рейтинг блогов

Конфедерация лорда Карнарвона

топ 100 блогов antinormanist26.09.2018
В результате победы консерваторов на всеобщих выборах в феврале 1874 года главный эксперт партии в колониальных вопросах лорд Карнарвон снова вернулся в кресло министра колоний.

С приходом лорда Карнарвона многое поменялось в министерстве. От прежней политики реагирования на вести из дальних колоний министерство перешло к активному формированию политики расширения и укрепления Империи, в соответствии с видением лорда Карнарвона.
Конфедерация лорда Карнарвона

И Африка в его планах занимала значительное место. В декабре 1876 года он напишет отправляемому в Африку Фреру: "Мне не хотелось бы, что кто-то слишком приближался бы на юге к Трансваалю, который будет нашим, или на севере к Египту и зависимым от него странам… Я не понимаю, почему глядя на опыт, который мы уже имеем с английской жизнью в тропиках, Замбези должна считаться границей британской колонизации. В значительной части, если не целиком, мы должны быть готовы принять что-то вроде доктрины Монро для большей части Африки".

Но было тут и место случаю. Возможно, если бы не бурная общественная реакция в Лондоне на "дело Лангалибалеле" летом 1874 года, энергия бы министра оказалась направлена на какой-то другой регион. Но беседы с Теофилем Шепстоном побудили министра пристальнее взглянуть на Южную Африку. И увидеть там много знакомого.

Дело в том, что в предыдущее кратковременное пребывание на посту министра колоний (1867-68 годы) лорд Карнарвон сыграл большую роль в принятие Акта о Британской Северной Америке, оформившего объединение североамериканских владений Империи в новый доминион – Канаду. В дальнейшем Карнарвон продолжал поддерживать связи с канадскими политиками и внимательно следить за судьбой нового доминиона, которому он пророчил "славу великого государства".
Как и в Канаде, на юге Африки имелось ряд колоний с несовпадающими интересами, неанглийское большинство белых поселенцев, настроенных к Британии весьма критически (франкоканадцы и буры) и разнообразные туземцы.

В сентябре 1874 года Карнарвон направил в Южную Африку личного эмиссара – известного историка и публициста Джеймса Фруда. По итогам полугодовой поездки по региону Фруд проникся явным "бурофильством" и презрением к управлявшим Капской колонией местным либералам, в целом посчитав, что объединение Южной Африки назрело.
4 мая 1875 года Карнарвон перешёл к реализации своих планов, направив официальное послание верховному комиссару и капскому губернатору Генри Баркли с предписанием созвать в Кейптауне конференцию южноафриканских колоний и стран с целью выработка единых подходов к туземной политике, особенно в области продажи им огнестрельного оружия. Конференция также должна обсудить "весьма важный вопрос политического объединения Южной Африки в форме некоей конфедерации".

Назначенный представителем министерства на конференцию Фруд прибыл в Кейптаун 19 июля. И обнаружил, что капское правительство во главе с Молтено, поддержанное парламентом, не желает никакой конфедерации. Фруд из Кейптауна докладывал Карнарвону: "В дискуссиях Вашу светлость обвиняют в самых безнравственных и нечестных мотивах. Вы, якобы, желаете коварно переложить на эту колонию расходы на обороны Наталя. Вы желаете принудить колонию помочь в покорении двух бурских республик. Вы хотели вести новую и чрезвычайно опасную туземную политику, которая приведёт к новой кафрской войне". В целом, капское руководство было едино в том, что имперские власти желают таким путём переложить на самую сильную колонию (Капскую) финансовое бремя имперской власти на юге Африки.

Фруд не отступил, вступил в открытую дискуссию с капскими политиками, а также поднял против Кейптауна восток колонии, традиционно недолюбливавший либералов из Кейптауна. С его подачи в Порт-Элизабете, Грехемстауне, Кингвильямстауне и других восточных городах прошли митинги, принявшие резолюции в поддержку конфедерации, ибо "разобщённость европейских общин в Южной Африке… провоцирует туземные восстания и вторжения".
Фруд резко критиковал верховного комиссара Баркли, шедшего на поводу у Молтено – так что министр прямо написал комиссару, что то обязан либо содействовать имперской политике либо подать в отставку.
Капский парламент в ответ принял резолюцию с осуждением "раскольнической" деятельности Фруда. Да и генерал Уолсли впоследствии по итогам деятельности Фруда выразил надежду, что тот "был последним историком, которому когда-либо позволили вмешаться в ведение общественных дел".
Конфедерация лорда Карнарвона

Попытка провести конференцию в Кейптауне была сорвана, но Карнарвон не был намеревался отступать. Хотя премьер-министр Дизраэли уже стал проявлять неудовольствие чрезмерной активностью лорда, предлагая ему перейти в министерство по делам Индии или Адмиралтейство, но Карнарвон отказался.
Новую попытку решено было предпринять в Лондоне. В марте 1876 соответствующее послание министерства колоний ушло на юг Африки.

Капский парламент отказался участвовать в конференцию, однако несколько поддержавших конфедерацию восточно-капских депутатов во главе с Джоном Питерсоном в Лондон отправились. В конце июля в Лондон всё же приехал и капский премьер Молтено.
Законодательное собрание Наталя направило делегацию из трёх членов во главе с Теофилем Шепстоном – в Лондоне стараниями Карнарвона он получил рыцарское достоинство. Западный Грикваленд представлял историк Фруд, пару лет назад проведший в Кимберли целую неделю.
Прибыл и президент Оранжевого свободного государства Бранд, хотя и с резолюцией фольксраада, в которой провозглашалась, что хотя республика "искренне стремится поддерживать самые дружественные отношения с Правительством и Колониями Её Величества в Южной Африке", она намерено "сохранять и поддерживать свою независимость". Представителя Трансвааля не было – им даже не прислали приглашение, из-за конфликта верховного комиссара Баркли с президентом Бюргерсом.

Конференция начала работу 3 августа 1876 года в здании министерства колоний в Лондоне. Карнарвон выступил на открытии с большой речью, назвав главной целью конфедерации объединение усилий колоний и республик в деле "защиты от туземных мятежей и вторжений". Всего прошло 7 заседаний, на большинстве из которых председательствовал замещавший министра генерал Уолсли. Участники проводили время в бесконечных дискуссиях по "туземному вопросу", так и не перейдя собственно к конфедерации.
15 августа конференция "временно" приостановила свою работу, чтобы больше не собираться.

Но провал конференции не остановил министра. Ещё в её ходе он заявил о подготовке имперского акта по типу канадского, который разрешит создание конфедерации. И в ноябре 1876 года проект Южноафриканского акта был направлен министерством колоний на юг Африки.

Внеся по замечаниям с мест ряд небольших изменений, Карнарвон представил Акт парламенту 23 апреля 1877 года. В целом Акт получил поддержку подавляющего большинства депутатов, в том числе оппозиционных либералов. Против выступили только известный антиимпериалист Леонард Кортни и ряд ирландских депутатов, прямо сравнивавших ситуацию в недавно аннексированном Трансваале с ирландской.
13 августа 1877 Южноафриканский акт, одобренный обеими палатами парламента, получил королевскую санкцию и стал законом. Он предусматривал объединение колоний и республик Южной Африки в самоуправляющийся доминион. Конкретная форма такого союза должна быть определена в ходе переговоров заинтересованных сторон. На этот процесс отводилось 5 лет.

Принятие Акта стало последним крупным достижением Карнарвона на посту министра. К тому времени его отношения с премьер-министром Дизраэли были полностью испорчены из-за разногласий по Восточному вопросу. Карнарвон считал, что прежняя политика поддержки Османской империи как барьера против русской экспансия себя исчерпала, и стоит договорится с Россией о каком-то компромиссе за счёт турок, который даст Британии "большую свободу рук на Востоке".

В январе 1878 года, на пике антироссийской истерии в Британии, подарившей миру слово "джингоизм", Карнарвон позволил себе публично выступить против воинственной политики кабинета, заявив на встрече с очередной южноафриканской делегацией, что сейчас в Англии мало кто с удовольствием вспоминает, как страна оказалась втянута из-за турок в Крымскую войну: "И я уверен, что нет никого достаточно безумного, кто желал бы повторения этого".
4 февраля 1878 года, после учинённой ему королевой Виктории форменной истерики, лорд Карнарвон покинул пост министра колоний.

Но его уход уже мало повлиял на запущенные им в Южной Африке процессы. Прежде всего, потому, что в регионе уже активно действовал назначенный им новый имперский проконсул Бартл Фрер.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Высокие обобщения. Заключение книги М.А. Петрова " Трафальгар, Цусима, Ютландский бой " включает в себя девять пунктов. Постулат о необходимости преимущества, который мы обсудили пару недель назад, в этом перечне восьмой. Большая же часть итоговых умозаключений - пять пунктов - ...
После «Купчих, дворянок, магнаток» Г.Н. Ульяновой ловлю себя на том, что хочется почитать что-нибудь из купеческой жизни. Кто герои нашего времени, как не купец и купчиха? Рассудительность, прагматичность, умение говорить и договариваться... Купец — твой предок, а не воин хмурый, Не ...
Хули делать в Баку? Какие еще есть города в Азербайджане? Где есть? Где спать? Что смотреть?Лучшая гостиница? Лучшее кофе? Лучший ресторан? Где бесплатный вайфай?Телефоны, адреса, координаты, схемы проезда и рецензии - все можно сваливать ...
 Вот не писал про Ходорковского и думал, что не буду. А вот оказалось - напишу. Немного оговорюсь о личном отношении: Я не считаю МБХ узником совести, гигантом мысли, отцом русской демократии и упаси Бог видеть его в президентах. Однако то, что ...
13 марта представители компании Orbital ATK сообщили о разработке новой версии аппарата, предназначенного для продления срока службы старых геостационарных спутников. Он будет создан на базе космического буксира MEV (Mission Extension Vehicle). Концепт MEV MEV предназначен для ...