Когда трагедия остается за кадром

топ 100 блогов bamssi12.11.2013 В пятнадцать лет я держалась за то, что однажды дурацкое ощущение «весь мир против тебя» уйдет. Ожидания меня не обманули, на смену ему пришло - «миру на тебя насрать». За ним «нет никакого мира», первая часть «Матрицы», я закончила колледж, устроилась на работу, получила первую зарплату, которую хватило на две пары чулок, носки и оплатить один коммунальный счет. Начала жить, как все нормальные взрослые люди. Если вы в это поверили, вам не стоит ходить под кат.

У сегодняшнего обзора (наконец-то) есть тема. Наташа пришла предложить вам странные фильмы. "Странные" в самом хорошем значении этого слова. Я бы даже сказала не так, это фильмы, которые лучше смотреть в одиночестве. Все они не торопливы, в них мало (или очень много) диалогов. В них не стоит искать смысла, логику, даже просто законченную историю. Они мало похожи между собой, кроме одного: о них крайне трудно рассказывать. Чтобы их посмотреть, придется отложить дела, усадить себя перед монитором и, честно говоря, притерпеться к каждому из них. Судя по всему, они не стремились быть совершенными, ответить на все вопросы сразу, да и вообще отвечать на вопросы. Герои их существуют в реальной, но несколько отстраненной от нас реальности. Я бы назвала её предполагаемой. Чтобы довериться ей, придется её допустить. Да, всё это немного абсурдно, местами алогично, местами трудно удержать себя от радикальных замечаний и советов несуществующему пространству. Ради любви ко мне искусству, не смотрите эти фильмы, если не хотите разрешить им себя рассказать. Честно-честно, они странные, очень странные. Но если вы дойдете до конца, попробуете их услышать, дышать станет чуть-чуть легче.

Первым будет темно-синий фильм венгерского гения Бенедека Флигауфа, «Чрево» (англ. Womb, не уверена, что «Чрево» соответствует фильму, но в прокат вышло так), 2010 год.

Когда трагедия остается за кадром

Сценарий – Флигауфа. Укажу оператора, потому что наслаждалась видами все 107 минут, Питер Сатмари. В ролях: Ева Грин, Мэтт Смит, Лесли Мэнвилл, Питер Уайт, Иштван Ленар, Ханна Мюррэй, Руби О. Фи, Тристан Кристофер, Джесси Хоффманн, Наталия Тена.

Пересказывать этот фильм даже как-то нелепо. Примерно с таким же успехом можно было бы пересказать «Шестое чувство» или «Искусственный интеллект», впрочем, часть серий «Доктора Кто» в пересказе напоминает больше записки диагноста. Хочу сразу предупредить, что на экране события будут выглядеть менее радикально, что в самом кратком синопсисе. Тот случай, когда слова спотыкаются об немногословную игру актеров. Да, герои немного говорят, мало чего рассказывают, не проявляют буйных страстей. Всё это залито светлыми тонами неба, более темными тонами моря, тоном прибрежных пляжей, монотонность которого азартно разбавлена разноцветными узорами смешных джемперов.

Начну, Том и Ребекка познакомились в восемь лет, когда девочка приехала погостить к деду в некую деревушку у северного моря. Дети сдружились, и дружба стала первой любовью для каждого из них. Но Ребекка вернулась к родителям в Японию, а вернулась спустя 12 лет, когда и она, и Том выросли.

Новая встреча возвращает чувство. Но проверить его толком не удалось, Том гибнет в первый же совместный уикенд. Ребекка предлагает убитым горем родителям Тома клонировать сына. Мать отказывается, но отец подписывает необходимые бумаги, честно попросив девушку еще раз внимательно обдумать это решение.

Особо акцента на клонировании фильм не делает. Том младший рождается при помощи кесарева сечения. Ребекка растит его. Сквозь неторопливые бытовые сценки иногда проступает тревога. То мальчик задается вопросами о жизни «отца», то люди из прошлого пытаются навредить. В этом недалеком будущем клонирование не новость, но отношение к нему негативно. Интересно, что сам Том (Том первый) центр в котором его клонировали собирался байкотировать. Собственно, он погибает по дороге на «акцию», направленную против этого центра.

Маленький Том не осознает, что он «дубляжка», которых его в школе учат презирать. Когда правда об этом всплывает, Ребекка просто увозит сына к морю. Там Том взрослеет, и однажды приводит в дом девушку и сообщает, что та остается с ними.

Теперь перед Ребеккой точная копия погибшего возлюбленного, и человек, чей покой она привыкла беречь. Пока она тонет в ревности, ситуация принимаем совсем дурной оборот. На пороге дома появляется мать (бабушка?) Тома. Женщины в ужасе смотрят друг на друга. Парню кажется, что он смутно помнит, но не помнит что. Девушка уходит, сбежав. Том требует от «матери» объяснения. Ребекка отдает ему старый ноут… Тома. На этом я остановлюсь, выдав вам почти все, и ничего не рассказав о фильме.

Когда трагедия остается за кадром

Я пересмотрела его два раза. В смысле, посмотрела фильм, и тут же поставила его снова. Потому что не поняла. Как ему удается так виртуозно балансировать между грустью и яростью, между откровенной эротичностью и абсолютной чистотой, при столь фантастичном сюжете – его невозможно обвинить в двусмысленности. Я бы сказала, что это очень красивая метафора о зарождающемся чувстве.

Том и Ребекка были слишком малы, когда полюбили друг друга. Им не хватило времени в этой жизни, Ребекка подарила им новый шанс. Разве мы пытаемся что- то учесть, когда рискуем любить? Помните ворчливое теткино «вырасти себе мужа»? Ребекка попыталась это сделать. Не важно, что из этого вышло, смотрится это с широко раскрытыми глазами.

Мои нижайшие поклоны Еве и Мэтту. На свете не так много фильмов, которые жадная я смотрела бы по два раза кряду. Мне подарили всю палитру чувств: изумления, даже оторопи, мне пришлось в некоторый момент заставить себя не размышлять и … та тишина, что мне подарили ребята, рассказала мне о себе больше, чем многие дни до. Да, у Смита не так много экранного времени, но каждая секунда с ним изумительна. (Только для друзей, этот парень переплюнул Колина Ферта, подвинув сцену с ним по моей личной шкале «загрызть палец до смерти». Учтите, он подвинул сцену из «Одинокого мужчины»).

Легче всего фильм ассоциировать … байкой соседки. Представьте, что у вас есть возможность на протяжении десятилетий наблюдать жизнь соседа. Или одноклассника. Нельзя сказать, что вы близки, но ты знаешь его так давно, что невольно переживаешься. После фильма остаешься примерно с таким ощущением.




«Бумажный человек» (анг. Paper Man), 2009 год. Немного снизим нагрузку, перед нами уже не фантастика, а … вру. Режиссеры: Киран Малруни, Мишель Малруни. Актеры: Лиза Кудроу, Джефф Дэниелс, Райан Рейнольдс, Эмма Стоун, Киран Калкин и др.

Когда трагедия остается за кадром

Опять, если пересказать этот фильм, то всё лишь испортить. В зачине есть незадачливый седой ребенок, Ричард Данн. Человек, который о себе скажет «у меня нет настоящих причин переживать за себя. У нас есть деньги, друзья, дом», но которому незачем жить. Жена Ричарда, Клэр (в исполнении Лизы Кудроу) привозит его в уединенный домик. По планам супругов, Клэр продолжит работу в больнице, Ричард продолжить писать. Первый его роман провалился, из непроданных книг наш писатель сложил себе диван в центре гостиной. Предыдущий диван «его полнил», за что был вынесен на улицу вместе со всей мебелью из дома.

Это не единственное чудачество (а уж почудачить великий Джефф Дэниелс умеет!) Ричарда. Он дает имена еде, нанимает себе няньку (школьницу в исполнении Эммы Стоун). Но всё бы ничего, но у него есть воображаемый друг – Изумительный Капитан. «Друзья» вместе более сорока лет, и воображаемый ангел переживает, что Ричард совершенно не слушает его.

У нанятой «няньки» - Эбби тоже не всё гладко. Когда-то в море утонула её восьмилетняя сестра-близнец. С тех пор девочка живет замкнуто и … имеет своего, по уши влюбленного в нее, воображаемого друга. К слову, унылый младший Калкин безусловно хорош в этой роли. «Унылый» эпитет обращенный к персонажу, а не игре актера. За сцену диалога между воображаемыми друзьями героев – отдельное спасибо актерам.

Всё вместе азартный бред о том, что все мы очень разные, но всем нам бывает очень одиноко. Если не искать причинно-следственных связей, то можно много научиться у этого странного, очень путанного и не очень смешного фильма. Просто представьте себе рядом немного помятого, в прожженной куртке Джеффа и подтянутого Рейнольдса в голубом трико рядом. Представили? Тогда вы не удержитесь от просмотра. Лишнюю суету на экране с успехом сгладят актеры, а после всего останется усталая, но не вымученная улыбка. Возможно, это кино о том, как немного нам иногда нужно.



И наконец ТА-ДА-ДАМ, «Ларс и настоящая девушка» (англ. Lars and the Real Girl) — американская комедийная драма 2007 года. Сценарий этого безумия написала Нэнси Оливер. Режиссер: Крэйг Гиллеспи. Актеры: Райан Гослинг, Эмили Мортимер, Пол Шнайдер и др. Если сейчас смогу это достойно пересказать, считайте меня неглупой. Но заранее учтите, пересказывать сюжет этого фильма – преступление. Слова тут бессильны.

Когда трагедия остается за кадром

Убейте меня, но это звездная роль Гослинга. Его Ларс неподражаем. Немного угловат, застенчив, но обходителен и заботлив. У него есть брат, беременная невестка и комнатка в гараже, куда он сам добровольно однажды съехал. Еще у него есть некое нервное расстройство и постоянный стресс от взаимодействия с миром. То невестка упрямо пытается зазвать в гости, то коллега по офису пытается флиртовать. Однажды Ларс заказывает в секс-шопе резиновую куклу и с радостью представляет её родным, как свою невесту, Бьянку.

Плохо одно, Бьянка «заболела». Ошалевшие родственники предлагают показать куклу, а заодно и парня, семейному врачу. Та предлагает не паниковать, а поддержать иллюзию Ларса. Так Бьянку постепенно знакомят со всем безымянным городком: викарием, продавщицами, парикмахером. Неожиданно город проникается проблемой, и Бьянка обретает много друзей, устраивается на работу, её принимают в школьный совет, наряжают и водят к мессе, приглашают на вечеринки.

На этом мне лучше остановиться. Остановитесь и вы, когда подумаете, что никто так не лечит навязчивые иллюзии; когда подумаете, что ничего хорошего из этого не выйдет; что в мире не существует таких городков. Просто допустите это всё, представьте, что где-то, пусть и в параллельном, мире есть такой городок, где люди готовы быть добры. Что немного доброты – никогда и никому не помешают.

Фильм трудно смотреть. Местами… очень трудно. Слишком правдоподобной кажется эта история, слишком нереальной, но очень узнаваемой. Нет, вовсе не тем, что вы тоже знаете парня, который нежно влюблен в свою резиновую куклу. А тем, что каждый из нас уязвим. Легко сказать «я принимаю этот мир», зачастую почти невозможно сделать.


Подведем итоги. Все эти странные истории объединены не только суровым климатом безымянных городков, чудесными принтами джемперов (кажется, я мечтаю о снеге и Рождестве), но и великолепными актерскими ансамблями. Это неспешные, странные истории, в которых люди очень хотят любить. В них не будет чудес, не будет концовок, не будет внятного начала. Но их не захочется анализировать, их не захочется даже разделить. У них нет наград, их трудно пересказать, но и трудно забыть. Я полюбила их. Может быть потому, что одна, очень хочу любить, потому что я странная, и моя концовка тоже еще не ясна. А может быть потому, что они легко впускают в себя, и каждому рассказывают что-то свое.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:05

https://bit.ly/2U3IpIb
I Love Books: создаем пассивный доход на книгах-бестселлерах от 85 000 рублей в месяц.
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Когда-то "Наутилус" мне очень нравился. Хотя и сейчас нравится - только я почему-то ...
Текущее распределение контроля за территорией Сирии. Для сравнения - ситуация по состоянию на 30 сентября 2015 г. ...
Жители Каширского шоссе жалуются на благоустройство улицы Маршала Шестопалова. Наведение красоты жителям нравится, а вот отмена удобных разворотов - нет. Развороты планируют оставить только для общественного транспорта, хотя их совместное использование никому не мешало несколько ...
На мой вкус, девушка не самая симпатичная. Но миленькая. Фотографии черно-белые, ретушированные, скрадывают изъяны кожи. В любом случае, посмотреть, как выглядит дочка Алека и Ким стоит. Весьма художественно получилось. Без пошлости. & ********************************* ...
После летней (по норвежским стандартам) Испании я мечтал насладиться снежной северной зимой, но мои мечты были растоптаны: днем теплеет даже и до +9, и вместо снега - грязные прогалины и грязный тающий лед. Но очень скользкий лед, так что на обувь приходится надевать шипованые накладки. ...