Кто вы, Зайнулла Расулев?

топ 100 блогов shurarb08.03.2017

В последние годы всё чаще приходится слышать тезис о том, что при трактовке тех или иных положений ислама должны учитываться местная специфика, уровень религиозности населения, обычаи и традиции, формировавшиеся веками; мазхаб (юридически-богословское направление), которого придерживались мусульмане данного региона и другие обстоятельства. Бесспорно, принцип «различие фетвы в зависимости от времени и места» (т. н. اختلاف الفتوى باختلاف الزمان والمكان) имеет место быть в шариате. По этому поводу имам Ибн Каййим писал:


ومَن أفتى الناس بمجرد المنقول في الكتب على اختلاف عُرفهم ، وعوائدهم ، وأزمنتهم ، وأحوالهم ، وقرائن أحوالهم : فقد ضلَّ ، وأضل ، وكانت جنايته على الدِّين أعظم من جناية مَن طبَّب الناس كلهم على اختلاف بلادهم ، وعوائدهم ، وأزمنتهم ، وطبائعهم ، بما في كتابٍ من كتب الطب على أبدانهم ، بل هذا الطبيب الجاهل ، وهذا المفتي الجاهل : أضر ما يكونان على أديان الناس ، وأبدانهم ، والله المستعان” إعلام الموقعين.” (3 / 78)


«…А кто даст людям фетву, опираясь лишь на переданное из книг, не учитывая их обычаи, традиции, эпоху, положение, сопровождающие их обстоятельства, тот впал в заблуждение и ввёл в заблуждение других. Его преступление по отношению к религии более велико, чем преступление по отношению к телам того, кто лечит всех людей (одинаково), невзирая на отличия их страны, обычаев, времени, природы, опираясь лишь на одну книгу из книг по медицине… Более того, этот невежда-доктор и тот невежда-муфти (выносящий эдикт) – наиболее вредные (личности) для религии и тел людей, и лишь от Аллаха – помощь». («إعلام الموقعين» 78/3).


Действительно, нельзя навязывать мусульманам того или иного региона фетву, данную в другое время и при других обстоятельствах. К примеру, милостыня фитра (другое название – «закят фитра»), выплачиваемая по окончании поста, уже практически не раздаётся ячменем, упомянутым в предании от Ибн Умара: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность в качестве милостыни фитр один са’ фиников или ячменя каждому мусульманину – рабу и свободному, мужчине и женщине, взрослому и молодому. Он повелел раздать его до того, как люди выйдут на намаз». (Сборники «Аль-Бухари» и «Муслим»). Это связано с тем, что ячмень в современном мире – это продукт, потребляемый людьми не так часто, поэтому в наши дни принято выдавать фитр рисом или другими видами еды. Но такие «амплитуды колебаний» фетв ни в коем случае не выходят за пределы Корана и Сунны, так как разниться могут положения лишь второстепенных вопросов, в которых допусти́м так называемый иджтихад. (То есть «приложение усилий» для поиска наиболее подходящего ответа на вопросы, которые в своей основе допускают различные вариации и интерпретации). Например, в качестве милостыни фитра во время самого́ пророка (ﷺ) допускались несколько видов продуктов: ячмень, зерно, финики, изюм, творог и др.


Так что нельзя «играть» с положениями ислама, видоизменяя и подстраивая их под прихоти человека, ссылаясь на принцип «фетвы могут различаться». Да, они могут различаться, но, во-первых, не в отношении основных постулатов, а во-вторых – только в тех границах, которые очерчены еще во время пророка (ﷺ) и праведных халифов. Непонимание этой истины толкает людей – часто очень далеких от теологии – на попытки сформировать какую-то новую модель ислама, обосновывая эти потуги внешне красивыми терминами «традиционный ислам», «социальный ислам», «срединный путь ислама» и т. д. Для простоты запоминания можно усвоить одно уникальное правило, которое является лишь популярной формулировкой древней истины: ислам не приемлет имен прилагательных. Даже такое словосочетание как «истинный ислам» неуместно, так как «неистинного ислама» просто не бывает – бывают секты, прикрывающиеся мусульманской риторикой.


Это было пространное введение к основной теме, которую я хотел бы поднять. (Именно поднять, так как это – лишь начало обсуждения, которое, чувствую, затянется на долгие годы). В чём суть темы? Попытки сформулировать и сформировать «традиционный ислам», предпринимаются и у нас, в Башкортостане. Наблюдая за этим, хочется пожелать, чтобы у нас это закончилось безболезненно и быстро, как короткое замыкание: замкнул два провода, увидел яркую вспышку, услышал, как выбило предохранитель, и сразу дошло – не стоит соединять несоединяемое. Не стоит клеить имя прилагательное к тому, что в этом не нуждается. В других республиках России, думаю, будет сложнее – там не просто замыкают два провода, там их соединяют с трансформатором, фазы которого ведут к умме. Коротнёт – не дай Аллах – мало не покажется. Если взять Татарстан, то там, похоже, скоро появятся борцы за «традиционный татарский ислам» во втором поколении – сыновья и дочери людей, которые, как принято выражаться, «сделали себе имя» на этом поприще. Не буду переходить на личности, обсуждая, кем именно представлена эта плеяда «мыслителей» – они не стоят внимания[1].


А у нас в Башкортостане на стяг «традиционного ислама» лег образ Зайнуллы Расулева, местного суфийского шейха, выходца Учалинского района. Частое упоминание этого религиозного деятеля башкортостанскими мусульманами не удивительно – любая идея нуждается в ссылке на авторитетных людей для пущей убедительности. Давайте немного полистаем малую часть того, что было сказано о Зайнулле Расулеве за последние годы.



  • «По Воле Всевышнего, шейх Зайнулла (1835 – 1917 г.г.) достиг духовного уровня «Кутб заман» − верховный «святой» суфийской иерархии, «святоугодник» (валиюллах). Знание «Кутб заман» нисходит непосредственно от Аллаха. Он обладает сверхъестественными способностями, знает тайное значение букв арабского алфавита. Но для своих последователей Зайнулла-ишан был прежде всего отсветом божественного в этом мире. Шейх Зайнулла был крупным подвижником, педагогом и мыслителем своего времени. Он основал знаменитое медресе «Расулийа», которым неизменно руководил и где преподавал вплоть до 1917 года. Уникальность медресе «Расулийа» заключалась в новаторском взгляде на то, каким должно быть мусульманское учебное заведение. В программе медресе впервые за историю исламского образования в царской России успешно совмещались религиозные и общеобразовательные науки. (Гузель Ибрагимова, 5 июня 2011 г.)[2].

  • «Огромный авторитет З. Расули, его личные отношения с мюридами позволяли ему в определенной степени контролировать жизнь мусульман на огромных территориях. К нему стекались ученики­мюриды из Сибири, с китайской границы, из Туркестана, Казахстана, Дагестана и региона Казани. Свой авторитет ишана он использовал для внедрения нового метода своими шакирдами, хотя далеко не все из них были в этом заинтересованы. По словам Хади Максуди, «одно из больших свершений, сделанных хазратом для нации, состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий Шариату». Особую роль Расули сыграл в просвещении и окультуривании кочевников, в первую очередь казахов. (Айдар ХУБУТДИНОВ , доктор исторических наук).[3]

  • «Зайнулла Расулев – известный религиозный деятель начала XX века, знаменитый башкирский ишан, последователь суфизма. Был известен своими глубочайшими познаниями в богословии, шариате, суфизме, а также невероятной человечностью, которая притягивала к нему тысячи людей. Его считали врачевателем, он владел таинствами тибетской медицины, гипноза, а также, по некоторым источникам, даром пророчества» (Автор неизвестен, предположительно 2015 г.)[4].

  • «Правительство Челябинской области, Администрация Троицкого городского округа, Троицкий филиал Челябинского государственного университета, Уральская государственная академия ветеринарной медицины, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева, Уфимского научного центра Российской академии наук (г. Уфа), Российский Исламский университет (г. Уфа), Центральное духовное управление мусульман России (г. Уфа), Региональное духовное управление мусульман Челябинской области при Центральном духовном управлении мусульман России 21  МАЯ 2015 ГОДА ПРОВОДЯТ ЧЕТВЕРТУЮ(!!!)[5]  ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России» г. Троицк посвященную 70-летию Победы народов СССР в Великой Отечественной войне. Шейх Зайнулла Расулев внес заметный вклад в развитие общественной мысли и религиозной практики мусульманских народов. Обращение в рамках Всероссийской научно-практической конференции к наследию этого религиозного мыслителя призвано дать новый импульс теоретико-методологическим, историографическим, источниковедческим и фактографическим исследованиям российского и мирового ислама»[6].


И вдогонку ещё один отрывок из статьи Салавата агая Хамидуллина, очень много пишущего о шариате, суфизме, сектологии, башкирской (и не только!) истории, башкортостанской политике межконфессиональных отношений и ещё многом другом. (Вот такими всесторонне продвинутыми экспертами славится наша республика, если вы не знали J).



  • «Зайнулла Расулев уже в начале 20 века предвидел угрозы, которые таила в себе инвазия чужеродных нам учений. Салафиты-ваххабиты думают, что они спасают ислам, но на самом деле они ведут его к гибели. Поскольку отказ от эзотерической составляющей, как писал французский философ Рене Генон, присутствовавший в любой религии, неизменно приводит к гибели этой самой традиции. В заключение скажем, что русский востоковед Владимир Бартольд назвал Зайнуллу Расулева «духовным королем своего народа». (Газета «BONUS», 23 февраля 2017 г.).


Таких статей в интернете – огромная масса. Читая все эти рассуждения от самых разных авторов, становится ясно – Зайнулла Расулев был удивительной личностью, фигурой невероятно крупной и легендарной. Но есть во всех этих цитатах три общих момента:



  1. Среди авторов нет ни одного теолога. Ведь деятельность Зайнуллы Расулева от начала до конца была связана с исламом, следовательно, проанализировать её может только тот, кто сам разбирается в религии ислам.
  2. То, что сказано о нём даже этими авторами, передающими слова друг-друга с различными перифразами на разных языках – слишком далекие, общие, а иногда и откровенно забавные утверждения, которые просто нереально связать со многими вопросами современности, требующими решения. А ведь именно это и пытаются делать борцы за «традиционный башкирский ислам». Но утверждения типа «был очень знающим», «всегда находил ответ», «знал тайны букв», «обладал чудесными способностями» мало пригодны для того, чтобы помочь преодолеть сегодняшние проблемы. Понимаю, что участников всяких конференций не особо волнует связь между общими слоганами и тем, что нужно делать с утра после таких «вечеров памяти», «чтений» и проч. встреч, но не стоит слишком входить в роль Цицерона.
  3. Ну и наконец одно важное обстоятельство, которое не даёт мне покоя: ни в сети, ни в магазинах нет практически НИ ОДНОГО ТРУДА З. Расулева! Все упомянутые цитаты – хорошо, но ведь это просто слова людей о нём! Пусть даже это – слова самого Бенигсена, Заки Валиди, Бартольда, Алгара, Насырова, Хамидуллина, Якшибаевой и других. (Кстати, как принято сейчас выражаться в соцсетях, улыбнуло то, что некоторые статьи писали со слов какого-то троицкого хазрата, встречавшего журналистов и рассказавшего о З. Расулеве то, что он запомнил из «народной молвы» о нём. Ну, коль уж так, приезжайте тогда ко мне в гости в Учалинский район, откуда родом и шейх – может, и я что-нибудь расскажу интересного на правах земляка. Народной молвы в нашем районе предостаточно – один снежный человек чего стоит[7]. Вроде, все о нем говорят, но близко никто не видел).

Завершая тему, которая, как я уже сказал, будет обсуждаться ещё не один год, хочу остановиться на последнем пункте. Невозможно понять, чем жил и о чём думал человек, пока мы не ознакомимся хотя бы с одним из его трудов. Всемирная сеть выдает, что у З. Расулева их было несколько: «Аль-фаваид аль-мухимма ли-ль-муридина ан-накшбандийа ва аль-аврад аль-лисанийа ва ас-салават аль-масура» – «Божественные истины, постижение которых необходимо для мюридов суфийского братства накшбандийа, славословия и молитвы Аллаху» (Казань, 1899), «Макалат Зайнийа» – «Прекрасные статьи» (Казань, 1908), «Троицк улэмасы вэ усул-и джадидэ» – «Улемы Троицка и звуковой метод»[8] (Оренбург, 1911), «Алифба каныда» – «Об азбуке» (Оренбург, 1912).


Лично я не буду верить ни одной цитате о шейхе З. Расулеве, несмотря на многочисленные конференции, «анализы деятельности», «чтения»[9] о нём, пока не увижу, что говорил и писал он сам. А пока этого не произошло, загадочная личность З. Расулева окутана для меня тайной, и, как безмолвный ответ на вопрос «Кто же вы, Зайнулла хазрат?», всплывает перед глазами единственная фотография шейха со взглядом учителя, загадавшего загадку и ждущего, кто отгадает её первым…


P.S. Уверен, что эту статью прочитают и те, кому захочется передать мне соответствующие ссылки или материал. И тогда можно будет обсуждать личность моего легендарного земляка более предметно. Буду ждать: [email protected].


Автор Хайбуллин И. Н. Секретарь, преподаватель, переводчик, публицист при Совете мусульман Башкортостана


[1] Удивительно – через несколько часов после написания этих строк наткнулся на статью, в которой один из татарстанских писарей от ДУМ РТ из упомянутой плеяды выдал сногсшибательный опус о том, что, мол, нам нужен не ханафитский мазхаб, а мазхаб Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах). Видимо, придется написать об этом отдельно.


[2] http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/25264


[3] http://www.idmedina.ru/medina/?5294


[4] http://xn—-7sbab5ajeqasg9dtd.xn--p1ai/biografiya-ishana/


[5] Три восклицательных знака – от меня. Кажется, такие чтения проводились и после этого.


[6] http://www.ikuzeev.ru/node/361


[7] https://www.youtube.com/watch?v=U7wa6kqHvwA


[8] Тут я не понял, почему арабское словосочетание «усуль джадида», которое, казалось бы, нужно переводить как «новые основы», перевели как «звуковой метод (?!).


[9] Хотелось бы спросить у кого-нибудь из сотни людей, участвовавших на упомянутых «чтениях», какой именно труд З. Расулева они прочитали и проанализировали…




Источник... https://shurarb.ru/articles/ot-ishmurata/kto-vy-zaynulla-rasulev/?utm_source=LiveJournal&utm_medium=LJ&utm_campaign=11111
Зайнулла Расулев От Ишмурата

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Я такая старая, что помню прошлый век. Например, я помню времена, когда сливочное масло было полезным. Его клали в горячую кашу, намазывали на хлеб, смазывали блины. Очень полезным было масло, особенно для детей. Еще я помню, когда были полезными дрожжи. Особенно для подростков. ...
Добрались до нас новые экологические веяния. С 1 января мы будем обязаны сортировать весь домашний мусор. С нами ведется "разъяснительная работа" путем размещения всевозможных плакатов, объявлений с угрозами и увещеваниями. В нашем доме стоит мусоропровод, как и в двух соседних башнях. ...
1. Стал получать СМСки. ..... Ваш гугл верификационный код. Причем как в урочное, так и не очень время, например посреди ночи. Ломают? 2. Оплатил коммуналку. За электроэнергию чуть меньше чем в прошлом месяце, но все равно существенно больше чем до подорожания. 3. На одну из сим карт ...
...
Стратегия импортозамещения, принятая в 2012 году и рассчитанная до 2020 года, а также запрет поставок из ряда стран, введенный в 2014 году в рамках контрсанкций, не смогли обеспечить замещение основных категорий импортных продуктов за счет собственного ...