Кормление грудью. Картины великих художников.
feministki — 03.04.2014 Оригинал взят у valkiriarf в Кормление грудью. Картины великих художников.Vicente Romero Redondo "Кормящая женщина"
"Мать" Петров-Водкин
На картине изображена молодая мать с ребенком, которая кормит грудью свое дитя. Картина выполнена в любимой Петровым Водкиным цветовой гамме красного цвета. Сюжет "Матери" напоминает библейскую тему Девы Марии с Иисусом - ребеночек беззаботно спит и посасывает грудь кормящей мамы.
Грегорио Ладзарини. «Аллегория милосердия», около 1700 года.
Порой смотришь на картину, на ее название, и никак не сообразишь: что здесь не так? Вроде все понятно, но не совсем. Милосердие, как правило, проявляется по отношению к чужим людям… Выходит, трое малышей – чужие для этой кормящей матери? А смысл тогда в чем? Покушала сама (чаша на заднем плане) – накорми подрастающее поколение? Что ж, это можно понять. Ну, а аллегория? Она-то в чем? Поневоле закрадывается подозрение, что картина написана ради самой картины. Такая вот продуманная до мелочей отвлеченная композиция, по-академически точная и выверенная. Как у Рафаэля. Красота ради красоты? Неужели и впрямь все так просто?
С этим выводом можно было бы и согласиться, если б не одно «но». В отличие от того же Рафаэля, женщина у Ладзарини имеет черты явного портретного сходства. Ее красота не идеальна. То есть автор хочет сказать, что перед нами обычная, живая женщина, а не некий отвлеченный символ. Так что аллегория, если она действительно здесь есть, весьма непростая.
Сценка сама по себе сентиментальна и умилительна. Так и хочется воскликнуть: «Какая прелесть!» Автор намеренно сделал ее такой. Суть же сводится к простой вещи, понятной всем и каждому: детей – трое, а соответствующих точек питания – две. Причем одна уже и вовсе занята. Такая вот трогательная проблема. И как же наши добры молодцы будут ее решать?
Тут-то и начинаются трудности. Художник относится к сложившейся ситуации и с полной серьезностью, и с добрым юмором. Мальчуган, с уморительно-деловым видом опершийся о плечо женщины – в нешуточном раздумьи. С одной стороны, на него жалобно смотрит собрат по продовольственной проблеме, совсем уж несчастный. И вроде надо бы ему уступить. Но уступишь раз, потом другой… Так и со свету сживут. Серьезная проблема, между прочим...
Малыш, лежащий на спине, производит впечатление совершенно беспомощного. Ему, слабохарактерному и покладистому по натуре, всегда достается от приятелей, гораздо более деловитых и настойчивых. Отсюда - проблемы с молоком. Поневоле станешь назойливым и плаксивым. Чуть что – глаза на мокром месте. Такое вот несчастье мамино.
Самый сообразительный, конечно, тот, что слева: решительно приступил к выполнению своих младенческих обязанностей и попробуй, сделай с ним что-нибудь. Так что нечего время терять попусту.
И, конечно же, нельзя обойти вниманием кормилицу. Художник, когда писал ее лик, хотел, чтобы тот выглядел не красивым, а просветленным. Благо здесь есть для этого чудеснейший повод: маленькие люди, о которых нужно заботиться. И ей все равно, кто из них как себя ведет и чем озабочен. У нее есть только бесконечная любовь к этим существам. Одна на всех. Ну, и еще легкая улыбка, столь милая сердцу любого зрителя.
Итак, что мы имеем? Перед нами – пусть забавный, шуточный, но все же конфликт. Конфликт же для художника, как правило, необходим для того, чтобы показать как можно выразительнее своего героя и свое отношение к нему. Это – лучший способ рассказать о человеке, его достоинствах и недостатках. И какой же вывод возникает из всех этих размышлений? Весьма неожиданный. Картине дано неверное название. Здесь нет аллегории милосердия. Здесь, скорее, размышления художника над человеческой сущностью вообще. Четыре разных характера: целеустремленно-настойчивый, безвольно-плаксивый, деловито-волевой и, наконец, снисходительно-великодушный и добросердечный. Последний – самый главный и всепобеждающий. Думается, перед нами – результат размышлений художника, изложенный им не без иронии и юмора. Конечно, кто-то постарается увязать эти характеристики человеческой натуры с другими, схожими: холерик, сангвиник и т.д. Я этого делать не стану. Во-первых, это не совсем так. Во-вторых, мне кажется, что на картине - именно авторское суждение о человеческих сущностях. И соответствует оно именно рубежу XVII-XVIII веков. А почему дети? Видимо, автор считает, что сущность человека проявляется уже в раннем возрасте и остается неизменной в течение всей его жизни. То есть, перед нами – своеобразное философское размышление на тему: «Четыре сущности человека». Вот в какие дебри человеческого разума увело нас размышление о, казалось бы, таком понятном и безыскусном художественном произведении. А какое название дать этой картине – я даже и затрудняюсь сказать. Кстати, она всегда была без названия. Может, не случайно?
Мама Жанна кормит ребенка - Мэри Кассат
Andrea Solari (also Solario) (1460–1524) Мадонна с зеленой подушкой (Maria lactans)
Wyspianski, Portrait of Eliza Parenska, 1905 Postcard
продолжение