праге с большим успехом прошла персональная выставка Филиппа Малявина. Многие его картины тогда были куплены местными коллекционерами и остались в Чехословакии.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 7.jpg

8. Кураторы выставки Юлия Янчаркова и Властислав Токош переносят картину кисти Филиппа Малявина «Молодуха» (1925) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. Картины русских художников из чешских собраний не выставлялись десятилетиями, поэтому часто даже специалисты не имеют представления о хранящихся там произведениях. Эта картина, например, хоть и приписывается Филиппу Малявину, однако подозрительно напоминает картину Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» из собрания пражской Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 8.jpg

9. Рабочие вывешивают крупноформатное полотно Александра Александрова «Стенька Разин» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 9.jpg

10. Картина Михаила Нестерова «Благословение» (1923) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 10.jpg

11. Рабочие закрепляют на стене картину Ильи Репина «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе» (1911) из собрания Пражского Града.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 11.jpg

12. Кураторы выставки Властислав Токош и Петра Лексова выбирают место для картины Николая Богданова-Бельского «Герой минувшей войны» (1924) из собрания пражской Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 12.jpg

13. Первые посетители выставки русской живописи в Южночешской картинной галерее имени Миколаша Алеша в городе Глубока-над-Влтавой перед картиной Виктора Васнецова «В костюме скомороха» (1882) из коллекции Третьяковской галереи. Почти сотня полотен из запасников чешских музеев, многие из которых не выставлялись по несколько десятилетий, удалось дополнить тремя картинами из знаменитого московского собрания.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 13.jpg

14. Картина Ивана Шишкина «Утро в лесу» (1888) из собрания пражской Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 14.jpg

Одним из крупнейших собраний русской живописи на территории Чехии располагает картинная галерея небольшого городка Наход на чешско-польской границе.

При коммунистах сюда передали фонды расформированного Славянского института Академии наук Чехословакии. Возможность увидеть хотя бы некоторые шедевры этой коллекции представляется раз в два года, когда в Находской галерее проходит традиционная выставка русского искусства.

***

15. Подготовка к выставке русской живописи в Находской галерее изобразительного искусства. Сотрудница галереи Марцела Троянова выносит из запасников картину Сергея Светославского «Весеннее половодье» из собрания галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 15.jpg

16. Директор Находской галереи Ян Капуста и его сын Ян переносят картины Филиппа Малявина «Весна» (1927) и Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» (1920-е годы) из собрания пражской Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 16.jpg

17. Картина Василия Поленова «Татарская деревня в Крымских горах» (1905) из собрания Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 17.jpg

18. Сотрудники Находской галереи вывешивают полотно Ильи Репина «Крестный ход в дубовом лесу» (1877–1924) из собрания Галереи современного искусства в городе Градец-Кралове.

Художник работал на этой картиной в общей сложности почти полвека, несколько раз кардинально меняя композицию и цветовое решение. После посещения Коренной пустыни в окрестностях Курска в 1881 году он отложил почти готовое полотно и начал новую картину. Так появился знаменитый «Крестный ход в Курской губернии», ныне хранящийся в Третьяковской галерее. Только 1891 году «Крестный ход в дубовом лесу» был впервые показан на выставке, а продать картину удалось лишь три десятилетия спустя. В 1925 году на пражской выставке Репина картину прямо у автора приобрел чешский промышленник Томаш Маглич. Непосредственно перед продажей 80-летний художник третий и последний раз переработал картину. Сегодня «Крестный ход в дубовом лесу» считается самым значительным и одновременно одним из самых крупногабаритных произведений русской живописи в чешских собраниях.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 18.jpg

19. Портреты Николая Васильевича Лопухина и его супруги Екатерины Николаевны Лопухиной кисти неизвестного русского художника начала XIX века и другие картины русских художников в запасниках Находской галереи изобразительного искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 19.jpg

20. Подготовительные наброски Ильи Репина к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1890).

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 20.jpg

21. Директор Находской галереи изобразительного искусства Ян Капуста с сыном выносят из запасников картину Ивана Шишкина «Елагинский парк в Петербурге» (1896) из собрания пражской Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 21.jpg

22. Сотрудница Находской галереи изобразительного искусства Марцела Троянова готовит выставочное паспарту для карандашного рисунка Ильи Репина «Портрет молодого человека» (1870) из собрания галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 22.jpg

23. Сын директора Находской галереи изобразительного искусства Ян Капуста выносит из запасников портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова кисти Карла Брюллова из собрания галереи. Принято считать, что это авторское повторение портрета, хранящегося ныне в Третьяковской галерее, хотя сегодня некоторые искусствоведы ставят под сомнение авторство Брюллова. Картина попала в Чехословакию в 1930-е годы из частного собрания в Берлине.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 23.jpg

24. Картина Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» и картина Филиппа Малявина «За самоваром» в запасниках Находской галереи изобразительного искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 24.jpg

25. Картина Владимира Маковского «Свадебная процессия в Орловской губернии» (1888) из собрания Национальной галереи.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 25.jpg

***

Произведения русских художников из чешских частных собраний время от времени всплывают на аукционах.

Так в октябре 2010 года на аукционе пражской галереи Pictura была продана картина Филиппа Малявина «Портрет певицы Надежды Плевицкой в костюме боярыни Курской губернии». Исполнительница русских романсов Надежда Плевицкая была чрезвычайно популярна в дореволюционной России. Большим почитателем таланта «курского соловья» слыл царь Николай II. Потом последовали долгие годы эмиграции и в конце-концов смерть в заключении во французской тюрьме, куда певица попала по обвинению в пособничестве НКВД при похищении генерала Миллера. Филипп Малявин написал портрет Плевицкой в 1924 году.

Картина демонстрировалась на персональной выставке художника в Праге, после чего осела в одной из местных частных коллекций. Работ кисти русских художников такого уровня не всплывало на чешских аукционах уже около десяти лет. В итоге портрет был продан за 2,5 миллиона крон (примерно 120 тысяч долларов) при стартовой цене 650 тысяч крон (примерно 30 тысяч долларов). Причем менее чем через год картина была перепродана на лондонском аукционе MacDougall's почти втрое дороже. Неизвестный покупатель заплатил за полотно уже 233,7 тысяч фунтов (примерно 375 тысяч долларов).

26. Картина кисти Филиппа Малявина «Портрет певицы Надежды Плевицкой в костюме боярыни Курской губернии» (1924) на предаукционной выставке в пражской галерее Pictura.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 26.jpg

Еще более неожиданным результатом закончилась продажа неизвестной картины кисти Константина Маковского «Рождение Венеры» на аукционе пражского аукционного дома Dorotheum в марте 2013 года. Старший брат знаменитого передвижника Владимира Маковского в своем творчестве вдохновлялся французской салонной живописью. Обнаруженная в одной чешской частной коллекции картина «Рождение Венеры» является прекрасным примером позднего периода творчества этого художника. Картина была продана с аукциона почти в десять раз дороже стартовой цены. Анонимный покупатель предложил за полотно 10,2 миллионов крон (примерно 525 тысяч долларов) при стартовой цене 1,2 миллиона крон (примерно 62 тысячи долларов).

27. Картина Константина Маковского «Рождение Венеры» на предаукционной выставке пражского аукционного дома Dorotheum.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 27.jpg

Самым дорогим произведением русской живописи, проданным на чешских аукционах за последние годы, стала картина кисти Константина Коровина «Летний день. Охотино». Рекордная сделка была совершена на аукционе пражского аукционного дома Dorotheum. Константин Коровин написал этот пейзаж летом 1916 года на своей даче в местечке Охотино Владимирской губернии. Впоследствии полотно приобрел чехословацкий дипломат Йозеф Кошек, первый консул Чехословакии в Латвии. Долгие годы картина хранилась в семье наследников дипломата. В мае 2012 года пейзаж был продан анонимному покупателю за рекордных 11,7 миллионов крон (примерно 560 тысяч долларов) при стартовой цене 1,9 миллиона крон (примерно 92 тысячи долларов). Причем всего через год картина была перепродана на лондонском аукционе MacDougall's за вдвое большую сумму. В июне 2013 года новый владелец заплатил за «Летний пейзаж» уже 747 тысяч фунтов (примерно 1,1 миллиона долларов).

28. Сотрудник пражского аукционного дома Dorotheum устанавливает картину кисти Константина Коровина «Летний день. Охотино» (1916) на предаукционной выставке.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 28.jpg

Далеко не всегда произведения русских художников находят своего покупателя. Так в марте 2009 года пражский аукционный дом Meissner Neumann безуспешно пытался продать набросок Ильи Репина к его знаменитой картине «Бурлаки на Волге». Желающих выложить почти пять тысяч евро за карандашный портрет бурлака Ваньки Каина не нашлось.

29. Супруга владельца пражского аукционного дома Meissner Neumann Дана Нойманова демонстрирует набросок Ильи Репина к картине «Бурлаки на Волге» на предаукционной выставке.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 29.jpg

30. Владелец аукционного дома Meissner Neumann Ян Нойман ведет аукцион.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 30.jpg

Последняя громкая продажа случилась в ноябре 2013 года, когда на аукционе пражского аукционного дома Dorotheum было выставлено первоклассное полотно Ильи Репина «Наталья Нордман за книгой». Портрет второй жены художника был написан предположительно летом 1900 года на австрийском курорте Целль-ам-Зе. Сам Репин никогда не расставался с этой картиной, как, впрочем, и с другими портретами своей супруги, которую он пережил на пятнадцать лет.

После смерти художника в 1930 году картина перешла по наследству к его дочери от первого брака Татьяне Ильиничне Репиной-Язевой. В марте 1934 года она демонстрировалась на выставке русских художников в Остраве. Очевидно сразу после выставки портрет был продан одному из чешских ценителей живописи. С тех пор почти восемьдесят лет картину никто не видел, хотя она и упоминалась в монографии Игоря Грабаря о Репине, изданной в Советском Союзе в 1937 году. Безупречный по качеству и происхождению портрет кисти Репина был продан анонимному покупателю из России за 5,98 миллионов крон (примерно 296 тысяч долларов). С учетом комиссионных аукционного дома, цена за картину составила 7,1 миллионов крон (примерно 356 тысяч долларов) при стартовой цене 3 миллиона крон (примерно 157 тысяч долларов).

31. Сотрудник пражского аукционного дома Dorotheum устанавливают картину Ильи Репина «Портрет Натальи Нордман» («Наталья Нордман за книгой») на предаукционной выставке.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 31.jpg

32. Картина Константина Маковского «Рождение Венеры» на афише аукционного дома Dorotheum.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 32.jpg

Одна из самых значительных частных коллекций русской живописи на территории Чехии на короткое время стала доступна для обозрения в Музее русского искусства, открывшемся в декабре 2010 года в самом центре Праги. Коллекционер Валерий Ларионов почти четверть века целенаправленно занимался поиском и покупкой картин русских художников, осевших в чешских собраниях. Результатом его усилий стала превосходная коллекция, насчитывающая более четырехсот произведений живописи и графики, которая и легла в основу экспозиции нового музея.

33. Первые посетители пражского Музея русского искусства перед портретом мадам Франкенштейн (1875) кисти Ильи Репина.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 33.jpg

34. Подготовка к открытию Музея русского искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 34.jpg

35. Рабочий выравнивает картину Федора Бурхардта «Весенний пейзаж на Волге» накануне открытия Музея русского искусства.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 35.jpg

36. Проверка уровня освещенности на портрете Маши Морозовой кисти Владимира Россинского накануне открытия музея.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 36.jpg

37. Первые посетители пражского Музея русского искусства перед картиной «Переход горцев через реку на рассвете» (1880) кисти Франца Рубо. К сожалению, музей закрылся спустя всего полгода после открытия.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 37.jpg

38. Книга чешского искусствоведа Владимира Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» вышла в 1974 году и до сих пор остается единственным серьезным исследованием на эту тему. Многие картины русских художников сегодня известны только по цветными или черно-белым репродукциям в этой книге. Например, картина Абрама Архипова «Смеющаяся женщина в красном» (1924) из собрания пражской Национальной галереи последний раз выставлялась в 1961 году.

Куда делась куча картин Репина и других русских художников 38.jpg

Фотографии этого очерка сняты в период с февраля 2009 года по июнь 2015 года.

Copyright © 2015 Vova Pomortzeff
Оригинал статьи - вообще очень рекомендую этот сайт

Автор фотографий:
Документальный фотограф и фотожурналист.
Последние шестнадцать лет живет и работает в Праге.
Член Союза журналистов России.
Сотрудничает с фотоагентством Focus Agentur, Германия.
UPD Куда делась куча картин Репина и других русских художников unclesasha
Ф. Малявин. "Европа под угрозой". 1926
Обнаружил её в художественном музее города Острава в Чехии.
Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Собянина - в президенты России. Ликсутова - в мэры Москвы (на худой конец - министром транспорта) Мединского - уволить нахуй. Капкова достать из забвения и назначить министром культуры. Кстати, не устаю наблюдать, что в Москве руководители департаментов (=министры) в сто раз круче ...
Никто не может грустить.. когда у него есть воздушный шарик.. Винни Пух :-) ...
сейчас конечно ЖЖ стал не торт, но какие-то года четыре назад в нем кипели не то чтобы шекспировские, а прямо-таки гарсия-лорковские страстито есть за любое неосторожное слово можно было словить нож в бочинуопасные короче парни в пидерозаводской ...
Вы никогда не задумывались какое испытание проходят монахи при монастырях, которые расположены в больших городах? Это ведь каждый день искушение. В дальнем скиту, наверное проще служить Богу, ты один на один с ним. Православный Новоспасский мужской монастырь был основан в 1282 году ...
Отсюда . Намного подробнее здесь . Если по верхам, то не сказано ничего. Днем с огнем не найдешь руководителя любого уровня, который не хотел бы "тесно сотрудничать в вопросах безопасности" и "оперативно работать над устранением противоречий". А если не по верхам, то... (а) Не сек ...