Кратко об основных стилях в архитектуре и дизайне жилья и будущем их развития.

топ 100 блогов arhiseva16.06.2015  Кратко об основных стилях в архитектуре и дизайне жилья и будущем их развития.
Прежде чем говорить об архитектуре вообще и архитектурных стилях в частности, нужно вначале договориться о том, что такое архитектура. То есть, дать ей определение.





Архитектура - это выражение культуры человеческих сообществ в их жизненном пространстве.

Теперь можно обсуждать различные стилевые формы этого пространства, которые обусловлены культурой тех, кто эти формы создавал. В связи с этим, архитектуру необходимо рассматривать через призму культур, мировоззрениям  которых она подчинена.

Старая и новая Европа. Этот стиль довольно сильно притягивает нравы наших сограждан, в особенности последнюю четверть века,  благодаря весьма внушительной пропаганде этого образа «чисто вымытого», «аккуратно подстриженного» уклада жизни новой Европы и монументальной архаичности Европы старой. Эти образы довольно приятны глазу с их черепичными крышами, кладками клинкерных кирпичных стен и аккуратно подстриженными  газонами. Такой стиль, конечно же, выглядит очень регламентированным, отработанным до мелочей, нарочитая упорядоченность которого и создает ощущение «прибранного рая», в котором всё находится на своём месте, что создает ощущение надежности, окончательности, порядка и, в каком-то смысле, «скромной праздности».

Средиземноморский стиль разительно отличается от европейского наличием в нём смешения множества культур, их бурного соцветия, воплощенного в сочетании, казалось бы,  несочетаемого. Этим он и прекрасен. На первый взгляд, эклектичные смешения Востока, Египта, Кипра, Марокко и даже немецкой готики, не должны сочетаться гармонично. Однако само географическое место, культурный сплав различных религиозных культур, а так же влюбленность зодчих разных эпох и народов к самой территории Средиземноморья, породили полинациональный, поликультурный, и в тоже время, абсолютно новый и один из самых демократичных стилей. В результате, из стилевого архитектурного многообразия образовалось симфоническое «звучание» форм, цветов, материалов и культур. В нем дозволено практически всё. Однако, важно привнести в него себя, свое мировоззрение, свою культуру. Тогда формы в средиземноморском стиле будут живыми, а не декорациями на средиземноморский лад.

Восточный стиль (точнее, стили), как ни странно, практически не претерпел радикальных изменений, впрочем, как и сама культура и религия, на основе которой он развивался. Он как математика, и по сей день является «точной наукой». За исключением, пожалуй, марокканского стиля, который сегодня допускает некоторые современные архитектурные интерпретации.

Дворцовый стиль остается популярен, особенно в «тучных» 2000-х в России, Китае и в арабских странах. Но если уж и заниматься дворцовым стилем здания,  интерьера, то и время на его разработку должно быть отведено «царское». Потому как он, как и восточный стили, не терпит допущения различных, как геометрических, пространственных, так и стилевых «вольностей».

Неосоветский ампир, или его «сталинский» прототип, в 90-е годы и по сей день, часто ошибочно называют «классикой». Этот стиль был выбран в то время совсем не случайно. Во-первых, он символизировал  и преемственную имперскость СССР по отношению к Российской Империи, и по отношению к античным и византийским древностям. Во-вторых, он более гуманистичен и миролюбив по отношению к римской имперской «архитектуре завоевателей», обязанной внушать всем дух господства Рима.  В третьих, этот стиль своим греческим духом позволял демонстрировать и пропагандировать высокую культуру, творческое и человеколюбивое начало наиболее полно и открыто. С середины 90-х   благодаря не до конца стертым советским и досоветским имперским культурным кодам, на такой стиль вновь появился запрос. Наше архитектурное и дизайнерское сообщество стало его копировать и, зачастую, значительно утрировать этот стиль по старому русскому принципу «всё или ничего», порой доводя элементы этого стиля до псевдобарокко и даже псевдороккоко, к сожалению, очень часто делая это вульгарно и по-русски, лихо. На сегодняшний день эта тенденция немного настоялась, приобрела в каком-то смысле, некоторую скромность, остепенённость. Однако, о искоренении «лихости», пошловатости и прочих «творческих порывов» постсоветского имперского ампира и «классики» вообще, говорить пока рано.

Русский купеческий стиль, его хочется еще назвать «русский мещанский». Образовавшийся в результате синтеза образа русской усадьбы и западного староевропейского особняка,  он остался мало освоен, так как взоры заказчиков и архитекторов обращены в-основном на западные стили подобной буржуазной архитектуры. Думается, за ним, как и за переосмысленным и улучшенным неоампиром  «сталинского» типа, кроется будущее российской имперской архитектуры. Это произойдет не раньше, чем окончательно улягутся «страсти по Западу», которые в настоящее время еще довольно сильны в государстве и обществе. Только тогда, «посмотрев в себя», мы сможем начать говорить о русской архитектуре ХХI столетия, ее альтернативности, самости, её смысле и миссии...

«Кантри» или «неокантри» - стиль, который полюбился отечественным ценителям архитектурной эстетики из-за своей похожести на раннесоветский (сталинский)  и досоветский тип внешнего и внутреннего характера жилых и нежилых зданий. Стиль сам по себе довольно демократичен, романтичен и адресует к душевности и простоте загородного, если точнее, деревенского быта. Как западного, так и косвенно, отечественного.

«Европейский минимализм», перекочевавший из Японии - на Запад и полюбившийся архитекторам-конструктивистам, а затем и «технократам», приобрел оседлость в Европе и США. А далее стал распространяться и на архитектуру зажиточных восточных и арабских государств. В самой же Японии этот минимализм порой достигает самой радикальной минимальности. А именно, до работы только лишь с белым цветом, светотенью простейших форм и объемов. Европейские архитекторы и дизайнеры стараются не отставать в этом от японских законодателей данного стилевого направления.

«Техно», «Хайтек», «силикон» и т.д. Современность создает новые субкультуры как в обществе, так и в архитектуре. Так же, она создает различную моду на то или иное ответвление от основного архитектурного стиля. Техно или «хайтек» - одна из таких мод, которая сегодня претендует на отдельный собственный стиль. Ничего плохого в этом нет. Можно сказать, что это архитектура поколения «некст» или, как принято сейчас говорить «офисных работников». А можно сказать, что это архитектура эпохи расцвета технократизма. Оба этих утверждения будут верными. Если же не употреблять сарказм, то некий «хайтек» и прочие связанные с ним стилевые течения –это такой новый «инструмент», который, совершенствуясь и развиваясь, всегда будет востребован. Насыщенность новейших технологий, разрабатываемых для архитектурного «хайтека», очень нужна для развития практически всех других стилевых направлений, для которых эти технологии смогут послужить полезную и нужную службу.

Существует еще некоторое множество других архитектурных и дизайнерских стилей, но здесь перечислены только основные, наиболее широко применяемые направления.

Из всего сказанного можно сделать краткий вывод о том, что по большому счету ничего революционного в архитектуре и дизайне жилья на сегодняшний день не произошло. Есть эволюционные тенденции к авангарду в каждом из этих стилевых направлений. Но и они в-основном касаются материалов, цветов, современных технологий и оригинальных пространственных и инженерных решений.

Есть и тенденции негативные, можно сказать, связанные с глобализацией, в том числе и в архитектуре. В процессе поиска новых форм,  оригинальных конструкций и стилевого авангарда, зачастую ускользает тема самого человека, которому архитектурное пространство подчинено не только служить, но и говорить о его идентичности. Скорее всего, так происходит потому, что архитектура сегодня далеко не всегда несет ту смысловую и идейную нагрузку, которую она обязана нести как выразитель культуры и мировоззрения (см. определение). Не стилизацию смысла или образа, а сам образ и смысл, которые могут вдохновить человека на творчество, размышления о его предназначении, торжественность, интеллектуализм  и так далее. То есть на то, что может человека морально и духовно  подпитывать, развивать его высокие и высшие качества.


Будущее развития архитектуры будет зависеть от развития человека. Если он будет тянуться к одному лишь прогрессу, не занимаясь собственным развитием, то будет развиваться лишь технологизация, виртуализация и «омещанивание» архитектуры и дизайна. А так же стилизация, простите, «картонная», постмодернистская имитация всего многообразия культур и мировоззрений, породивших многообразие стилей и стилевых течений  в архитектуре. Если же человек как таковой всё-таки решится догонять технический прогресс, который он непрерывно развивает, то и архитектура будет меняться в сторону ее развивающей и смысловой, а не только лишь украшательской, имитационной или улучшающей комфорт функции.

Каждый архитектор, беря для своей работы какой либо стиль, должен привносить в него свою культуру, свое мировоззрение. В другом случае это будет слепое копирование, «реставрация» наличествующего. У современных музыкантов, к примеру, есть такая поговорка относительно тех, кто сперва учился игре на фортепиано, а затем начинал осваивать клавишный синтезатор. Это по их мнению, «клавишник». А «музыкантов», воспроизводящих звуки с помощью синтезатора, не обучавшихся прежде игре на фортепиано, - их саркастически именуют «оператор синтезаторной установки».

Точно такой же тезис можно спроецировать и на архитекторов. Профессионал, не подключенный к культурному «арсеналу» своего народа, к его истории и гуманитарной сфере знаний...  Архитектор, не способный (или не желающий), пользуясь банком национального и мирового архитектурного опыта,  осмысленно воплощать свою национальную идентичность в архитектурных пространствах, как малых, так и больших,  является лишь оператором ПК и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Выбирайте тот стиль жизненного пространства и быта, который смог бы помогать вашему мировоззренческому и культурному развитию.


P.S. Текст не претендует ни на академичность, ни на научность и является субъективным мнением автора.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чуда не произошло, стройка вновь подорожала, на этот раз особо отличился угольного терминала «Лавна» под Мурманском. Цена его строительства выросла сразу в полтора раза, и достигла отметки в 36 млрд рублей (ранее речь шла о 24 млрд рублей). И это вполне можно пережить, если бы не проблемы ...
...
Не хочу никого обижать, и оскорблять, хотя судя по ажиотажу связанному со сносом ларьков, все таки значительная часть людей повели себя как хохлы )))). Все таки постараюсь заниматься разъяснениями. Итак, вы думаете, что за всей этой эпопеей со сносом стоит интерес города и забота о его об ...
  Смотрю по телевизору повтор трансляции 1 съезда народных депутатов СССР. Слушаю выступления народных депутатов. Выступают писатели, поэты, учёные, артисты, юристы… В зале радостные лица людей, людей, которые чувствовали себя хозяевами ...
Эту тему я просто не могла обойти стороной, так как все нормальные женщины конечно очень хотят знать — кого же на самом деле любят мужчины. Мой род занятий вроде бы не предполагает ...