Колонка директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина о фрегате "Орел"
bmpd — 13.06.2017
В июньском номере литературного журнала
"Русский пионер",
посвященном тематике кораблей и кораблестроения,
опубликована
колонка
"Пионер госзаказа" за авторством директора Службы
внешней разведки России
Сергея Нарышкина. Предлагаем
ознакомиться с материалом.
Директор Службы внешней разведки С.Е. Нарышкин (c)
kommersant.ru
Хочу рассказать историю про один «госзаказ». У людей это слово
вызывает разные ассоциации, но все они так или иначе связаны с
реалиями наших дней либо недавнего прошлого. Поэтому было
неожиданно услышать его от академиков на одном из заседаний
Российского исторического общества. На нем шла речь о событиях
350-летней давности, о военном корабле «Орел», построенном по указу
царя Алексея Михайловича, как сейчас сказали бы, в Подмосковье.
Этот факт тоже удивил. Хотя историю строительства российского флота
я, как человек, выросший на берегах Невы, неплохо себе
представлял.
Дело в том, что еще в 1667 году Алексей Михайлович — отец
Петра Первого, второй из династии Романовых — выделил из казны
средства на строительство фрегата. Для организации работ пригласили
голландцев, деятельность которых курировал выдающийся русский
государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. А строить было решено
там, где был подходящий лес и можно было найти плотников, — на Оке,
в селе Дединово Московской области. Там сейчас стоит стела, вершину
которой украшает такой же символ, как и на Адмиралтейском шпиле в
Санкт-Петербурге. А перед въездом в село — щит с надписью:
«Дединово — родина российского флага».
Это тоже не случайно, поскольку остались архивные записи,
свидетельствующие, что для этого корабля были заказаны ткани трех
цветов: белого, лазоревого и червчатого (то есть красного). Как
выглядел сам флаг, доподлинно неизвестно, как неизвестен и внешний
облик «Орла», но многие серьезные историки считают, что именно
тогда власть определилась с этим важнейшим элементом
государственной символики. Символично, что и название кораблю было
дано именно в честь российского герба.
Говорят, что в советские годы про корабль «Орел» знали многие
мальчишки. Модель корабля можно было купить в магазине и склеить.
Потом она как-то забылась, затерялась среди множества других, по
преимуществу заграничных. Но ведь история помнит все — документы
разных эпох бережно хранятся в наших архивах и музеях. Среди них
есть даже трогательные (пусть и косвенные) свидетельства того, что
страсть к корабельному делу у Петра Великого возникла не случайно.
Мне кажется, она передалась ему «по крови», от родного отца. В
предисловии к первому Морскому уставу исследователи особо выделяют
запись, которая, по их мнению, была сделана рукой самого Петра. Да
и кто б еще посмел написать: «Хотя намерение отеческое не получило
конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления,
понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее
дело морское».
Из Оки в Волгу, а потом вниз до Каспийского, как тогда
говорили — Хвалынского — моря: «Орел» предназначался для
обеспечения безопасности торгового мореплавания. В те годы ширилось
экономическое взаимодействие с Ираном. Были, конечно, и желающие
поживиться купеческими товарами.
Тут как раз нелишне вспомнить и то, что фрегат был введен в
эксплуатацию в годы восстания Степана Разина. И, не успев войти в
Каспийское море, был в 1670 году захвачен и разграблен восставшими
крестьянами. После этого он простоял много лет в бездействии в
одной из проток дельты Волги и пришел в полную негодность к
плаванию, а по некоторым данным — и вовсе был сожжен.
Что и говорить, история полна удивительных подробностей — и
противоречивых, и прямо указывающих на характеры и деяния тех, кто
ее делал. А читая документы, изучая их, мы сами становимся и
первооткрывателями, и тем «связующим звеном» между эпохами, которые
продолжают непрерывную летопись страны. Летопись, в которой важны и
факты, и чувства. И записи царской рукой и рукой капитана в
бортовом журнале. И плотницкие предания, и записки
путешественников. Голландец Ян Стрюйс, который участвовал в
строительстве «Орла», дошел на нем до Астрахани и описал потом эти
приключения в своей книге, не забыв указать даже мели на Волге.
Петр Первый эту книгу нашел и поручил перевести главу об «Орле».
Рукописный перевод хранится в петровской коллекции в Библиотеке
Академии наук в Санкт-Петербурге.
Можно почитать и сравнить с тем, как сейчас устроено движение
по водным путям. Особенно будет интересно тем, кто сейчас отвечает
за развитие речного судоходства и проходимость рек.
А вся история со строительством «Орла» абсолютно заслуживает
того, чтобы учредить в память о царском указе День
кораблестроителя. И отмечать его в конце июня уже не только с
историками, а с сотнями тысяч корабелов.