рейтинг блогов

Колонка директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина о фрегате "Орел"

топ 100 блогов bmpd13.06.2017 В июньском номере литературного журнала "Русский пионер", посвященном тематике кораблей и кораблестроения, опубликована колонка "Пионер госзаказа" за авторством директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина. Предлагаем ознакомиться с материалом.

Колонка директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина о фрегате Орел SergeyNaryshkin

Директор Службы внешней разведки С.Е. Нарышкин (c) kommersant.ru



Хочу рассказать историю про один «госзаказ». У людей это слово вызывает разные ассоциации, но все они так или иначе связаны с реалиями наших дней либо недавнего прошлого. Поэтому было неожиданно услышать его от академиков на одном из заседаний Российского исторического общества. На нем шла речь о событиях 350-летней давности, о военном корабле «Орел», построенном по указу царя Алексея Михайловича, как сейчас сказали бы, в Подмосковье. Этот факт тоже удивил. Хотя историю строительства российского флота я, как человек, выросший на берегах Невы, неплохо себе представлял.

Дело в том, что еще в 1667 году Алексей Михайлович — отец Петра Первого, второй из династии Романовых — выделил из казны средства на строительство фрегата. Для организации работ пригласили голландцев, деятельность которых курировал выдающийся русский государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. А строить было решено там, где был подходящий лес и можно было найти плотников, — на Оке, в селе Дединово Московской области. Там сейчас стоит стела, вершину которой украшает такой же символ, как и на Адмиралтейском шпиле в Санкт-Петербурге. А перед въездом в село — щит с надписью: «Дединово — родина российского флага».

Это тоже не случайно, поскольку остались архивные записи, свидетельствующие, что для этого корабля были заказаны ткани трех цветов: белого, лазоревого и червчатого (то есть красного). Как выглядел сам флаг, доподлинно неизвестно, как неизвестен и внешний облик «Орла», но многие серьезные историки считают, что именно тогда власть определилась с этим важнейшим элементом государственной символики. Символично, что и название кораблю было дано именно в честь российского герба.

Говорят, что в советские годы про корабль «Орел» знали многие мальчишки. Модель корабля можно было купить в магазине и склеить. Потом она как-то забылась, затерялась среди множества других, по преимуществу заграничных. Но ведь история помнит все — документы разных эпох бережно хранятся в наших архивах и музеях. Среди них есть даже трогательные (пусть и косвенные) свидетельства того, что страсть к корабельному делу у Петра Великого возникла не случайно. Мне кажется, она передалась ему «по крови», от родного отца. В предисловии к первому Морскому уставу исследователи особо выделяют запись, которая, по их мнению, была сделана рукой самого Петра. Да и кто б еще посмел написать: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

Из Оки в Волгу, а потом вниз до Каспийского, как тогда говорили — Хвалынского — моря: «Орел» предназначался для обеспечения безопасности торгового мореплавания. В те годы ширилось экономическое взаимодействие с Ираном. Были, конечно, и желающие поживиться купеческими товарами.


Тут как раз нелишне вспомнить и то, что фрегат был введен в эксплуатацию в годы восстания Степана Разина. И, не успев войти в Каспийское море, был в 1670 году захвачен и разграблен восставшими крестьянами. После этого он простоял много лет в бездействии в одной из проток дельты Волги и пришел в полную негодность к плаванию, а по некоторым данным — и вовсе был сожжен.

Что и говорить, история полна удивительных подробностей — и противоречивых, и прямо указывающих на характеры и деяния тех, кто ее делал. А читая документы, изучая их, мы сами становимся и первооткрывателями, и тем «связующим звеном» между эпохами, которые продолжают непрерывную летопись страны. Летопись, в которой важны и факты, и чувства. И записи царской рукой и рукой капитана в бортовом журнале. И плотницкие предания, и записки путешественников. Голландец Ян Стрюйс, который участвовал в строительстве «Орла», дошел на нем до Астрахани и описал потом эти приключения в своей книге, не забыв указать даже мели на Волге. Петр Первый эту книгу нашел и поручил перевести главу об «Орле». Рукописный перевод хранится в петровской коллекции в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

Можно почитать и сравнить с тем, как сейчас устроено движение по водным путям. Особенно будет интересно тем, кто сейчас отвечает за развитие речного судоходства и проходимость рек.

А вся история со строительством «Орла» абсолютно заслуживает того, чтобы учредить в память о царском указе День кораблестроителя. И отмечать его в конце июня уже не только с историками, а с сотнями тысяч корабелов.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Современная Сербия выпустила совсем немного памятных монет в недрагоценных металлах. Я знаю всего о семи таких монетах. Шесть монет, посвященных выдающимся историческим личностям, у меня уже были. И вот пополнил коллекцию последней седьмой монетой.  Сербия. 10 динаров 2009 года ...
Музей Техники Вадима Задорожного периодически открывает у себя различные тематические выставки. Вообще стоит напомнить, что это не только место, где много военной техники, изначально музей посвящен гражданским машинам. Вот как раз выставка, над которой идет работа, посвящена, в основном, ...
Несмотря на то, что первый день в Рязани выдался насыщенным – И Кремль, и музей Павлова, и в целом шатания по центру города, вечером решили дойти еще до памятника Есенину. А то как же так, Рязань и без Есенина:). 1. Детский сад Гномик, неподалеку от музея Павлова – этакая смесь модерна и ...
На выставке "Предчувствие весны" , которая прошла в Ижевске в начале марта, весна не только примеряла наряды , но и заглядывала в окна симпатичных домиков. Эти домики одновременно и элемент декора, и милые фотозоны. Один из них даже гостеприимно распахнул дверь, чтобы можно было войти ...
Много лет назад, когда Джей Ло только замелькала на экранах Рубинов телевизоров, она пользовалась сумасшедшим успехом! Девочки пытались ей подражать, мальчики мечтали, чтобы их девочкам это удалось. Мне эта смуглая девушка тоже нравилась, а клип, где Джей идет по солнечному Лос ...